Автор: Прокудина Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 им.А.П.Ляпина станицы Урухской
Населённый пункт: станица Урухская, Георгиевский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических ценностей на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических
ценностей на уроках английского языка
Актуальность темы
В наше время очевидным является тот факт, что мир меняется, меняется наши на него
мировоззрения, и мы меняемся вместе с ним. Подобного рода изменения заставляют
переосмысливать наши цели, задания, методы и технологические обучения, учебные
планы.
ИЯ – это постоянная динамика, развитие, движение, и поэтому в связи с этим
появляется необходимость в создании нового подхода к иноязычному обучению в школе –
сформулировать
у
обучающихся
мировоззренческие
установки,
ценностные,
культурологические позиции.
Задачи современного педагога
Задачей современного учителя ИЯ является формирование данных позиций, создание
мотивации к изучению и овладению ИЯ, исходя из его индивидуальных особенностей [6].
Перед учителем ИЯ стоит трудная задача - научить школьников не только читать,
писать, говорить на ИЯ, но и мыслить на нем. Дети, к сожалению, попадают в
иноязычную среду только на уроках и она для них, конечно же, является искусственной.
Как же сделать так, чтобы иноязычная среда стала для школьников более живой и
реалистичной. Выход есть – развивать сферы изучения ИЯ посредством ведения уроков
внеурочной деятельности, ИКТ и использования нетрадиционных форм проведения
уроков.
Для того чтобы сформулировать у обучающихся мировоззренческие установки,
ценностные, культурологические позиции, прежде всего, необходимо эффективное
формирование социокультурной компетенции школьников.
Понятие и значение социокультурной компетенции (СКК)
Социокультурный компонент, на базе которого формируются знания школьниках о
реалиях, нравах, традициях, обычаях страны изучаемого языка, имеет огромный
потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями
национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.
Социокультурная компетенция – это комплексный подход, который включает в себя
набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить несколько
компонентов:
- языковые знания и знания национальной культуры (национальные реалии и этикет)
[5];
- навыки и умения речевого и неречевого поведения.
Социокультурное развитие учащихся способствует:
готовности сравнивать страны и их историческое развитие, культурные ценности,
культурный уровень и особенности людей, населяющих конкретную территорию;
Уважению других культур, обычаев и устоев и проявлению толерантности к
другим народам;
Осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой
культуры;
формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в
сопоставлении с культурой своей страны;
Умению защищать свою точку зрения и найти нужные аргументы, уважать своих
сотоварищей и при этом не зависеть от их мнения.
Также
формирование
социокультурной
компетенции
способствует
развитию
у
школьников таких качеств как:
Толерантность;
Открытость;
Готовность к общению;
Вежливость и тактичность.
Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином
виде речевой деятельности,
а также лингвистическую компетенцию на уровне,
определённом программой и стандартом, необходима активная речевая практика для
каждого ученика [4].
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия,
необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы
включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать
особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Формирование социокультурной компетенции учащихся
Огромное значение в преподавательской среде мы отводим вопросу мотивации.
Формирование внутренних побуждений к изучению ИЯ у школьников – один из
ключевых факторов создания мотивации. Особую роль в формировании мотивации
занимает новизна и актуальность получаемой информации, включение учащихся в
творческую и поисковую деятельность. Такой деятельности способствуют следующие
нестандартные формы и приемы работы:
Ролевые, деловые и настольные игры;
Уроки-конкурсы, уроки-путеводители, уроки-путешествия, видео-уроки, уроки с
применением ИКТ.
На
младшей
ступени
обучения
(включая
5-6
классы)
формированием
социокультурной
компетенции
служит
имитация
празднования
зарубежных
праздников и фестивалей с костюмами и поздравительными открытками, разучивание
иноязычных стихов и песен, демонстрация иллюстраций;
На средней ступени обучения на первый план выходит общение со сверстниками,
поэтому
основными
видами
деятельности
становятся
e-mail-переписки
с
англоязычными друзьями, участие в чатах и форумах, общение с носителями языка, а
также интервью с зарубежным собеседником. Большее предпочтение школьники
отдают лексическим и творческим играм, нежели чем ролевым.
