Напоминание

"Специфика образовательного процесса негосударственных общеобразовательных школах Республики Узбекистан"


Автор: Бакиева Дилрабо Олимджановна
Должность: Учредитель Негосударственной общеобразовательной школы и детского сада "Камелот Академия"
Учебное заведение: Негосударственная ОШ и Д/С "Камелот Академия"
Населённый пункт: Республика Узбекистан, г. Самарканд
Наименование материала: Образовательный процесс в негосударственных общеобразовательных школах
Тема: "Специфика образовательного процесса негосударственных общеобразовательных школах Республики Узбекистан"
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика образовательного процесса

негосударственных общеобразовательных школах

Республики Узбекистан

Учредитель негосударственной школы и

детского сада «Камелот Академия»

Бакиева Дилрабо Олимджановна

Введение

Негосударственные

общеобразовательные

учреждения

в

современном Узбекистане занимают сравнительно небольшую

долю «образовательного рынка». Однако тенденции развития этой

сферы свидетельствуют о том, что интерес к частному образованию

среди граждан Узбекистана растет. Отличительная черта подобных

учреждений

инновационность,

стремление

к

внедрению

авторских методик обучения и воспитания. Считается, что в

частных школах, активно применяется личностно-ориентированные

технологии образования, другие инновационные педагогические

технологии.

В связи с этим (по крайней мере, в массовом сознании)

считается, что качество получаемых знаний здесь существенно

выше, чем в школах государственных. В основном ожидания

родителей учеников частных школ Республики Узбекистан, как нам

представляется, связаны именно с этим представлением. Реальная

картина образовательного процесса в частных школах, с одной

стороны, подтверждает эти ожидания, а с другой – дает несколько

иную картину.

Специфика образовательного процесса

негосударственных общеобразовательных школах

Республики Узбекистан

Первое, что необходимо отметить в изучаемом контексте, – это

тот факт, что в Узбекистане в настоящее время действуют единые

программы общего среднего образования и единые требования к

аттестации учеников. Таким образом, в этом контексте частные

школы не могут отличаться от государственных. Существенная

разница заключается в том, что, в отличие от государственной

системы школьного образования, частная школа в современном

Узбекистане обладает повышенными возможностями реализации

новой образовательной парадигмы

1

.

При этом все же не надо ставить знак равенства между

категориями «частная школа» и «качество образования». Так,

например, распространенное в обществе представление о том, что

частная школа очень дорогая и именно поэтому гарантирует

высочайший уровень образования – не более чем заблуждение.

Это подтвердили глубокие исследования рынка частных школ в

современном Узбекистане.

Проблема здесь заключается, прежде всего, в том, что многих

родителей на сегодняшний день в первую очередь интересует

далеко не качество образования, внедрение новых технологий и так

далее. Родители при выборе частной школы хотят, чтобы ребенок

не перегружался, чтобы ему помогали делать домашнее задание и

так далее. Это может являться одной из причин того, почему

качество обучения в частных школах зачастую ненамного выше,

1

Школа – в широком смысле этого слова – должна рассматриваться как важнейший

фактор гуманизации общественно-экономических отношений и формирования новых

жизненных установок личности. Обществу нужны современно образованные,

нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать

решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, а также отличаются

динамизмом и мобильностью.

чем в муниципальных школах. Таким образом, все очень зависит от

конкретной

частной

школы

даже

специалисты-практики

рекомендуют

родителям

выбирать

частную

школу

очень

внимательно, чтобы быть уверенными, что деньги отдаются за

действительно качественные образовательные услуги.

Учитывать при этом следует не только программу, по которой

обучаются дети, и уровень квалификации педагогов, но и прочие

аспекты. Они могут быть не связанными с воспитанием и

обучением, но остаются не менее важными. Это и наличие столовой

с горячим питанием, и различные кружки после занятий, а также

услуги полупансиона или пансиона для ребенка, которого родители

не могут забирать из школы достаточно рано.

