Напоминание

Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических ценностей на уроках английского языка


Автор: Прокудина Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 им.А.П.Ляпина станицы Урухской
Населённый пункт: станица Урухская, Георгиевский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических ценностей на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических

ценностей на уроках английского языка

Актуальность темы

В наше время очевидным является тот факт, что мир меняется, меняется наши на него

мировоззрения, и мы меняемся вместе с ним. Подобного рода изменения заставляют

переосмысливать наши цели, задания, методы и технологические обучения, учебные

планы.

ИЯ – это постоянная динамика, развитие, движение, и поэтому в связи с этим

появляется необходимость в создании нового подхода к иноязычному обучению в школе –

сформулировать

у

обучающихся

мировоззренческие

установки,

ценностные,

культурологические позиции.

Задачи современного педагога

Задачей современного учителя ИЯ является формирование данных позиций, создание

мотивации к изучению и овладению ИЯ, исходя из его индивидуальных особенностей [6].

Перед учителем ИЯ стоит трудная задача - научить школьников не только читать,

писать, говорить на ИЯ, но и мыслить на нем. Дети, к сожалению, попадают в

иноязычную среду только на уроках и она для них, конечно же, является искусственной.

Как же сделать так, чтобы иноязычная среда стала для школьников более живой и

реалистичной. Выход есть – развивать сферы изучения ИЯ посредством ведения уроков

внеурочной деятельности, ИКТ и использования нетрадиционных форм проведения

уроков.

Для того чтобы сформулировать у обучающихся мировоззренческие установки,

ценностные, культурологические позиции, прежде всего, необходимо эффективное

формирование социокультурной компетенции школьников.

Понятие и значение социокультурной компетенции (СКК)

Социокультурный компонент, на базе которого формируются знания школьниках о

реалиях, нравах, традициях, обычаях страны изучаемого языка, имеет огромный

потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями

национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.

Социокультурная компетенция – это комплексный подход, который включает в себя

набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить несколько

компонентов:

- языковые знания и знания национальной культуры (национальные реалии и этикет)

[5];

- навыки и умения речевого и неречевого поведения.

Социокультурное развитие учащихся способствует:

готовности сравнивать страны и их историческое развитие, культурные ценности,

культурный уровень и особенности людей, населяющих конкретную территорию;

Уважению других культур, обычаев и устоев и проявлению толерантности к

другим народам;

Осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой

культуры;

формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в

сопоставлении с культурой своей страны;

Умению защищать свою точку зрения и найти нужные аргументы, уважать своих

сотоварищей и при этом не зависеть от их мнения.

Также

формирование

социокультурной

компетенции

способствует

развитию

у

школьников таких качеств как:

Толерантность;

Открытость;

Готовность к общению;

Вежливость и тактичность.

Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином

виде речевой деятельности,

а также лингвистическую компетенцию на уровне,

определённом программой и стандартом, необходима активная речевая практика для

каждого ученика [4].

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия,

необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы

включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать

особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Формирование социокультурной компетенции учащихся

Огромное значение в преподавательской среде мы отводим вопросу мотивации.

Формирование внутренних побуждений к изучению ИЯ у школьников – один из

ключевых факторов создания мотивации. Особую роль в формировании мотивации

занимает новизна и актуальность получаемой информации, включение учащихся в

творческую и поисковую деятельность. Такой деятельности способствуют следующие

нестандартные формы и приемы работы:

Ролевые, деловые и настольные игры;

Уроки-конкурсы, уроки-путеводители, уроки-путешествия, видео-уроки, уроки с

применением ИКТ.

На

младшей

ступени

обучения

(включая

5-6

классы)

формированием

социокультурной

компетенции

служит

имитация

празднования

зарубежных

праздников и фестивалей с костюмами и поздравительными открытками, разучивание

иноязычных стихов и песен, демонстрация иллюстраций;

На средней ступени обучения на первый план выходит общение со сверстниками,

поэтому

основными

видами

деятельности

становятся

e-mail-переписки

с

англоязычными друзьями, участие в чатах и форумах, общение с носителями языка, а

также интервью с зарубежным собеседником. Большее предпочтение школьники

отдают лексическим и творческим играм, нежели чем ролевым.

