Автор: Строгонова Диана Юрьевна
Должность: Мастер производственного обучения, преподаватель.
Учебное заведение: ГБПОУ "Колледж традиционных искусств народов Забайкалья"
Населённый пункт: с. Иволгинск
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ ПОВАР-КОНДИТЕР, С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ РФ.
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ ПОВАР-КОНДИТЕР, С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ
СТАНДАРТОВ РФ.
Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения
ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
В недавнее время к вниманию подготовки рабочих профессий не было столь
пристальным как сейчас. Возрождение профессионального образования в нашей стране в
данный момент стала задачей государственной важности, от которой зависит будущее
экономики России
«У нас катастрофически не хватает не просто рабочих рук, а хорошо
подготовленных специалистов по рабочим профессиям»,– сказал В.В. Путин. Перед
средним профессиональным образованием ставятся новые задачи. Нашему обществу
нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к
самостоятельному принятию конструктивных решений, стремящиеся к непрерывному
профессиональному росту, имеющие четкие ценностные ориентации и готовые нести
ответственность за судьбу своей страны.
Реализация интегрированных программ, разработанных с учетом требований
ФГОС СПО, профстандартов РФ, позволяет повысить престиж профессий, расширить
спектр
образовательных
услуг,
повысить
социальную
защищенность
и
конкурентоспособность выпускников колледжа с учетом передового международного
опыта и интересов работодателей. Анализ ситуации на рынке труда и рынке
образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в
интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую
профессию
и
повысить
уровень
профессиональных
компетенций
до
уровня
высококвалифицированного специалиста, востребованного как в России, так и в других
индустриально-развитых странах.
Если студент овладел только теоретическими знаниями
и умениями, но у него не развита готовность к практической деятельности, то он не
может соответствовать современным требованиям.
А также,
наоборот,
не имея
теоретической базы, невозможно создать что-либо новое и полезное.
Формирование, закрепление и совершенствование
приобретённых в процессе
обучения профессиональных умений обучающихся, развитие общих и профессиональных
компетенций,
освоение
современных
производственных
процессов,
адаптация
обучающихся
к
конкретным
условиям
деятельности
предприятий
(организаций),
профессиональных компетенций по профессии 43.01.09 «Повар - кондитер» с учётом
требований стандартов WorldSkills реализуется по данному направлению в колледже с
2017 года. По этой программе я работаю и применяю пятый год. И с каждым учебным
годом крепнет уверенность в том, что интеграция профстандартов РФ и международных
стандартов WorldSkils в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет
совершенствовать уровень профессионального мастерства учащихся, повысить учебно-
профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить
наиболее
подготовленных
студентов
для
участия
в
региональных
чемпионатах
WorldSkills, по результатам занято не одно призовое место. У обучающихся изменилось
отношение к учёбе. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и
скучную обязанность, а как возможность получить рабочую профессию и повысить
уровень
профессиональных
компетенций
до
уровня
высококвалифицированного
специалиста.
В помощь для преподавателей спец. дисциплин организованы курсы повышения
квалификации
по
программе
Практика
и
методика
подготовки
кадров
по
профессии(специальности) «Повар-кондитер» с учётом стандарта Ворлдскиллс Россия по
компетенции Поварское дело. Которые позволяют ориентироваться в современных
стандартах и идти в ногу со временем. Данная программа реализует ознакомление
преподавателей с современными технологиями в профессиональной сфере деятельности и
стандартами Ворлдскиллс, для массовой подготовки квалификационных специалистов в
части реализации профессиональных модулей образовательных программ, с включение
преподавателей колледжа в систему работ движения «Молодые профессионалы»
(Ворлдскиллс Россия), расширение Экспертного сообщества WorldSkills.
Ведущими специалистами академии, международными экспертами и методистами
разработана рабочая тетрадь, где в содержании охвачены все аспекты современных
стандартов и лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров. Рабочая
тетрадь с каждым годом усовершенствуется, вносится что-то новое, для меня она служит
как настольная книга откуда я черпаю много интересного и доношу своим студентам.
Например, работа с чек листом, я со студентами планирую каждый шаг работы на учебной
площадке. Это позволяет координировать и планировать свою работу учащимся, при
выполнении технологической последовательности, сначала в письменном варианте, а
затем отработки на рабочем месте. Видны ошибки которые можно сразу на месте
устранить, также идёт развитие памяти, что я считаю в профессии повар-кондитер она
необходима.
В ходе проведения занятий учебной практики я использую следующие
педагогические технологии: технология критического мышления; технология применения
документации письменного инструктирования; технологии применения активных методов
обучения. Технология применения документации письменного инструктирования -
специальные письменные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о
порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых заданий. В практике
производственного обучения в учебных мастерских характерны такие виды письменного
инструктирования обучающихся: инструкционно -технологические и технологические
карты, чек лист — применяются при освоении трудовых процессов, при выполнении
учебно-производственных работ.
С учетом стандартов РФ инструкционно - технологические и технологические
карты я стараюсь заменять на техническое описание. Техническое описание - это
документ,
определяющий
название
профессии
(компетенции),
последовательность
проведения занятия или соревновательной части, критерии оценки работ участников,
требования к профессиональным навыкам участников, умениям и навыкам, общий состав
оборудования, компоненты, основное и дополнительное оборудование, требования по
нормам охраны труда и технике безопасности. Я считаю, что использование с первых
дней обучения на уроках, и работать по всем пунктам необходимых при выполнении и
сдачи демонстрационного экзамена, студенты подойдут уверенно и без сомнений.
С внедрением стандартов по моему мнению появилось много плюсов: повысилась
квалификация педагогов колледжа в рамках стандарта РФ; на основе стандартов РФ
разрабатывается учебно-методическая документация; создаются условия для повышения
мотивации студентов к познанию и творчеству, к повышению профессиональной
образованности и роста уровня квалификации; привлекаются социальные партнеры как в
процесс подготовки молодых специалистов, так и для разработки процедуры оценки
качества выпускников; с целью участия в региональных, российских и международных
конкурсах,
выявлять
лучших
представителей
профессии
«Повар-кондитер»
среди
студентов, выпускников и педагогов.
В
современных
условиях
возрастающих
требований
работодателя
к
профессионализму
и
компетентности
специалистов
со
средним
специальным
образованием педагогический коллектив колледжа обязан обеспечить высокое качество
подготовки выпускников.
Таким образом, профессиональная готовность будущих поваров, кондитеров – это
интегративное
качество
личности,
развитие
которого
является
результатом
целенаправленной
профессиональной
подготовки
средствами
гуманитарных,
естественнонаучных и специальных ресурсов, включающей в себя совокупность
специальных профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых личностных
качеств, позволяющих эффективно выполнять служебные обязанности на предприятиях
общественного питания.
Применение
стандартов
РФ
служит
залогом
успеха
формирования
профессиональных компетенций обучающихся и повышения мотивации достижения
успеха.