Общие результаты аттестаций все-таки свидетельствуют, что

баллы выпускников частных школ выше, чем выпускников

государственных школ. Это говорит о том, что данные школы все-

таки

реализуют

свой

потенциал

эффективнее,

чем

школы

государственные. Большую роль здесь играет и индивидуализация

учеников. Большое значение для полноценного образования в

частном учреждении имеют и высокие моральные качества, и

достаточный

профессиональный

опыт

педагогов.

Подобрать

квалифицированный персонал для работы с детьми – едва ли не

первая из всех задач для частного образовательного учреждения.

Решается

она

следующим

образом:

учителя

частных

школ

получают

достаточно

высокую

зарплату,

поэтому

возникает

конкуренция. Это позволяет собрать команду из педагогов высокой

квалификации.

Кроме этого, специфику образовательного процесса в частных

школах формируют следующие факторы:

1)

хорошие условия обучения (частные школы лучше технически

оснащены;

досуг

школьников

организован

в

них

более

цивилизовано,

чем

в

государственных;

они

отличаются

внимательным отношением к здоровью детей; учащиеся имеют

возможность самостоятельно выбирать необязательные предметы

согласно их личном интересам и вкусам; меньшее количество детей

в каждом классе);

2)

психологический

комфорт

(сюда

входят

благоприятная

атмосфера обучения, индивидуальный подход к личности ученика,

возможность привлечения лучших педагогов, забота о том, чтобы

учиться было интересно и увлекательно);

3)

благоприятное влияние школы на развитие в широком смысле

(родители, как правило, считают, что организация учебного

процесса в частной школе способствует развитию творческих

способностей у ребенка, формированию умения отстаивать свою

точку зрения, инициативности, а также более высокому уровню

общего развития; дети из частных школ, как правило, имеют более

высокую культуру, они более воспитанные; обычные школы

работают, как правило, до 14-15 часов, частные же обычно

действуют в режиме полупансиона, то есть ребенок может здесь

оставаться хоть до 18, хоть до 21 часа; существуют также и

пансионы, в которых дети остаются на всю неделю, а к родителям

приезжают только на выходные или во время каникул).

Следует отметить более высокий уровень получаемого среднего

образования

целом

по

частным

школам

могут

быть

исключения) и особые учебные условия, отличающиеся особой

комфортностью. Количество учеников в классах обычно составляет

не более пятнадцати человек. Это значительно меньше, чем в

государственных

образовательных

учреждениях.

Небольшое

количество

учеников

позволяет

педагогу

более

внимательно

относиться к каждому, находить индивидуальные решения. Также

учитель получает возможность наблюдать за каждым учеником,

оценивать его индивидуальное развитие и возможности.

Практически во всех частных школах углубленно изучаются

иностранные языки. Английский изучается с первых классов по

шесть часов в неделю. И это не считая остальных предметов,

которые также изучаются, как правило, очень скрупулезно. Чтобы

ребенок мог справиться с такой нагрузкой, ему требуется хорошая

память, развитое мышление, в том числе логическое, и многие

другие навыки, которые должны формироваться в первые годы

жизни (например, развитая речь).

Поскольку многие школы ориентированы на поступление

ребенка в престижные учебные заведения, то в старших классах

они,

соответственно,

корректируют

программу.

Формируется

индивидуальная

программа

в

соответствии

с

дальнейшими

намерениями школьника (которая, однако, разрабатывается в

рамках действующих стандартов). Программа подготовки может

составляться с учетом программы вуза-партнера, и очень часто

занятия проводят преподаватели из этих вузов.

Некоторые

частные

школы

занимаются

научно-

исследовательской деятельностью. Свои наработки в различных

областях они представляют на аккредитацию государственной

комиссии, после чего та присваивает школе тот или иной статус.