На

старшей

ступени

обучения

важным

и

приоритетным

становится

профессиональное и личное самоопределение, но общение – также является

ключевым факторов, поэтому очень важно продолжать интерактивную деятельность.

Также стоить уделять особенное внимание формам внеклассной работы, например:

Видео-уроки по страноведению;

Презентации;

Уроки-игры;

Школьные олимпиады;

Встречи с носителями языка;

Музыкальные уроки;

Уроки-выставки;

Конкурсы чтецов на иностранном языке и т.д.

Несколько лет назад система образования подразумевала обучения нравственным

ценностям не на уроках в школе, а дома за счет родителей. Запад навязал нам ложные

понятия морали. В итоге мы получили безнравственное поколение или как его ещё называют

поколение «Pepsi». Теперь это поколение привело в школы своих детей и подчас педагогу

приходится воспитывать не только детей, но и уделять большое внимание нравственному

воспитанию родителей.

Иностранный язык по праву считается ключевым предметом, формирующим

нравственный

облик

ученика.

При

изучении

иностранного

языка

у

обучающихся

формируется мировоззрение, нравственный облик, отношение и поведение к той или иной

жизненной ситуации.

Еще одним необходимым принципом современного процесса обучения и воспитания

является

принцип

культуросообразности.

Благодаря

этому

у

ученика

появляется

возможность, познакомится с культурой страны изучаемого языка и сравнить ее с культурой

своей страны. Таким образом, традиции, обычаи, культура, нравы страны изучаемого языка

воспитывают обучающихся в контексте диалога культур.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке

английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах

и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими

людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в

данном случае выступает одним из приёмов работы. Причём работа не заканчивается одним

лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется

всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении

является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия.

Однако в данном случае каждый ученик уже несёт индивидуальную ответственность за

принятое решение.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более

эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в

рамках различных культур, проводится работа с картинками, с географическими картами,

работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки

экскурсии,

ролевые

игры.

Все

вышеперечисленные

формы

введения

материалов

страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в

иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и

познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое

главное способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других культур.

Для достижения данной цели я использовала различные методы и виды деятельности

на уроках английского языка. На уроках использовались учебники английского языка 10-11

классов Enjoy English под редакцией М.З. Биболетовой, и «Английския язык для студентов

учреждений средне профессиональных образования под редакцией Голубев А.П.

В

учебниках присутствует страноведческий материал, как страны изучаемого языка, так и

нашей страны.

Изучая тему «Семья», на основе текстов ученики совместно с учителем создают

проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики рассказывают о ценностях

в их семьях и отвечают на следующие вопросы: Как поступят члены идеальной семьи, если

кто-то из них оказался в нелепой ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете?

Если кто-то в семье расстроился, что проиграл в игру? И т д.

Изучая тему животные, обучающиеся готовят рассказ о животных в их семье. Каким

образом они за ними ухаживают и чему они у них могут научиться? Почему диким

животным лучше жить на воле?

Изучая тему «Школа» обучающимся предлагается работа в группе. Необходимо

нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму, какой она должна быть.

Тема «Праздники» «Celebrations». Ученики знакомятся с праздниками в США и

Великобритании, а так же с традиционными блюдами на праздники. После прохождения

материала обучающимся предлагается ролевая игра. Класс делится на три группы. Первая

группа празднует традиционный английский праздник, а вторая традиционный российский.

Участники третьей группы в качестве гостей посещают праздники, расспрашивая о главных

блюдах, традициях празднования. На уроке следует обратить особое внимание на лексику,

связанную с хорошими манерами.