На
старшей
ступени
обучения
важным
и
приоритетным
становится
профессиональное и личное самоопределение, но общение – также является
ключевым факторов, поэтому очень важно продолжать интерактивную деятельность.
Также стоить уделять особенное внимание формам внеклассной работы, например:
Видео-уроки по страноведению;
Презентации;
Уроки-игры;
Школьные олимпиады;
Встречи с носителями языка;
Музыкальные уроки;
Уроки-выставки;
Конкурсы чтецов на иностранном языке и т.д.
Несколько лет назад система образования подразумевала обучения нравственным
ценностям не на уроках в школе, а дома за счет родителей. Запад навязал нам ложные
понятия морали. В итоге мы получили безнравственное поколение или как его ещё называют
поколение «Pepsi». Теперь это поколение привело в школы своих детей и подчас педагогу
приходится воспитывать не только детей, но и уделять большое внимание нравственному
воспитанию родителей.
Иностранный язык по праву считается ключевым предметом, формирующим
нравственный
облик
ученика.
При
изучении
иностранного
языка
у
обучающихся
формируется мировоззрение, нравственный облик, отношение и поведение к той или иной
жизненной ситуации.
Еще одним необходимым принципом современного процесса обучения и воспитания
является
принцип
культуросообразности.
Благодаря
этому
у
ученика
появляется
возможность, познакомится с культурой страны изучаемого языка и сравнить ее с культурой
своей страны. Таким образом, традиции, обычаи, культура, нравы страны изучаемого языка
воспитывают обучающихся в контексте диалога культур.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке
английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах
и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими
людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в
данном случае выступает одним из приёмов работы. Причём работа не заканчивается одним
лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется
всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении
является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия.
Однако в данном случае каждый ученик уже несёт индивидуальную ответственность за
принятое решение.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более
эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в
рамках различных культур, проводится работа с картинками, с географическими картами,
работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки
экскурсии,
ролевые
игры.
Все
вышеперечисленные
формы
введения
материалов
страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в
иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и
познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое
главное способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других культур.
Для достижения данной цели я использовала различные методы и виды деятельности
на уроках английского языка. На уроках использовались учебники английского языка 10-11
классов Enjoy English под редакцией М.З. Биболетовой, и «Английския язык для студентов
учреждений средне профессиональных образования под редакцией Голубев А.П.
В
учебниках присутствует страноведческий материал, как страны изучаемого языка, так и
нашей страны.
Изучая тему «Семья», на основе текстов ученики совместно с учителем создают
проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики рассказывают о ценностях
в их семьях и отвечают на следующие вопросы: Как поступят члены идеальной семьи, если
кто-то из них оказался в нелепой ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете?
Если кто-то в семье расстроился, что проиграл в игру? И т д.
Изучая тему животные, обучающиеся готовят рассказ о животных в их семье. Каким
образом они за ними ухаживают и чему они у них могут научиться? Почему диким
животным лучше жить на воле?
Изучая тему «Школа» обучающимся предлагается работа в группе. Необходимо
нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму, какой она должна быть.
Тема «Праздники» «Celebrations». Ученики знакомятся с праздниками в США и
Великобритании, а так же с традиционными блюдами на праздники. После прохождения
материала обучающимся предлагается ролевая игра. Класс делится на три группы. Первая
группа празднует традиционный английский праздник, а вторая традиционный российский.
Участники третьей группы в качестве гостей посещают праздники, расспрашивая о главных
блюдах, традициях празднования. На уроке следует обратить особое внимание на лексику,
связанную с хорошими манерами.
