Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений
Автор: Файзулина Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 84" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений Раздел: дошкольное образование
Формирование родительской компетентности как важной составляющей
детско-родительских отношений
Ю.Н. Файзулина
Воспитатель I квалификационной категории Федерального государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 84»
Новосибирская область, город Новосибирск
В
последнее
время
все
чаще
меняются
и
совершенствуются
приоритетные направления дошкольного образования. По-новому прописаны
основные
требования
к
общеобразовательным
программам
дошкольного
образования
в
приказе
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
года
«Об
утверждении ФГОС» № 1155. В требованиях ФГОС важное место отведено
сотрудничеству и активному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
При этом современные подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников,
которые
выражаются
в
возложении
дошкольной
образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей,
не
обеспечивают
улучшения
процесса
образования,
а
переосмысление
родительского опыта порождает много разных моделей, которые не всегда
согласуются друг с другом. А ДОУ должно обеспечивать поддержку семьи и
повышать
компетентность
родителей
в
вопросах
развития,
укрепления
здоровья и образования детей.
Что же такое родительская компетентность?
Родительскую компетентность можно определить как:
наличие у родителей знаний, умений, навыков и опыта в области
воспитания ребенка (Н.Н. Мизина) [6];
интегральную
характеристику,
определяющую
способность
решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных
ситуациях
педагогической
деятельности,
с
использованием
знаний,
опыта,
ценностей
и
наклонностей
(А.П.
Тряпицына)
[10];
возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в
относительной
безопасности,
получая
поддержку
взрослого
в
развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина)
[5];
знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической
деятельности родителя (Н.Ф. Талызина) [9].
Современные
ученые
трактуют
родительскую
компетентность
как
широкое
общекультурное
понятие,
составляющее
часть
педагогической
культуры, единство теоретической и практической готовности родителей к
осуществлению
педагогической
деятельности,
обусловливающей
возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.
Одно из самых распространенных и полных определений родительской
компетентности звучит следующим образом:
«Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха
за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на
своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой
растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это
человек, который знает, что если не помогает одно – надо подобрать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в
более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в
общем – учиться» [7].
Надо отметь и тот факт, что современные родители сейчас больше
осознают необходимость самообразования в части воспитания детей, но не
все
понимают
главный
принцип
родительской
компетентности.
Очень
большой процент родителей не знают,
как правильно воспитывать своих
детей, что им будет во благо, а что нет. Поэтому сегодня очень многие
родители, которые боятся быть «плохими» родителями выбрали гиперопеку
как
наиболее
приемлемый
стиль
родительского
воспитания.
Дети
этих
родителей были окружены чрезмерной заботой и вниманием с одной стороны
и у них снижается развитие самостоятельности и социальная адаптация – с
другой.
Из этого можно сделать вывод, что современные родители испытывают
потребность
в
помощи
педагога
в
вопросах
воспитания
ребенка
и
формирования родительской компетентности.
Столкнувшись с этой проблемой мы с коллегами изучили большое
количество литературы, но большинство из них не раскрывает психолого-
педагогических
аспектов
формирования
родительской
компетентности,
а
содержат лишь теоретические сведения.
Так как эта проблема очень актуальна, ее психолого-педагогическая
значимость
в
практическом
значении
обусловили
необходимость
поиска
новых современных технологий в этой области.
В качестве наиболее эффективного метода формирования родительской
компетентности
нами
рассматривается
«Родительский
клуб»
детско-
родительских отношений.
«Родительский клуб» направлен на развитие у родителей способностей
компетентно
создавать
условия
для
личностного
развития
их
детей,
раскрывать и развивать таланты и способности детей, развивать родительское
мышление, помогает исполнять родителям их родительские роли. Поэтому
мы
пытаемся
сделать
главный
упор
на
изменение
мышления
родителей,
чтобы помочь им в воспитании гармоничной личности.