Изучая

тему

«Великобритания»,

идёт

выявление

нравственных

качеств

многонациональных стран. На уроках обучающиеся знакомятся со странами входящими в

состав Великобритании, народами, проживающими на ее территории, флагами и эмблемами

государств. Учитель интересуется, какие народы проживают в нашей стране. В России и

Великобритании проживает большое количество народов с разными обычаями традициями,

языками и культурами. В конце уроков дети отвечают на вопрос. Благодаря каким

нравственным качествам они уживаются друг с другом? Предполагаемый ответ:

- они стараются понять друг друга, даже если они не правы;

- умеют прощать отрицательные поступки и черты характера;

- ведут себя вежливо по отношению к другим народам;

- вежливое и доброе отношение друг к другу.

Происходит знакомство обучающихся с правилами поведения дома и в общественных

местах. Каждому ученику дается задание, используя учебник написать, что можно, а что

нельзя делать в общественных местах и дома: в музее, магазине, на стадионе, в школе и

библиотеке. После ответа учитель задает вопрос: а почему нельзя себя вести, так или иначе?

В 9 классе рассказывается о великих писателях Великобритании и их персонажах.

Обучающимся предлагается сделать проект о своем любимом российском писателе и

любимом персонаже, а так же написать его нравственные качества. Какие из этих качеств ты

бы хотел развивать в себе? Может ли ваш герой нагрубить неприятному человеку? Позволит

ли он себе выругаться на несправедливое замечание в его адрес? Как он поступит, если

увидит, что кто-то плачет. Какое желание он бы посчитал более важным: иметь то, что у

других никогда не будет или уметь сочувствовать и помогать другим людям? Здоровье

родителей или возможность иметь много слуг?

В теме «Британские подростки»

раскрывается образ британского подростка. В

результате изучения темы ученики выискивают положительные и отрицательные качества

подростка. На основе составленного портрета обучающиеся делают вывод, какими

нравственными качествами должен обладать подросток.

В теме «Изобретения» ученики знакомятся с влиянием современных технологий на

подростка. Затем класс делится на две команды те кто «за» новые технологии и те кто

«против». Обучающиеся готовят материал пользы технологий и вред от них. Урок проходит

в виде дискуссии, учитель записывает варианты в две колонки, а затем обсуждает их вместе

с классом.

При изучении темы «Sport» учащиеся знакомятся с разными видами спорта и

знаменитыми спортсменам. На уроке ученикам предлагается описать любимого спортсмена

и написать качества, которыми он обладает. Затем обучающимся задаю вопрос «Какие из

этих качеств ты бы хотел развивать в себе?»

В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение культурологических

знаний и формируется способность понимать ментальность носителей другого языка.

В заключении можно сделать вывод о том, что при правильном подборе методик,

форм и методов проведения занятий на уроках английского языка можно повысить уровень

нравственного воспитания обучающихся. Страноведческий материал обладает большим

потенциалом в воспитании нравственности у подростков, через культуру и быт народов

изучаемого языка в сравнении с реалиями связанными с нашей страной можно существенно

повысить нравственные и культурологические ценности обучающихся.

Существуют

различные

виды

компетентности:

коммуникативная,

психолого-

педагогическая, информационная, социальная, профессиональная и др. Важное место в этом

списке занимает культурологическая компетентность. В ее основе - достаточно молодой в

педагогике

подход

- культурологический.

Причины внедрения

данного

подхода,

его

необходимость связаны с целью и задачами образования на сoвременном этапе исторического

развития

страны,

потребностью

изменения

типа мышления

сoвременных россиян

большинства из них он продолжает оставаться «советским», что естественным образом

передается и на подрастающее поколение). Следовательно, педагогическая деятельность

должна быть нацелена на трансформацию типа мышления и особенностей сознания членов

общества.

Переход от просветительской парадигмы к человекоцентрическому образованию

связан с разработкой философско-педагогической модели «человека культуры», обновлением

структуры образования, его содержания, создания новых методик обучения. Психолого-

педагогический аспект этой проблемы находится в обучении учащихся разным способам

речевой и мыслительной деятельности, в формировании коммуникативных способностей,

рефлектирующего сознания, эмпатии и культуры чувств.