Изучая
тему
«Великобритания»,
идёт
выявление
нравственных
качеств
многонациональных стран. На уроках обучающиеся знакомятся со странами входящими в
состав Великобритании, народами, проживающими на ее территории, флагами и эмблемами
государств. Учитель интересуется, какие народы проживают в нашей стране. В России и
Великобритании проживает большое количество народов с разными обычаями традициями,
языками и культурами. В конце уроков дети отвечают на вопрос. Благодаря каким
нравственным качествам они уживаются друг с другом? Предполагаемый ответ:
- они стараются понять друг друга, даже если они не правы;
- умеют прощать отрицательные поступки и черты характера;
- ведут себя вежливо по отношению к другим народам;
- вежливое и доброе отношение друг к другу.
Происходит знакомство обучающихся с правилами поведения дома и в общественных
местах. Каждому ученику дается задание, используя учебник написать, что можно, а что
нельзя делать в общественных местах и дома: в музее, магазине, на стадионе, в школе и
библиотеке. После ответа учитель задает вопрос: а почему нельзя себя вести, так или иначе?
В 9 классе рассказывается о великих писателях Великобритании и их персонажах.
Обучающимся предлагается сделать проект о своем любимом российском писателе и
любимом персонаже, а так же написать его нравственные качества. Какие из этих качеств ты
бы хотел развивать в себе? Может ли ваш герой нагрубить неприятному человеку? Позволит
ли он себе выругаться на несправедливое замечание в его адрес? Как он поступит, если
увидит, что кто-то плачет. Какое желание он бы посчитал более важным: иметь то, что у
других никогда не будет или уметь сочувствовать и помогать другим людям? Здоровье
родителей или возможность иметь много слуг?
В теме «Британские подростки»
раскрывается образ британского подростка. В
результате изучения темы ученики выискивают положительные и отрицательные качества
подростка. На основе составленного портрета обучающиеся делают вывод, какими
нравственными качествами должен обладать подросток.
В теме «Изобретения» ученики знакомятся с влиянием современных технологий на
подростка. Затем класс делится на две команды те кто «за» новые технологии и те кто
«против». Обучающиеся готовят материал пользы технологий и вред от них. Урок проходит
в виде дискуссии, учитель записывает варианты в две колонки, а затем обсуждает их вместе
с классом.
При изучении темы «Sport» учащиеся знакомятся с разными видами спорта и
знаменитыми спортсменам. На уроке ученикам предлагается описать любимого спортсмена
и написать качества, которыми он обладает. Затем обучающимся задаю вопрос «Какие из
этих качеств ты бы хотел развивать в себе?»
В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение культурологических
знаний и формируется способность понимать ментальность носителей другого языка.
В заключении можно сделать вывод о том, что при правильном подборе методик,
форм и методов проведения занятий на уроках английского языка можно повысить уровень
нравственного воспитания обучающихся. Страноведческий материал обладает большим
потенциалом в воспитании нравственности у подростков, через культуру и быт народов
изучаемого языка в сравнении с реалиями связанными с нашей страной можно существенно
повысить нравственные и культурологические ценности обучающихся.
Существуют
различные
виды
компетентности:
коммуникативная,
психолого-
педагогическая, информационная, социальная, профессиональная и др. Важное место в этом
списке занимает культурологическая компетентность. В ее основе - достаточно молодой в
педагогике
подход
- культурологический.
Причины внедрения
данного
подхода,
его
необходимость связаны с целью и задачами образования на сoвременном этапе исторического
развития
страны,
потребностью
изменения
типа мышления
сoвременных россиян
(у
большинства из них он продолжает оставаться «советским», что естественным образом
передается и на подрастающее поколение). Следовательно, педагогическая деятельность
должна быть нацелена на трансформацию типа мышления и особенностей сознания членов
общества.
Переход от просветительской парадигмы к человекоцентрическому образованию
связан с разработкой философско-педагогической модели «человека культуры», обновлением
структуры образования, его содержания, создания новых методик обучения. Психолого-
педагогический аспект этой проблемы находится в обучении учащихся разным способам
речевой и мыслительной деятельности, в формировании коммуникативных способностей,
рефлектирующего сознания, эмпатии и культуры чувств.
