Автор: Городинская Маргарита Евгениевна
Должность: учитель технологии, ИЗО, черчения.
Учебное заведение: МБОУ "Депутатская СОШ с УОП"
Населённый пункт: Депутатский пгт., Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Удобно и красиво"
Раздел: среднее образование
«Удобно и практично»
Учитель высшей категории
Городинская Маргарита Евгениевна
Учитель высшей квалификационной категории
«Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.»
Зинаида Митрофановна Торопчина
(Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства»)
В течение многих лет в Депутатской средней школе с углубленным
изучением отдельных предметов, я работаю учителем технологии. Наш
посёлок находится на Севере Якутии за полярным кругом . И здесь в
суровом, холодном краю , мы создаём красивые рукотворные изделия из
самых различных материалов. Но основным материалом у нас является ткань
,фетр, фоомиран, бисер. В ходе деятельности урока используются
различные виды деятельности: коммуникативная, чтение, игровая,
продуктивная.
Направление учебной работы – обучение рукоделию школьников. Мы
работаем с различными материалами, в том числе и тканью. Ткань
является отличным материалом для занятий . Кроме того, такие творческие
занятия способствуют развитию художественного вкуса, воображения,
математических способностей, абстрактного мышления. Не зря существует
выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев.
Для проведения учебной работы, были поставлены следующие цели и
задачи:
Цель: Создать условия для развития предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становления
эстетического отношения к окружающему миру; формирования
элементарных представлений о видах искусства; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи:
Создать условия для развития умения детей осваивать простые техники
пошива (аппликация из бисера , бусин, фетра, замши, парчи бархата,
вельвета и т.д.), составлять простые композиции на ткани
Способствовать формированию умения использовать в работе
различные материалы
Создать условия для развития познавательного интереса к технике
шитья.
Создать условия и помочь детям организовать выставки детских работ
по технике шитья с применением других материалов.
Создать условия для развития мелкой моторики рук.
Воспитывать желание делать подарки своими руками, умение работать
в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Формами реализации урока являются: беседы, индивидуальная и
групповая работа, коллективно-творческая работа, дидактические и
подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстрации,
наблюдения, игры-задания, выставки.
Каждый урок включает объяснение материала, но основное время
отводилось практической работе. Еще с каждым ребенком проводилась
индивидуальная работа. Особое внимание было уделено освещенности
помещения, знакомству детей с правилами безопасности труда.
При систематической работе – работа на уроке положительно сказалась
на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать
друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им
радость, это полезное и увлекательное занятия для дошкольников.
Работа по данной методике показала, что уроки имеют большое значение
для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него
творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность,
внимание и воображение; воспитывают волю, развивают ручные умения,
чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над изделием ,
способствует воспитанию художественного вкуса у детей. На занятиях
развиваются движения пальцев рук, что является хорошей подготовкой руки
к письму.
Использование на уроках различных видов творчества дает
возможность ребенку найти себя, и наиболее полно реализовать в нем свои
способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у
учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими
видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность
создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
В этом заключается практическое значение программы.
Работа на уроке строится с учётом местных традиций, характерных
ремесел и промыслов особенностей народного костюма и утвари нашей
Якутии.
Из разнообразных материалов можно изготовить самые различные панно,
картины. Прежде чем приступить к работе, нужно подобрать всё
необходимое для этих изделий. Выбрать сюжет для работы, материал из
которого будет выполнена работа и необходимые инструменты. Основу
делают из дерева в рамке. Фоновый цвет может быть самый
разнообразный, подходящий по сюжету панно или картины. Затем
необходимо изготовить необходимые детали для работы, закрепить их и
эстетически оформить.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря
на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие,
выполненное своими руками, всегда будет цениться.
Например пошив своими руками сумки-шоппера
«Сумка по вашему вкусу»
Всем известно, что зачастую именно детали и акценты способны придать
образу неповторимость. Сумка относится к самым важным деталям вашего
гардероба, как ученика так и взрослого человека.
Вы знаете, что стиль «хенд-менд» (ручная работа) сейчас особенно
популярен. И я на своих уроках стараюсь с учащимися создавать
неповторимый свой образ, проявлять оригинальность и стиль, подобрать и
сшить сумку для каждого ансамбля.
Здесь огромный простор для фантазии. Сумку можно вышивкой, лентами,
Элементами, связанными на спицах или крючком, дополнить наряд можно
шарфом или палантином – и вы всегда будете выглядеть индивидуально.
Самое главное – получать удовольствие от того, что вы делаете, и тогда
вы всегда будете выглядеть и чувствовать себя превосходно!