Автор: Султанова Алия Магновиевна
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация двигательной активности детей с тяжелыми и Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Раздел: дошкольное образование
Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития
Движение — это физиологическая потребность организма. Оно не влияет на
состояние опорно-двигательного аппарата, на обмен веществ, а также других систем
организма, но является одним из самых важных компонентов исследования мира.
Развитие пространственных представлений и формирование у ребенка «образа Я»
зависит как раз-таки от двигательной активности ребенка.
Эмоциональное состояние человека также может быть подвержено изменениям
из-за совершаемых движений. Так дети с ТМНР обладают сниженным показателем
двигательной активности.
Но наиболее ярче это проявляется у детей с тяжелыми двигательными
нарушениями. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и
стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического
развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:
Правильное позиционирование. Поддержание позы для ребенка с двигательными
нарушениями является одной из самых трудных моторных задач. Чтобы ребенок смог
освоить позу и в дальнейшем удерживать ее самостоятельно, ему потребуется
сенсорные опоры и поддержка.
Но здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому
вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не
сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.
Показатели стабильности и перегрузки у детей с ТМНР служат: физиологическая
оценка, двигательная, оценка сна и бодрствования, а также взаимодействия. Например,
при балансе физиологического аспекта у ребенка наблюдается равномерное дыхание и
розовая кожа, если состояние перегрузки он гримасничает, чихает, зевает, вдыхает.
Положительный двигательный показатель проявляется, когда ребенок смотрит в
сторону
собеседника,
у
него
мягкие
и
хорошо
модулированные
движения,
равномерный мышечный тонус по всему телу.
В состояние перегрузки ребенок прижимает руки и ноги друг к другу, крепко
вцепляется руками, прижимает руку к уху, голове или рту. Сон и бодрствование в
нормальном состоянии проявляется, если у ребенка устойчивый эмоциональный
баланс, он бодр и внимателен, адекватно выдерживает небольшое напряжение и
незначительные перемены.
Перегрузкой
в
этом
случае
служит
небольшая
рассеянность,
вялость,
обеспокоенность и невнимательность. При взаимодействии с ребенком важно
обратить внимание на зрительный и невербальный контакт, то есть если ребенок
поддерживает зрительный контакт со взрослым, улыбается, он активен и открыт,
следовательно, его состояние открытое и сосредоточенное.
Когда ребенок закрывает глаза, часто моргает, отводит глаза и не выражает
никаких эмоций — это отрицательно сказывается на его состоянии. Участие в уходе и
перемещении. Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции
моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например,
переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. При
совершении действий по изменению позы ребенок может либо самостоятельно, либо с
помощью взрослого приподняться на ноги, подтянуться, чтобы кушать или пересесть в
коляску для прогулки.
Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется встать, чтобы надеть штаны,
поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на
обуви. Когда ребенок ест, он может удерживать различные предметы, например,
вилку, ложку, кусочки пищи, может тянуться еще за чем-то вкусным за столом и
подносить еду ко рту. Бытовые ситуации происходят каждый день, может даже и
несколько раз в день, это является огромным продвижением в развитие движений в
повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться.
Также плюсы этой методики заключается в том, что ребенку понятно, для чего он
это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются
функциональные движения, их он может использовать всю свою жизнь. Конечно,
взрослым может быть намного проще самим поднять ребенка, перенести его,
покормить и переодеть, потому что, если ребенок сам пытается это сделать, на это
уходить очень много времени. Но если это уже подросток, который имеет вес
значительно больше, со сколиозом, с болевыми синдромами, контрактурами,
мышечным тонусом, нарастающем при попытке изменения положения тела, это
сделать намного труднее.
Игра — это главный вид деятельности любого ребенка. Когда дети увлечены и у
них есть интерес, который в свою очередь является самой мощной мотивацией, они
выполняют
множество
разнообразных
движений.
Спонтанную
двигательную
активность.
С
помощью
организации
пространства
вокруг
ребенка
можно
стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Для высокой активности
ребенка, с одной стороны, требуются предметы, которые ему захочется взять,
потянуться за ними, подползти, но также с другой стороны он должен чувствовать
безопасность. Структурированную двигательную активность (занятия со специалистом
ЛФК).
Профилактика вторичных нарушений для детей, которые не имеют возможность
самостоятельно менять положение тела. Дети, которые имеют двигательные и другие
многочисленные нарушения, могут быть в зоне риска появления вторичных
осложнений. Контрактуры и деформации могут возникнуть вследствие длительного
пребывания в одной позе, при частом использовании паталогических поз и установок.
Например, если ребенок сидит с круглой спиной или лежит на спине, а колени
повернуты в одну сторону. Такие осложнения снижают качество и продолжительность
жизни, а также способствуют появлению болевого синдрома. В числе осложнений
двигательных нарушений, несущих угрозу для жизни, можно отнести запоры и
аспирационные пневмонии. Чтобы предотвратить развитие вторичных осложнений
нужно систематическое соблюдение таких правил: − Выявить и отслеживать график
смены положения тела ребенка в течение всего дня и во время сна — каждые два часа.
При использовании ассиметричных поз необходимо следить за равной частотой
правосторонних и левосторонних вариантов. Положение ребенка должно быть
безопасным и стабильным, т. е. физиологичным. Ребенок не должен чувствовать страх
падения, заваливаться, сползать.
Также поза не должна вызвать усиление боли и мышечного тонуса, боли, нарушить
дыхание. Она должна помочь ребенку быть подвижным и активным (общаться,
наблюдать за окружающей средой, играть и т. д.). Чтобы определить удобство той или
иной позы, принимаемой ребенком, необходимо задаться подобными вопросами: «Эта
поза была бы удобна для меня? Сколько бы я мог находиться в таком положении? Я
бы что-то изменил в ней? Что я мог бы делать в такой позе?». − Если у ребенка
нарастает тонус, он кричит, плачет, проявляет беспокойство, отказывается от
активности и взаимодействия, значит, ему необходимо сменить позу, так как возможно
он устал находиться в таком положении. Определить месторасположение ребенка при
фиксации
в
определённой
позе.
Необходимо
выявить
нахождение
основного
источника информации, такого как телевизор, окно или другие дети. Но прежде
поинтересоваться у ребенка, что он предпочел бы, смотреть мультики, посидеть в
тишине или пообщаться с детьми. − Следить за правильным развитием стопы, с
помощью ортопедической обуви или ортезов.
Деформации
и
контрактуры
можно
предотвратить
ношением
удобной
и
правильной обуви. Использовать ее нужно не только на улице, но и в помещении.
Ребенок, испытывающий трудности в общении или с нарушением интеллектуальных
способностей, не всегда может сказать о том, что обувь ему жмет или причиняет
неудобства, этот момент должны учитывать взрослые.
Приветствуется использование технических средств реабилитации (ТСР) и
различных мягких материалов (валики, подушки и т. п.), это обеспечит правильное
позиционирование. ТСР могут служить как различные ортезы, так и ходунки, коляски,
подъемники, вертикализаторы.
Конечно,
эти
приспособления
нужно
подбирать
и
настраивать
строго
индивидуально. Приобретения техники и ортезов без перенастройки недопустим. −
Если
ребенок
испытывает
дискомфорт
при
использовании
ТСР
(труден
в
использовании,
мал,
велик),
необходимо
либо
заменить,
либо
попытаться
адаптировать ТСР под ребенка. Использование не исправимой и неподходящей
техники грозит прогрессированием вторичных осложнений.