Таким
образом,
становится
целесообразным
углубление
культурологической
подготовки педагогических кадров. Необходимость этого вызвана рядом причин: рост
социальной роли культуры в современном мире и важность культурологического знания,
которое направлено на раскрытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства.
Для реализации культурологического подхода к обучению современный педагог
должен обладать культурологической компетентностью. Под ней понимается уровень
образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих
при этом познавательных проблем и определения своей позиции .
Другими словами, это комплекс универсальных знаний, отличающихся широким
уровнем обобщения и необходимых для социально-продуктивной деятельности любого
современного человека; это базовые, универсальные компетентности широкого спектра
(радиуса) использования. Составляющими культурологической компетентности являются:
Деятельностно-коммуникативная компетенция - это способность и готовность
вступать в письменную и устную коммуникацию с целью быть понятым. Как правило, такая
компетенция позволяет проявлять элементарные умения общения с помощью различных
знаковых систем (в том числе языков), сотрудничать, идти на компромисс, а также совместно
выполнять групповые задания.
Социальная компетенция - это общая способность и готовность индивида брать на
себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни,
урегулировании
конфликтов
без
применения
насилия,
функционировании
и
развитии
демократических институтов общества. Данный вид компетенции включает в себя следующие
способности и готовности:
а) гражданско-общественную: понимать современный мир как духовную,
культурную, интеллектуальную и экологическую целостность; обладать экологической,
экономической и правовой культурой;
б) социально-трудовую: действовать в социуме с позиции других людей, позитивно
взаимодействовать и сотрудничать с коллегами; осознавать себя и свое место в современном
обществе;
в) личностного самосовершенствования: самопознание, самоконтроль, самооценка,
эмоциональная саморегуляция, самоподдержка и саморазвитие (физическое, духовное,
интеллектуальное);
г) ценностно-смысловую: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и собственное предназначение; выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков; принимать решения.
Информационно-методологическая компетенция - это общая способность индивида
к самостоятельной познавательной деятельности, в т.ч.:
а) учебно-управленческая: внимательно слушать, активно воспринимать учебную
информацию; организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, организовывать
собственные приемы обучения;
б) учебно-информационная: самостоятельно организовывать научно-
исследовательскую деятельность, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; использовать современные
информационные технологии и новые технологии усвоения информации;
в) учебно-логическая: осмысливать и анализировать информацию, выделять главное
и логически запоминать материал; критически относиться к аспектам развития общества,
занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.
Что касается английского языка, необходимо отметить, что современная
модель обучения ему в школе ориентирована на культурологический контекст. Это хорошо
просматривается в линейке УМК “Forward” М.В.Вербицкой. Помимо основного содержания
учебников, которое предполагает наличие аутентичных художественных, публицистических и
научных текстов, включающих сведения о стране изучаемого языка, есть дополнительный
раздел “Dialogue of cultures” (Диалог культур), в котором предложены тексты об образе жизни и
общественном укладе, культуре и быте, тексты-высказывания носителей языка о культуре, об
отдельных фактах культуры и отношения к ним, демонстрирующие менталитет народа.
Обучающиеся с большим интересом узнают новое о культуре других народов,
сравнивают с родной культурой, разрушают стереотипы и т.д. Занимаясь проектной
деятельностью, ребята получают возможность погрузиться в мир фестивалей, народных
праздников, национальной кухни и моды англо-говорящих стран.
Для
приобщения
школьников
к
ценностям
иноязычной
культуры
ежегодно
проводятся недели иностранного языка, которые обычно включают в себя викторины,
олимпиады, конкурсы, просмотр кинофильмов на английском языке. Обучающиеся с
удовольствием принимают участие в языковых конференциях, международных, всероссийских
языковых конкурсах и показывают достойные результаты. Подобные мероприятия как нельзя
лучше способствуют реализации культурологического подхода в школе.