Авторы: Подворотова Оксана Андреевна, Чекушкина Надежда Вячеславовна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ г.Ивантеевка "ГИМНАЗИЯ №3" ДО "Семицветик"
Населённый пункт: г. Ивантеевка, г.о. Пушкинский, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедические и психологические игры на прогулке
Раздел: дошкольное образование
Логопедические и психологические игры на прогулке
Пребывание дошкольников на прогулке укрепляет и закаливает детский организм,
положительно влияет на всестороннее развитие. Во время прогулки дети получают много
новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Свободное общение в играх позволяет
детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в
процессе, образователь оной деятельности.
Гуляя, остановитесь около дерева, полюбуйтесь его кроной, раскидистыми ветвя-
ми, окружающими вас растениями, домами, обратите внимание на небо, подберите прила-
гательные к ним. Предложите своим детям обратить внимание, например, на птицу, и
рассказать о ней как можно больше интересного: какие у нее перья, какой формы хвост,
голова, какой голос, что она любит кушать и т.п. Так вы побуждаете ребенка называть са-
мые интересные признаки предметов, помогая совершенствовать его речь. В дальнейшем
передавайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребенку.
Игра «Дождь и солнце»
Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться
от дождя. По команде «Солнце» дети гуляют вокруг педагога. Услышав слово «Дождь»,
подбегают и прячется под зонтом.
Взрослый отмечает, все ли спрятались, не остался ли кто-то под дождем, и называ-
ет имя ребенка, который остался под дождем – теперь он будет водящим.
Игра «Горка»
Взрослый и ребенок находятся в песочнице. Ребенок выбирает из лежащих или на-
половину закопанных в песке игрушек одну – с заданным звуком. Набрав песок в ладо-
шку, засыпает ее, произнося название игрушки.
Игра помогает совершенствовать навыки фонематического анализа, тактильного
восприятия.
Упражнение «Волшебная веревочка»
Взрослый и ребенок сидят на скамейке. Ребенок наматывает веревочку (ленточку)
на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки, четверостишия.
Игра способствует развитию мелкой моторики, речи, памяти.
Упражнение «Заряд бодрости»
Взрослый обращается к ребенку:
- Садись свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и ука-
зательный. Возьмись ими за кончики ушей – один сверху, дугой снизу ушка. Помассируй
ушки, приговаривая: «Ушки, мои ушки, ушки слышат все!» (по 5-7 раз с одну и другую
стороны). А теперь опусти руки, встряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытя-
ни руку и поставь его межу бровями над носом. Помассируй эту точку столько же раз со
словами: «Глазки, мои глазки, глазки видят все!». Встряхни ладошки.
Упражнение «Чаепитие»
Взрослый предлагает детям остудить чай, налив в блюдце. Затем импровизирует,
«добавляет» в чай молоко. Дети выполняют дыхательную гимнастику, дуют на блюдце и
делают упражнения «Чашечка», «Язычок-блинчик», «Болтушка».
Упражнение «Согрей птенца»
Взрослый обращается к ребенку.
- Представь, что у тебя в руках маленький птенчик. Вытяни руки ладонями вверх.
Согрей его - медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в низ птенца, подыши
на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием.
Упражнение «Лимон»
Взрослый предлагает детям представить, что у них в руке лимон, из которого нуж-
но выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслаб-
ляют ее. Аналогично выполняется упражнение правой рукой.
Упражнение «Ветерок»
Взрослый предлагает детям набрать полные легкие воздуха и подуть на ленточки
так сильно, чтобы они зашевелились. Затем поднять руки вверх и помахать ими. Движе-
ния сопровождаются чистоговорками или стихами.
Упражнение «Комплименты»
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Ребенок, глядя в лицо другому ребенку, гово-
рит ему несколько добрых слов, за что-то хвалит. Принимающий комплименты кивает и
говорит слова благодарности: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он дарит в ответ свой
комплимент.
Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется сделать комплимент,
не ждите, когда загрустите го сосед, скажите комплимент сами, помогите говорящему.
Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными, наполненными увлекатель-
ным и полезным содержанием. Так педагоги могут проводить время с детьми, облекая
коррекционную работу в нетрадиционные формы. Эти игры могут использовать и родите-
ли. Отдыхая с ребенком на даче, пляже, гуляя в парке, всегда можно совместить приятное
с полезным: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые
ваш ребенок научился произносит правильно. И тогда приобретенный навык не потеряет-
ся, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам, и вашему ребенку.
Список использованной литературы:
1.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие
для работников образовательных учреждений и родителей. М., 2006.
2.
Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи/Под ред. Б.Ф. Сер-
геева, М., 2004.
3.
Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте//Воспита-
тель ДОУ. 2009. № 12.