Согласно западной статистике, выпускниками частных школ (5-

10%

учеников)

являются

50-60%

людей

с

выдающимися

достижениями в разных областях, что формирует определенный

социальный статус. В Узбекистане ситуация в целом повторяет

западную. Многие родители делают выбор в пользу частных школ

еще и потому, что им важен социальный статус семей других

учащихся. Особенно это справедливо в отношении частных школ,

которые существуют при поддержке крупных организаций.

На фоне этих безусловно положительных тенденций нельзя

обойти вниманием еще одну специфику частных школ, о которой

часто не упоминают: зачастую родители устраивают детей в

частную школу от безысходности. Это, как правило, ученики с

повышенной возбудимостью, не очень хорошим здоровьем или

неумением общаться, ученики с задержкой речевого развития,

проблемами

логопедического

характера,

заболеваниями

неврологического характера и т.д.

В негосударственных школах у учителей и психологов есть

возможность индивидуально заниматься ребенком, обеспечить ему

наблюдение

со

стороны

логопеда,

психолога,

врачей.

Так,

например, по статистике среди учащихся столичных частных школ

речевые нарушения имелись у 10–30%, у 10–40% детей было

выявлено нестабильное психоэмоциональное состояние, около 10%

маленьких детей обладали

слабым

здоровьем или являлись

инвалидами, для 5% детей язык не был родным.

Тем не менее рассматривать частные школы только с точки

зрения коррекции детских проблем абсолютно неверно. Во всех

развитых странах существует так называемое элитное среднее

образование, которое получают или исключительно талантливые

дети, или же дети из обеспеченных семей. При этом если ребенок

самостоятелен, коммуникабелен, полностью здоров, по уровню

развития не отстает от сверстников, то ему вполне можно посещать

хорошую государственную школу.

На образовательный процесс оказывает влияние и тот факт, что

в частных школах практически нет детей из неблагополучных

семей. Это благоприятно сказывается на общей атмосфере в школе.

В государственной школе многие проблемы детей просто не

замечаются, игнорируются, тогда как в частной школе им уделяется

должное внимание. Поэтому во многом частные школы – это те, где

проблемы детей решают, а не те, где они возникают. Частная

школа,

обеспечивающая

индивидуальный

подход,

способна

довольно быстро свести эти проблемы на «нет».

Специфику образовательного процесса в частных школах также

формирует тот факт, что успешные родители часто требуют от

своих детей высоких результатов в учебе с самых ранних лет.

Однако это порой приводит к проблемам со здоровьем. «У

родителей наших учеников планка слишком высока: ребенок

должен быть не просто успешным, а суперуспешным, первым

всегда и во всем – отсюда детская тревожность и страхи. А ведь это

дети, и для нормального развития им надо не только учиться, но

еще играть и общаться». Желание родителей бесконечно нагружать

ребенка в некоторых случаях только создает дополнительные

проблемы. Отсюда и отвращение к учебе, которое питают многие

дети успешных родителей, зачастую талантливые, но все-таки не

настолько, как хотелось бы их родителям. Проблема поколений у

успешных людей может стоять особенно остро, тем более что

состоявшийся человек знает путь к достижениям и бывает порой

разочарован, если его наследник выбирает что-то другое.

В негосударственную школу родители не всегда приводят детей

за

повышенными

нагрузками

и

дополнительными

знаниями.

Например, некоторые понимают, что их ребенку в силу каких-то

индивидуальных особенностей будет очень сложно существовать в

рамках государственной школы, поэтому они рассчитывают на

особый климат внутри школы и заботу со стороны педагогов.

Кроме того, у некоторых детей сегодня довольно искаженное

понимание

ценности

образования.

«У

части

представителей

современного

поколения

школьников

сформировано

четкое

представление о том, что путь к успеху не связан ни с

образованием, ни с систематической работой вообще». Несмотря на

все эти трудности, учащиеся негосударственных школ занимают

призовые места на олимпиадах, конкурсах, поступают в лучшие

вузы страны.

