Автор: Шершень Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №301
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий
чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от
врагов». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в
горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в
бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так
называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется
как
потребность
участвовать
во
всех
делах
на
благо
окружающих
людей,
представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание,
сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего
мира.
Под патриотическим воспитанием
старшего
дошкольника понимается
взаимодействие
взрослого
и детей в
совместной
деятельности
и
общении,
направленных
на
раскрытие
и
формирование
в
ребенке
общечеловеческих
нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения,
чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :
– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
– к природе родного края;
– к культурному наследию своего народа;
– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и
толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их
родителям, соседям и другим людям.
Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте должно идти по двум
взаимосвязанным направлениям: воспитание у ребенка соответствующих качеств и
создание условий для проявления старшими дошкольниками этих качеств в отношении
друг друга и остальных людей.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно
понимать, что в старшем дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не
может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и
коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее,
практически все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства
единая
основа
–
привязанность
и
чувство
защищённости.
Значит,
если
мы
будем воспитывать
у
детей чувство
привязанности,
как
таковое,
и
чувство
привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со
временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят
ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать
богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на
разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги,
природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо
своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
Таким образом, базой для формирования у старших дошкольников любви к Родине
является
глубокая
и
основательная
работа
по
нравственному воспитанию
дошкольников.
На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к
чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его
собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране.
Знания
постепенно
обогащают
представления детей
о
родной
стране.
Такой «территориальный» принцип
отбора
содержания
и
построения
методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если
он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.
Важной
составной
частью
работы
по патриотическому
воспитанию
старших
дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны,
искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать
их, привыкать к ним.
Воспитатель старается быть образцом для подражания, доказывая детям свою любовь
к Отечеству. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.
Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о
названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то
из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым
знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах,
доступных старшему дошкольному возрасту.
В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они
стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти
социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к
интернациональному воспитанию,
к
со-отношению
национального,
интернационального
и
расового.
Появившиеся
в
педагогике
и
психологии
термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят
о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех
народов, живущих на Земле.
Большинство
педагогов-практиков
отмечают,
что
сегодня
в дошкольных
учреждениях, как никогда, много делается для приобщения детей к культуре своего
народа
и
развитию
их
национального
самосознания.
Однако,
вместе
с
тем
подчеркивается, что очень мало времени отводится на знакомство дошкольников с
традициями и культурой других народов.
В частности, Соломенникова О. пишет: «В былые годы дошкольники многое знали о
республиках СССР, но не могли назвать собственной, не знали своих истоков. Ребенок,
прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим
исконным, а потом уже осваивать чужое. Но в последнее время замечаю другую
крайность. Практики увлеклись воспитанием национального самосознания и чересчур
рьяно взялись укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая
нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными
культурами и народами».
Приобщение к культуре другого народа – это не только путь духовно-нравственного
обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое,
научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур.
Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими
культурами и народами, не проявляет к ним интереса.
Кроме того, знакомство старших дошкольников с культурой разных народов – это
самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных
национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в
современных условиях.
Этнонациональная культура помогает сформировать у старших дошкольников
эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных
народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой
из культур дарит радость открытий.
Вот почему воспитатель должен стремиться подвести детей к осознанию того, что
нет плохих народов, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и
волос, а по делам и поступкам. Не так важно, кто человек по национальности, главное –
каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением
межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями.
Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным
истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой разных
народов, их духовными традициями.
Планируя работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников очень важно
грамотно отобрать материал, способный вызвать у дошкольников интерес, живой
эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.
Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы строительство новых
жилых домов, переезд детей в эти дома, благоустройство и озеленение жилых
кварталов, строительство детских площадок.
Дети должны познакомиться с государственной символикой России, ее красавицей-
столицей Москвой и другими крупными городами страны, понять, что на планете
Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов.
Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и
хотят быть счастливыми.
Следует также помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве
меры,
избегать
множества
негативных
примеров,
чтобы
излишне
не
травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей
информацией и переоценивать их возможности.
Детям нужно рассказывать о позитивных событиях в истории нашей страны, о её
культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях, обо всем, что может
заинтересовать ребенка.
Работа
по патриотическому
воспитанию должна
носить
комплексный
характер,
пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной
жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Эта работа должна вестись совместно с семьей. Если малыш в детском саду будет
слышать и видеть одно, а дома другое он неминуемо попадет в кольцо противоречий,
вырваться
из
которого
будет
уже
не
в
состоянии.
Работа
с
семьей
в
области патриотического
воспитания
старших
дошкольников требует
серьезного
осмысления, применения педагогом - практиком разнообразных подходов и форм.
Таким образом, под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается
взаимодействие
взрослого
и детей в
совместной
деятельности
и
общении,
направленных
на
раскрытие
и
формирование
в
ребенке
общечеловеческих
нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения,
чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному
дому, семье, детскому саду, городу, селу; к природе родного края; к культурному
наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя
своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей –
сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.