Автор: Завгородняя Анна Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №8 "Теремок"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН, КАНЕЛОВСКАЯ
Наименование материала: Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие по реке Ея"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Путешествие по реке Ея»
Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об
окружающей природе, социальной значимости реки.
Задачи.
1. Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем
мире.
2. Познакомить с происхождением названия, расположением реки Ея, её
обитателями.
3. Формировать представления о своей малой родине
4. Воспитывать бережное отношение к воде, закрепить правила поведения
у воды.
Материал: презентация, слайды с изображением реки, речных рыб, карта
Краснодарского края, массажные коврики для плота
Ход
С ручейка берет начало, что бы это означало?
Глубока и широка, средь полей течет… (река)
- Да ребята, вы правы это река. И сегодня я вам предлагаю отправиться в
путешествие по реке, которая протекает через нашу станицу.
А как называется наша река?
Ответы детей.
- Совершенно верно Ея. Ну что ж усаживаемся на наш плот и в путь. А в
дороге я вам расскажу про нашу реку.
Многоводная Ея – одна из самых длинных рек Краснодарского края.
Берега у степной реки Ея невысокие и поэтому течение медленное. По длине
она уступает только красавице Кубани. Протяжённость Еи составляет 311 км.
Почему же так назвали реку?
Ответы детей.
- Одно из суждений связано с переводом слова «яйя» с татарского языка. В
переводе «яйя» значит «Иван». Таким образом, получается, что река была
названа «Ивановской», так как на ней селилось много русских, а самое
популярное имя у русских было Иван. А уже русские-новоселы переселенцы
– казаки преобразовали чуждое слуху слово «яйя» в «ея».
Ребята, а вы, знаете, как рождаются реки?
Ответы детей.
- У каждой реки – маленькой или большой – есть начало – исток. У реки это
родник – маленький ручеек, бьющий из-под земли.
Исток реки Ея — слияние рек Упорная и Корсун ( в переводе с татарского –
озеро), которые находятся в Новопокровском районе, Краснодарского края.
Это не очень далеко от нашего района, всего лишь 70 км. Давайте сделаем
остановку и подойдем к карте Краснодарского края. Посмотрите синим
цветом, обозначены реки.
Ответы детей.
- Правильно, они как ниточки, их много в крае и вот наша Ея. Посмотрите, в
реку вливаются небольшие речки, как с правого берега, так и с левого. А
самый большой приток Еи река Сосыка. А в нашей станице протекает еще и
река. А как она называется? Правильно – Сосыка. Где же заканчивается река
Ея?
Ответы детей.
В конце пути река добегает до Азовского моря и впадает в него, щедро даря
ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.
Я вам предлагаю отправиться дальше и посмотреть небольшой фильм про
нашу реку Ея.
Просмотр
презентации
«Река Ея».
- Ребята, а кто из вас знает, кто живет в реке?
Ответы детей.
- Да ребята Ея - богатая рыбой речка.
Слайды
с изображением речной рыбы.
В ней можно встретить: толстолобика, карпа, амура, окуня, щуку, сазана и
многих других рыб. Но вы кого – то не назвали.
Отгадайте загадки.
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а... (рак)
Конечно, в реке водятся раки.
Ну, а кто живет на берегу реки.
У воды она живет
Громко песенки поет,
Рот ее - для мух ловушка,
А зовут ее ...(лягушка)
- У нас никто возле реки не живет, а то бы сразу вспомнили про лягушек.
Ребята, вы любите отдыхать летом на реке?
Ответы детей.
- А вы знаете как правильно вести себя у воды?
Ответы детей.
Давайте вместе повторим.
* дети должны купаться только под присмотром родителей и в отведенном
для этого месте
* нельзя после себя оставлять мусор.
* нельзя мыть машины в реке
* не рвать цветы, не ломать рядом растущие деревья.
- Ведь если каждый человек будет соблюдать правила, то будут чистыми
реки и водоемы, и тогда и рыбкам, и другим обитателям будет легче
дышать, и вы сможете отдохнуть около речки.
А как можно отдыхать возле реки?
Ответы детей.
- Да ребята вы правы можно: купаться, ловить рыбу удочкой,
фотографироваться.
А сейчас давайте немного отдохнем и
выполним физкультминутку.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной другой – это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Отправляемся дальше на плоту путешествовать.
Скажите вода в реке пресная или соленая?
Ответы детей.
- Ребята как вы думаете можно ли пить речную воду?
Ответы детей.
- Вы правы, конечно, нет. А ведь воду реки Ея всего 50-60 лет назад
использовали на питьевые цели, а сегодня она сильно загрязнена.
А вы обратили внимание, что за растения растут вдоль берега реки?
Ответы детей.
Слайд с изображением реки.
- На речке много круговых и камышовых зарослей, которые стали
пристанищем для огромного количества птиц (в том числе редких). На реке
можно увидеть стаи отдыхающих перелетных птиц. Кто видел на реке птиц?
Ответы детей.
Слайд с изображением птиц.
- Река привлекает к себе великое разнообразие птиц: журавли, лебеди, утки,
лысухи, камышовки и другие птицы селятся по берегам Еи.
Ну, вот наше путешествие заканчивается. Я хочу, чтобы вы, ребята
запомнили, если вы оказались у реки, к ней нужно относиться с уважением!
Река - живое существо! Вы у нее в гостях!
- Что вы новое узнали сегодня?
- Где мы с вами путешествовали?
- Кому понравилось наше путешествие?
- Что бы вы хотели узнать еще о нашей станице?