Автор: Кузьмицкая Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№10
Населённый пункт: город Мончегорск
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МАДОУ №10
Кузьмицкая Елена Игоревна
Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста
Рисование - это одно из самых больших удовольствий для ребёнка, оно раскрывает
его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и
проявляет собственную фантазию.
Но существует проблема - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они
не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшей группе, где
навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты, формообразующие
движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Стимулом же побудить детей к деятельности, создать
ситуацию успеха и заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать
маленькими художниками и помогает нетрадиционное рисование.
Нетрадиционная техника рисования - это способ создания нового, оригинального
произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными
способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет детей.
Необычные материалы и оригинальные техники же привлекают детей тем, что здесь не
присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно
придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные
эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его
огорчает.
Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в группе раннего
возраста».
Опыт проводился в группе детей раннего возраста (1-я младшая группа, возраст детей от 2
до 3,5 лет) и длился в течении учебного года. Познакомившись с методической
литературой различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила
перед собой цель и задачи:
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста желание выражать
восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:
1.
Познакомить
детей
с
нетрадиционными
видами
изобразительной
техники.
2. Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
3. Систематизировать совместную деятельность детей и педагога с использованием
нетрадиционных техник рисования.
4. Формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством
игровой мотивации.
Для
освоения нетрадиционных
технологий
использовала
разнообразные
приёмы
и методы:
- словесные (беседа, объяснение, сказка);
- наглядные (образцы, рисунки). Показ воспитателем способов изображения является
наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную
форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом;
показ приемов изображения.
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
-практические
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
По данной методической теме мною был разработан перспективный план работы, в
котором отображена работа с детьми, работа с родителями и педагогами.
Опираясь на поставленные цель и задачи, свою работу я начала с оснащения центра
искусства бросовым материалом.
С детьми раннего возраста я использовала следующие техники:
- Рисование ладошками;
- Рисование пальчиками;
- Оттиск пробкой
- Оттиск смятой бумагой
- Оттиск поролоном
Рассмотрим каждую технику в отдельности:
-
Рисование ладошкой.
Ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют как правой, так и левой руками, окрашивать можно и одним, и
несколькими цветами.
При этом у него формируется логического мышления, воображение, он учится
фантазировать. Образы перерастают в настоящие картины.
Также, рисование ладошками развивает мелкую моторику, что очень важно для
последующего развития. Это учит малыша пользоваться своими ручками, но и при этом
помогает ребенку развивать речь. Так как два центра в головном мозге, которые отвечают
за движение и речь находятся рядом. И если начинает работать один, то он заставляет
двигаться то, что рядом.Ребенок учится свободе творчества, абстрактно мыслить, изучает
цвета и формы.
Для этого занятия использую пальчиковые краски. Наливаю в блюдце, чтобы ребенку было
удобно
макать
своей
ладошкой.
Также
наношу
краску
на
ладошку
малыша
кисточкой. Чтобы ребенок не испортил красками одежду, пользуюсь фартуком.
- Рисование пальцем. Это способ примакивания пальчика с краской к бумаге для
оставления отпечатков на картинке. Пальчиковый прием позволяет почувствовать
изобразительный материал, его вязкость, яркость красочного слоя. Ребёнок опускает в
гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик можно
набирать краску как одного цвета, так и нескольких.
Рисование пальчиком, как и рисование ладошкой, отлично развивает творческие
способности и воображение, мелкую моторику рук, а также напрямую влияет на развитие
речи, мышления и памяти.
- Рисование мятой бумагой. Способ рисования мятой бумагой считается довольно новым
и современным. С его помощью абсолютно любой ребенок сможет почувствовать себя
настоящим
художником,
ведь
эта
техника
позволяет
повысить
качество
всех
выполняемых
работ,
а значит,
поднять
самооценку.
Рисование
мятой
бумагой
способствует развитию воображения у малышей. Для начала скомкаем бумагу. Это очень
занимательный процесс для детей, кроме того, развивающий мелкую моторику рук. После
макаем комочек в краску (желательно разбавленную водой) и наносим на лист бумаги
методом примакивания. Отпечатки получаются размытыми, иногда даже неожиданными,
что способствует развитию фантазии и воображения
- Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий
предмет, например (поролон, крышка).Опускаем крышку в краску и точным движением
сверху вниз делаем тычки по листу. Крышка будет оставлять четкий отпечаток. Форма
отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Так как
маленькие дети всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования
им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от
пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской)
наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно
дополнить. Рисование тычком развивает у детей мелкую моторику пальцев рук,
координацию и ориентирование на листе бумаги, воображение.
После освоения данных техник, рисовали толстой кистью «Пасхальный цыпленок»-
дети закрашивали круг желтым цветом, после я дорисовала силуэт цыпленка (клюв,
глазки, гребешок, лапки)результат привел в восторг, получился милый цыпленок.
С целью распространения опыта работы
Провела для педагогов Интегрированное занятие «Надувала кошка шар», в котором
ребята помогли кошке и нарисовали много разноцветных шаров для котят, так же
используя
нетрадиционную
технику
(рисование
воздушным
шариком,
ребята
самостоятельно выбирали цвет шарика и краски, тем самым закрепляли знание цветов).
Заключительная (итоговая) работа «Мы рисуем то, что хотим»
Дети совершенствовали умения и навыки с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии
активизировала
внимание, побуждала к деятельности при помощи дополнительных
стимулов.
Такими стимулами были:
1.
игра, которая является основным видом деятельности детей;
2.
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости;
3.
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тому, кто просит о
помощи, им важно почувствовать себя значимыми;
4.
музыкальное сопровождение.
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались
игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры.
Создала для развивающей среды Дидактические игры на развитие зрительного
восприятия цвета, внимания, наблюдательности и мелкой моторики: « Подбери по цвету»,
игра «Сортер» ( шарики, стаканчики), игра с резинками, «Разноцветное мороженное»,
«Птичьи домики»
Подготовила картотеку «Пальчиковые игры» «Пальчиковая гимнастика», которую
использовала в течении года в работе с детьми.
Для родителей подготовила консультации: « Развитие мелкой моторики рук у детей
раннего возраста», «Рисование ладошками и пальчиками»,
папку-передвижку «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста», буклет «
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»,
Тематический лист «Для чего нужны пальчиковые игры?»,
Памятки для родителей «Рисование ладошками», «Нетрадиционные техники рисования для
детей раннего возраста»,
Подготовлены выставки детских рисунков для родителей, и создана фотовыставка с
творческими работами детей «Вот как я умею!»
Работая
в
этом
направлении,
я
убедилась,
что рисование необычными
материалами,
оригинальными техниками позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные эмоции. Что у детей есть огромный интерес и желание рисовать, но
необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе
эти способности могут угаснуть.
К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, Они очень
любят играть в развивающие игры, где требуется работа пальчиков. Проведенная работа
показала, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими.
дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей
сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания
речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрировали свои
успехи родителям, просили порисовать с помощью нетрадиционных материалов.