Таким

образом,

становится

целесообразным

углубление

культурологической

подготовки педагогических кадров. Необходимость этого вызвана рядом причин: рост

социальной роли культуры в современном мире и важность культурологического знания,

которое направлено на раскрытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства.

Для реализации культурологического подхода к обучению современный педагог

должен обладать культурологической компетентностью. Под ней понимается уровень

образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих

при этом познавательных проблем и определения своей позиции .

Другими словами, это комплекс универсальных знаний, отличающихся широким

уровнем обобщения и необходимых для социально-продуктивной деятельности любого

современного человека; это базовые, универсальные компетентности широкого спектра

(радиуса) использования. Составляющими культурологической компетентности являются:

Деятельностно-коммуникативная компетенция - это способность и готовность

вступать в письменную и устную коммуникацию с целью быть понятым. Как правило, такая

компетенция позволяет проявлять элементарные умения общения с помощью различных

знаковых систем (в том числе языков), сотрудничать, идти на компромисс, а также совместно

выполнять групповые задания.

Социальная компетенция - это общая способность и готовность индивида брать на

себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни,

урегулировании

конфликтов

без

применения

насилия,

функционировании

и

развитии

демократических институтов общества. Данный вид компетенции включает в себя следующие

способности и готовности:

а) гражданско-общественную: понимать современный мир как духовную,

культурную, интеллектуальную и экологическую целостность; обладать экологической,

экономической и правовой культурой;

б) социально-трудовую: действовать в социуме с позиции других людей, позитивно

взаимодействовать и сотрудничать с коллегами; осознавать себя и свое место в современном

обществе;

в) личностного самосовершенствования: самопознание, самоконтроль, самооценка,

эмоциональная саморегуляция, самоподдержка и саморазвитие (физическое, духовное,

интеллектуальное);

г) ценностно-смысловую: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в

нем, осознавать свою роль и собственное предназначение; выбирать целевые и смысловые

установки для своих действий и поступков; принимать решения.

Информационно-методологическая компетенция - это общая способность индивида

к самостоятельной познавательной деятельности, в т.ч.:

а) учебно-управленческая: внимательно слушать, активно воспринимать учебную

информацию; организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, организовывать

собственные приемы обучения;

б) учебно-информационная: самостоятельно организовывать научно-

исследовательскую деятельность, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; использовать современные

информационные технологии и новые технологии усвоения информации;

в) учебно-логическая: осмысливать и анализировать информацию, выделять главное

и логически запоминать материал; критически относиться к аспектам развития общества,

занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.

Что касается английского языка, необходимо отметить, что современная

модель обучения ему в школе ориентирована на культурологический контекст. Это хорошо

просматривается в линейке УМК “Forward” М.В.Вербицкой. Помимо основного содержания

учебников, которое предполагает наличие аутентичных художественных, публицистических и

научных текстов, включающих сведения о стране изучаемого языка, есть дополнительный

раздел “Dialogue of cultures” (Диалог культур), в котором предложены тексты об образе жизни и

общественном укладе, культуре и быте, тексты-высказывания носителей языка о культуре, об

отдельных фактах культуры и отношения к ним, демонстрирующие менталитет народа.

Обучающиеся с большим интересом узнают новое о культуре других народов,

сравнивают с родной культурой, разрушают стереотипы и т.д. Занимаясь проектной

деятельностью, ребята получают возможность погрузиться в мир фестивалей, народных

праздников, национальной кухни и моды англо-говорящих стран.

Для

приобщения

школьников

к

ценностям

иноязычной

культуры

ежегодно

проводятся недели иностранного языка, которые обычно включают в себя викторины,

олимпиады, конкурсы, просмотр кинофильмов на английском языке. Обучающиеся с

удовольствием принимают участие в языковых конференциях, международных, всероссийских

языковых конкурсах и показывают достойные результаты. Подобные мероприятия как нельзя

лучше способствуют реализации культурологического подхода в школе.



В раздел образования