Напоминание

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Автор: Султанова Алия Магновиевна
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация двигательной активности детей с тяжелыми и Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития

Движение — это физиологическая потребность организма. Оно не влияет на

состояние опорно-двигательного аппарата, на обмен веществ, а также других систем

организма, но является одним из самых важных компонентов исследования мира.

Развитие пространственных представлений и формирование у ребенка «образа Я»

зависит как раз-таки от двигательной активности ребенка.

Эмоциональное состояние человека также может быть подвержено изменениям

из-за совершаемых движений. Так дети с ТМНР обладают сниженным показателем

двигательной активности.

Но наиболее ярче это проявляется у детей с тяжелыми двигательными

нарушениями. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и

стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического

развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:

Правильное позиционирование. Поддержание позы для ребенка с двигательными

нарушениями является одной из самых трудных моторных задач. Чтобы ребенок смог

освоить позу и в дальнейшем удерживать ее самостоятельно, ему потребуется

сенсорные опоры и поддержка.

Но здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому

вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не

сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.

Показатели стабильности и перегрузки у детей с ТМНР служат: физиологическая

оценка, двигательная, оценка сна и бодрствования, а также взаимодействия. Например,

при балансе физиологического аспекта у ребенка наблюдается равномерное дыхание и

розовая кожа, если состояние перегрузки он гримасничает, чихает, зевает, вдыхает.

Положительный двигательный показатель проявляется, когда ребенок смотрит в

сторону

собеседника,

у

него

мягкие

и

хорошо

модулированные

движения,

равномерный мышечный тонус по всему телу.

В состояние перегрузки ребенок прижимает руки и ноги друг к другу, крепко

вцепляется руками, прижимает руку к уху, голове или рту. Сон и бодрствование в

нормальном состоянии проявляется, если у ребенка устойчивый эмоциональный

баланс, он бодр и внимателен, адекватно выдерживает небольшое напряжение и

незначительные перемены.

Перегрузкой

в

этом

случае

служит

небольшая

рассеянность,

вялость,

обеспокоенность и невнимательность. При взаимодействии с ребенком важно

обратить внимание на зрительный и невербальный контакт, то есть если ребенок

поддерживает зрительный контакт со взрослым, улыбается, он активен и открыт,

следовательно, его состояние открытое и сосредоточенное.

Когда ребенок закрывает глаза, часто моргает, отводит глаза и не выражает

никаких эмоций — это отрицательно сказывается на его состоянии. Участие в уходе и

перемещении. Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции

моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например,

переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. При

совершении действий по изменению позы ребенок может либо самостоятельно, либо с

помощью взрослого приподняться на ноги, подтянуться, чтобы кушать или пересесть в

коляску для прогулки.

Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется встать, чтобы надеть штаны,

поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на

обуви. Когда ребенок ест, он может удерживать различные предметы, например,

вилку, ложку, кусочки пищи, может тянуться еще за чем-то вкусным за столом и

подносить еду ко рту. Бытовые ситуации происходят каждый день, может даже и

несколько раз в день, это является огромным продвижением в развитие движений в

повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться.

Также плюсы этой методики заключается в том, что ребенку понятно, для чего он

это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются

функциональные движения, их он может использовать всю свою жизнь. Конечно,

взрослым может быть намного проще самим поднять ребенка, перенести его,

покормить и переодеть, потому что, если ребенок сам пытается это сделать, на это

уходить очень много времени. Но если это уже подросток, который имеет вес

значительно больше, со сколиозом, с болевыми синдромами, контрактурами,

мышечным тонусом, нарастающем при попытке изменения положения тела, это

сделать намного труднее.

Игра — это главный вид деятельности любого ребенка. Когда дети увлечены и у

них есть интерес, который в свою очередь является самой мощной мотивацией, они

выполняют

множество

разнообразных

движений.

Спонтанную

двигательную

активность.

С

помощью

организации

пространства

вокруг

ребенка

можно

стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Для высокой активности

ребенка, с одной стороны, требуются предметы, которые ему захочется взять,

потянуться за ними, подползти, но также с другой стороны он должен чувствовать

безопасность. Структурированную двигательную активность (занятия со специалистом

ЛФК).

Профилактика вторичных нарушений для детей, которые не имеют возможность

самостоятельно менять положение тела. Дети, которые имеют двигательные и другие

многочисленные нарушения, могут быть в зоне риска появления вторичных

осложнений. Контрактуры и деформации могут возникнуть вследствие длительного

пребывания в одной позе, при частом использовании паталогических поз и установок.

Например, если ребенок сидит с круглой спиной или лежит на спине, а колени

повернуты в одну сторону. Такие осложнения снижают качество и продолжительность

жизни, а также способствуют появлению болевого синдрома. В числе осложнений

двигательных нарушений, несущих угрозу для жизни, можно отнести запоры и

аспирационные пневмонии. Чтобы предотвратить развитие вторичных осложнений

нужно систематическое соблюдение таких правил: − Выявить и отслеживать график

смены положения тела ребенка в течение всего дня и во время сна — каждые два часа.

При использовании ассиметричных поз необходимо следить за равной частотой

правосторонних и левосторонних вариантов. Положение ребенка должно быть

безопасным и стабильным, т. е. физиологичным. Ребенок не должен чувствовать страх

падения, заваливаться, сползать.

Также поза не должна вызвать усиление боли и мышечного тонуса, боли, нарушить

дыхание. Она должна помочь ребенку быть подвижным и активным (общаться,

наблюдать за окружающей средой, играть и т. д.). Чтобы определить удобство той или

иной позы, принимаемой ребенком, необходимо задаться подобными вопросами: «Эта

поза была бы удобна для меня? Сколько бы я мог находиться в таком положении? Я

бы что-то изменил в ней? Что я мог бы делать в такой позе?». − Если у ребенка

нарастает тонус, он кричит, плачет, проявляет беспокойство, отказывается от

активности и взаимодействия, значит, ему необходимо сменить позу, так как возможно

он устал находиться в таком положении. Определить месторасположение ребенка при

фиксации

в

определённой

позе.

Необходимо

выявить

нахождение

основного

источника информации, такого как телевизор, окно или другие дети. Но прежде

поинтересоваться у ребенка, что он предпочел бы, смотреть мультики, посидеть в

тишине или пообщаться с детьми. − Следить за правильным развитием стопы, с

помощью ортопедической обуви или ортезов.

Деформации

и

контрактуры

можно

предотвратить

ношением

удобной

и

правильной обуви. Использовать ее нужно не только на улице, но и в помещении.

Ребенок, испытывающий трудности в общении или с нарушением интеллектуальных

способностей, не всегда может сказать о том, что обувь ему жмет или причиняет

неудобства, этот момент должны учитывать взрослые.

Приветствуется использование технических средств реабилитации (ТСР) и

различных мягких материалов (валики, подушки и т. п.), это обеспечит правильное

позиционирование. ТСР могут служить как различные ортезы, так и ходунки, коляски,

подъемники, вертикализаторы.

Конечно,

эти

приспособления

нужно

подбирать

и

настраивать

строго

индивидуально. Приобретения техники и ортезов без перенастройки недопустим. −

Если

ребенок

испытывает

дискомфорт

при

использовании

ТСР

(труден

в

использовании,

мал,

велик),

необходимо

либо

заменить,

либо

попытаться

адаптировать ТСР под ребенка. Использование не исправимой и неподходящей

техники грозит прогрессированием вторичных осложнений.



В раздел образования