Напоминание

Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений


Автор: Файзулина Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 84"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование родительской компетентности как важной составляющей

детско-родительских отношений
Ю.Н. Файзулина Воспитатель I квалификационной категории Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 84» Новосибирская область, город Новосибирск В последнее время все чаще меняются и совершенствуются приоритетные направления дошкольного образования. По-новому прописаны основные требования к общеобразовательным программам дошкольного образования в приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 года «Об утверждении ФГОС» № 1155. В требованиях ФГОС важное место отведено сотрудничеству и активному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. При этом современные подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а переосмысление родительского опыта порождает много разных моделей, которые не всегда согласуются друг с другом. А ДОУ должно обеспечивать поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития, укрепления здоровья и образования детей. Что же такое родительская компетентность? Родительскую компетентность можно определить как:  наличие у родителей знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка (Н.Н. Мизина) [6];  интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына) [10];  возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина) [5];  знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя (Н.Ф. Талызина) [9]. Современные ученые трактуют родительскую компетентность как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры, единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, обусловливающей возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Одно из самых распространенных и полных определений родительской компетентности звучит следующим образом:
«Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо подобрать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться» [7]. Надо отметь и тот факт, что современные родители сейчас больше осознают необходимость самообразования в части воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Очень большой процент родителей не знают, как правильно воспитывать своих детей, что им будет во благо, а что нет. Поэтому сегодня очень многие родители, которые боятся быть «плохими» родителями выбрали гиперопеку как наиболее приемлемый стиль родительского воспитания. Дети этих родителей были окружены чрезмерной заботой и вниманием с одной стороны и у них снижается развитие самостоятельности и социальная адаптация – с другой. Из этого можно сделать вывод, что современные родители испытывают потребность в помощи педагога в вопросах воспитания ребенка и формирования родительской компетентности. Столкнувшись с этой проблемой мы с коллегами изучили большое количество литературы, но большинство из них не раскрывает психолого- педагогических аспектов формирования родительской компетентности, а содержат лишь теоретические сведения. Так как эта проблема очень актуальна, ее психолого-педагогическая значимость в практическом значении обусловили необходимость поиска новых современных технологий в этой области. В качестве наиболее эффективного метода формирования родительской компетентности нами рассматривается «Родительский клуб» детско- родительских отношений. «Родительский клуб» направлен на развитие у родителей способностей компетентно создавать условия для личностного развития их детей, раскрывать и развивать таланты и способности детей, развивать родительское мышление, помогает исполнять родителям их родительские роли. Поэтому мы пытаемся сделать главный упор на изменение мышления родителей, чтобы помочь им в воспитании гармоничной личности. Чтобы провести плодотворно первое заседание клуба нами была проведена предварительная работа. Мы постарались выяснить, насколько хорошо родители знают и понимают своих детей. Родителям раздали анкеты в которых были вопросы об их детях: что они любят, чего хотят и так далее. И засняли на видеокамеру ответы детей на эти же вопросы. На первом заседании «Родительского клуба» мы включили родителям эту запись, а они сравнивали со своими ответами. Как выяснилось – родители и на половину
не знают своих детей. Больше всего их удивило то, что дети хотят больше самостоятельности и чтобы их не заваливали игрушками, а поиграли с ними, сходили в кино, театр, научили их что-нибудь мастерить. Посещали наш клуб все родители. Целью работы было формирование и повышение уровня родительской компетентности как основы гармоничного развития ребенка и его самореализации в творческой деятельности. На заседаниях клуба решались следующие задачи:  научить родителей работе над собой;  формированию у них осознания того, что изменения своей личности, поведения и мышления благоприятно скажутся на дальнейшем развитии ребенка;  научить родителей основам конструктивных отношений, которые позволяют вырастить гармоничную личность. Прежде чем начать решать проблему с ребенком родители должны изменить что-то в себе. Уникальность нашего «Родительского клуба» в том, что родители, приходящие в наш клуб, становятся проводниками полученных знаний и умений в своем социальном окружении. Они учатся выстраивать гармоничные отношения не только в своей семье, но и собственным примером распространяют положительный опыт семейного воспитания в ближайшем семейно-соседском социуме. Абсолютно все родители хотели бы видеть своего ребенка здоровым, послушным, успешным, комфортно чувствующим себя в социуме т.е. подготовленным к дальнейшей жизни. Все эти качества позволяют смоделировать идеальные отношения между детьми и родителями в современной семье: родители заботятся о своем малыше, любят его, прислушиваются к его мнению, работают над собой. Важно отметить, что 98% наших родителей хотели бы продолжать заседания нашего клуба для повышения своей родительской компетентности. Обобщая все , можно сделать вывод, что современные родители детей дошкольного возраста – это люди, желающие реализовать свой родительский потенциал и повысить свою родительскую компетентность. Но, сталкиваясь с проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью в решении проблем по воспитанию детей к нам, педагогам дошкольного воспитания и это позволяет наметить основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников для вовлечения последних непосредственно в образовательную деятельность. Литература: 1. Баркан А. Ручной ребенок или непокорный…Какой вам нужен ? – М.: Этерна, 2012. 2. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию – М.: АСТ: Астрель, 2009.
3. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. – М. Ломоносовъ, 2010. 4. Дементьева Л.А. Психологический тренинг детско-родительских отношений.- Курган, 2007. 5. Кормушина Н.Г. Психолого-педагогиче ская ко р р е к ц и я экзистенциальных страхов у детей. Дисс.канд.психол.наук. Саратов, 2011. 6. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей детей с асоциальным поведением . Сборник научных трудов. – Севастополь, 2004. 7. Овчарова Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005. 8. Сатир В Вы и Ваша семья: руководство по личному росту. – М.: Астрель-Пресс, 2011. 9. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя.- М.: Проспект, 2009. 10.Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель.// Вестник Герценовского унниверситета.- 2010.-№ 3


В раздел образования