Напоминание

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шершень Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №301
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий

чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от

врагов». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в

горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в

бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так

называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется

как

потребность

участвовать

во

всех

делах

на

благо

окружающих

людей,

представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание,

сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего

мира.

Под патриотическим воспитанием

старшего

дошкольника понимается

взаимодействие

взрослого

и детей в

совместной

деятельности

и

общении,

направленных

на

раскрытие

и

формирование

в

ребенке

общечеловеческих

нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной

культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения,

чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :

– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

– к природе родного края;

– к культурному наследию своего народа;

– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных

особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и

толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их

родителям, соседям и другим людям.

Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте должно идти по двум

взаимосвязанным направлениям: воспитание у ребенка соответствующих качеств и

создание условий для проявления старшими дошкольниками этих качеств в отношении

друг друга и остальных людей.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно

понимать, что в старшем дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не

может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и

коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее,

практически все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства

единая

основа

привязанность

и

чувство

защищённости.

Значит,

если

мы

будем воспитывать

у

детей чувство

привязанности,

как

таковое,

и

чувство

привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со

временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят

ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать

богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на

разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги,

природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо

своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования у старших дошкольников любви к Родине

является

глубокая

и

основательная

работа

по

нравственному воспитанию

дошкольников.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к

чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его

собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране.

Знания

постепенно

обогащают

представления детей

о

родной

стране.

Такой «территориальный» принцип

отбора

содержания

и

построения

методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если

он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

Важной

составной

частью

работы

по патриотическому

воспитанию

старших

дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны,

искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать

их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, доказывая детям свою любовь

к Отечеству. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.

Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о

названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то

из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым

знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах,

доступных старшему дошкольному возрасту.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они

стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти

социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к

интернациональному воспитанию,

к

со-отношению

национального,

интернационального

и

расового.

Появившиеся

в

педагогике

и

психологии

термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят

о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех

народов, живущих на Земле.

Большинство

педагогов-практиков

отмечают,

что

сегодня

в дошкольных

учреждениях, как никогда, много делается для приобщения детей к культуре своего

народа

и

развитию

их

национального

самосознания.

Однако,

вместе

с

тем

подчеркивается, что очень мало времени отводится на знакомство дошкольников с

традициями и культурой других народов.

В частности, Соломенникова О. пишет: «В былые годы дошкольники многое знали о

республиках СССР, но не могли назвать собственной, не знали своих истоков. Ребенок,

прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим

исконным, а потом уже осваивать чужое. Но в последнее время замечаю другую

крайность. Практики увлеклись воспитанием национального самосознания и чересчур

рьяно взялись укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая

нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными

культурами и народами».

Приобщение к культуре другого народа – это не только путь духовно-нравственного

обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое,

научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур.

Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими

культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

Кроме того, знакомство старших дошкольников с культурой разных народов – это

самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных

национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в

современных условиях.

Этнонациональная культура помогает сформировать у старших дошкольников

эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных

народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой

из культур дарит радость открытий.

Вот почему воспитатель должен стремиться подвести детей к осознанию того, что

нет плохих народов, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и

волос, а по делам и поступкам. Не так важно, кто человек по национальности, главное –

каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением

межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями.

Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным

истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой разных

народов, их духовными традициями.

Планируя работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников очень важно

грамотно отобрать материал, способный вызвать у дошкольников интерес, живой

эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.

Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы строительство новых

жилых домов, переезд детей в эти дома, благоустройство и озеленение жилых

кварталов, строительство детских площадок.

Дети должны познакомиться с государственной символикой России, ее красавицей-

столицей Москвой и другими крупными городами страны, понять, что на планете

Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов.

Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и

хотят быть счастливыми.

Следует также помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве

меры,

избегать

множества

негативных

примеров,

чтобы

излишне

не

травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей

информацией и переоценивать их возможности.

Детям нужно рассказывать о позитивных событиях в истории нашей страны, о её

культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях, обо всем, что может

заинтересовать ребенка.

Работа

по патриотическому

воспитанию должна

носить

комплексный

характер,

пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной

жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Эта работа должна вестись совместно с семьей. Если малыш в детском саду будет

слышать и видеть одно, а дома другое он неминуемо попадет в кольцо противоречий,

вырваться

из

которого

будет

уже

не

в

состоянии.

Работа

с

семьей

в

области патриотического

воспитания

старших

дошкольников требует

серьезного

осмысления, применения педагогом - практиком разнообразных подходов и форм.

Таким образом, под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается

взаимодействие

взрослого

и детей в

совместной

деятельности

и

общении,

направленных

на

раскрытие

и

формирование

в

ребенке

общечеловеческих

нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной

культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения,

чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному

дому, семье, детскому саду, городу, селу; к природе родного края; к культурному

наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя

своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей –

сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.



В раздел образования