В частных школах зачастую создаются специальные клубы, где

родителей учат психологии и проводят совместные игры с детьми.

Когда родители понимают, что проблемы, с которыми они

сталкиваются, характерны для многих, они начинают относиться к

ним по-другому.

Отдельную специфику имеет организация образовательного и

воспитательного процесса в так называемых «пансионатах». Они

позиционируются как место, которое может дать детям ощущение

заботы о них и теплый прием. Однако само социальное воспитание

детей, выросших в коттеджном поселке за высоким забором, где

детей мало, а родители тщательно рассматривают вопрос «с кем

можно играть ребенку, а с кем нельзя», создает дополнительные

трудности.

Привыкнув к жизни в загородном коттедже или таком же

закрытом

жилом

комплексе,

дети

не

имеют

возможности

привыкнуть к «уличной жизни». Они представляют собой полную

противоположность остальным детям, и в этом есть как хорошие,

так и плохие стороны. Отсюда и проблемы с общением, и

сложности в адаптации к большому школьному коллективу.

Также отметим, что, согласно данным одного из исследований,

большинство родителей, дети которых учатся в государственных

школах, в качестве основного достоинства частных школ отмечали

лишь

хорошие

условия

обучения

и

признавали,

что

сама

организация образовательного процесса способствует развитию.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, отметим, что общую специфику

образовательного

процесса

в

частных

школах

формируют

следующие факторы:

1)

хорошие условия обучения (частные школы лучше технически

оснащены; в них более цивилизовано, чем в государственных,

организован

досуг

школьников;

внимательное

отношение

к

здоровью детей);

2)

психологический

комфорт

(сюда

входят

благоприятная

атмосфера обучения, индивидуальный подход к личности ученика,

возможность привлечения лучших педагогов, забота о том, чтобы

учиться было интересно и увлекательно);

3)

благоприятное влияние школы на развитие в широком смысле

(родители, как правило, считают, что организация учебного

процесса в частной школе способствует развитию творческих

способностей у ребенка, формированию умения отстаивать свою

точку зрения, инициативности, а также более высокому уровню

общего развития).

В качестве несомненного плюса образования, получаемого в

частных школах, отметим также и более высокий уровень

получаемого среднего образования, и особые учебные условия,

отличающиеся повышенной комфортностью. Количество учеников

в классах обычно составляет не более пятнадцати человек. Это

значительно меньше, чем в государственных образовательных

учреждениях. Небольшое количество учеников позволяет педагогу

более

внимательно

относиться

к

каждому,

находить

индивидуальные решения. Также учитель получает возможность

наблюдать за каждым учеником, оценивать его индивидуальное

развитие и возможности, что, безусловно, актуально.

Библиография

1.

Алфёров А.Д. Психология развития школьников. Ростов-на-

Дону: Феникс, 2008. 349 с.

2.

Аросьев Д. Несвободное образование // Открытая школа. 2008.

№ 2. С. 36-47.

3.

Власов С.А. Аксиология современной системы образования //

Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1.

С. 87-93.

4.

Днепров Э.Д. Частная школа на дыбе эпох // Открытая школа.

2009. № 4.

С. 43-49.

5.

Жуков В. Если вы выбираете частную школу. Советы родителям

// Знание – сила. 2006. № 4. С. 115-121.

6.

Жуков В. Частные школы как общественное явление //

Воспитание школьников. 2002. № 3-4. С. 21-25.

7.

Загоржельская Т. Частные школы завоевали авторитет //

Элитное образование. 2009. № 6. С. 4-7.

8.

Клейн М. Частная школа как факт биографии страны и личной

биографии // Лицейское и гимназическое образование. 2007. №

2. С. 12-19.

Маков А. Частные школы: приход новых игроков и ожидание

перемен // Капиталист. 2008. № 6. С. 19-27.



В раздел образования