Чтобы
провести
плодотворно
первое
заседание
клуба
нами
была
проведена предварительная работа. Мы постарались выяснить, насколько
хорошо родители знают и понимают своих детей. Родителям раздали анкеты
в которых были вопросы об их детях: что они любят, чего хотят и так далее. И
засняли
на
видеокамеру
ответы
детей
на
эти
же
вопросы.
На
первом
заседании «Родительского клуба» мы включили родителям эту запись, а они
сравнивали со своими ответами. Как выяснилось – родители и на половину
не знают своих детей. Больше всего их удивило то, что дети хотят больше
самостоятельности и чтобы их не заваливали игрушками, а поиграли с ними,
сходили в кино, театр, научили их что-нибудь мастерить.
Посещали наш клуб все родители. Целью работы было формирование и
повышение уровня родительской компетентности как основы гармоничного
развития
ребенка
и
его
самореализации
в
творческой
деятельности.
На
заседаниях клуба решались следующие задачи:
научить родителей работе над собой;
формированию
у
них
осознания
того,
что
изменения
своей
личности,
поведения
и
мышления
благоприятно
скажутся
на
дальнейшем развитии ребенка;
научить родителей основам конструктивных отношений, которые
позволяют вырастить гармоничную личность.
Прежде чем начать решать проблему с ребенком родители должны
изменить что-то в себе.
Уникальность
нашего
«Родительского
клуба»
в
том,
что
родители,
приходящие в наш клуб, становятся проводниками полученных знаний и
умений
в
своем
социальном
окружении.
Они
учатся
выстраивать
гармоничные
отношения
не
только
в
своей
семье,
но
и
собственным
примером распространяют положительный опыт семейного воспитания в
ближайшем семейно-соседском социуме.
Абсолютно все родители хотели бы видеть своего ребенка здоровым,
послушным,
успешным,
комфортно
чувствующим
себя
в
социуме
т.е.
подготовленным
к
дальнейшей
жизни.
Все
эти
качества
позволяют
смоделировать
идеальные
отношения
между
детьми
и
родителями
в
современной
семье:
родители
заботятся
о
своем
малыше,
любят
его,
прислушиваются к его мнению, работают над собой. Важно отметить, что
98% наших родителей хотели бы продолжать заседания нашего клуба для
повышения своей родительской компетентности.
Обобщая все , можно сделать вывод, что современные родители детей
дошкольного возраста – это люди, желающие реализовать свой родительский
потенциал и повысить свою родительскую компетентность. Но, сталкиваясь с
проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью в
решении
проблем
по
воспитанию
детей
к
нам,
педагогам
дошкольного
воспитания
и
это
позволяет
наметить
основные
направления
работы
дошкольной
образовательной
организации
с
семьями
воспитанников
для
вовлечения последних непосредственно в образовательную деятельность.
Литература:
1.
Баркан А. Ручной ребенок или непокорный…Какой вам нужен ? –
М.: Этерна, 2012.
2.
Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию – М.: АСТ:
Астрель, 2009.
3.
Гордон
Т.
Курс
эффективного
родителя.
Как
воспитать
в
детях
чувство ответственности. – М. Ломоносовъ, 2010.
4.
Дементьева
Л.А.
Психологический
тренинг
детско-родительских
отношений.- Курган, 2007.
5.
Кормушина
Н.Г.
Психолого-педагогиче ская
ко р р е к ц и я
экзистенциальных страхов у детей. Дисс.канд.психол.наук. Саратов,
2011.
6.
Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей
детей
с
асоциальным
поведением
.
Сборник
научных
трудов.
–
Севастополь, 2004.
7.
Овчарова
Р.В.
Психология
сопровождения
родительства.
–
М.:
Академия, 2005.
8.
Сатир В Вы и Ваша семья: руководство по личному росту. – М.:
Астрель-Пресс, 2011.
9.
Талызина
Н.Ф.
Вопросы
профессиональной
компетентности
учителя.- М.: Проспект, 2009.
10.Тряпицына
А.П.
Новая
школа
и
новый
учитель.//
Вестник
Герценовского унниверситета.- 2010.-№ 3