Напоминание

Создание благоприятных условий для развития способных и одаренных детей


Автор: Гаврилова Лариса Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад №235
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Создание благоприятных условий для развития способных и одаренных детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Создание благоприятных условий

для развития способных и одарённых детей
Гаврилова Лариса Николаевна Российская Федерация, г.Ульяновск МБДОУ детский сад №235, музыкальный руководитель «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают
потребность в реализации, своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для м у з ы к а л ь н о г о р у к о в о д и т е л я д е т с к о г о с а д а . Приступая к организации, работы с одаренными детьми, музыкальный руководитель оказывается перед рядом проблем: - выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью; - подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей; - актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного проце сс а - родителями и п е д а го г а м и . Цель работы с детьми - создание условий для реализации и развития творческогo потенциала музыкально-одаренных дошкольников. Задачи работы с одарёнными детьми: исследование психолого- педагогических подходов изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;подбор, разработка методов выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно- образовательного процесса; выявление детей с выраженной музыка льно стью; организация кружковой и индивидуальной работы с детьми, организация просветительской р а б о т ы с р о д и т е л я м и и п е д а г о г а м и п о в о п р о с а м взаимодействия с музыкально одаренными детьми. Ч т о же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для
осуществления музыкальной деятельности. Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности о т него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного во сприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т, е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому предст авл ению мел одии) и ч у в с т в о р и т м а . Итак, Теплов Б. М. выявляет три основные музыкальные способности: - ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии; способность к слуховому представлению, т. е. с п о с о б н о с т ь , п р о и з в о л ь н о п о л ь з о в а т ь с я с л у х о в ы м и представлениями, отражающими звуковысотное движение; музыкально- ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Современные исследователи (К. В. Тарасова) к общим музыкальным с п о с о б н о с т я м д е т е й д о ш ко л ь н о г о в о з р а с т а о т н о с я т : 1) эмоциональную отзывчивость на музыку; 2) познавательные музыкальные способности - сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гормонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма); 3) интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение); 4)музыкальную память. Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные
способности ребенка - это, прежде-всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художе ственной д е я т е л ь н о с т и (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность. Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных. Доминирующая роль музыки в жизни ребенка - основной признак ранней детской музыкальности. На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки, Чем ярче,эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка. Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей. К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко - тихо, быстро - медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность. В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни
тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличию, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальныеисполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения. Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Во сприятие начинает н о с и т ь целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка, высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной, деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника. ЛИТЕРАТУРА 1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993. 2. Одарённый ребёнок / под ред. О.М. Дьяченко. М., 1997г. 3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. М., 2009 4. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000г. 5. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., T.I Что же такое способности и кого называют способным?
Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности. На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, отмечает Шадриков, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. Функциональный компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности — это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.


В раздел образования