Автор: Хохлова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Большереченская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Омская область р.п. Большеречье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Г.Скребицкий " Жаворонок"
Раздел: начальное образование
Георгий Скребицкий " Жаворонок "
«Устное народное творчество».
2-й класс
Основные задачи:
Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих
понятий
художественных
произведений,
формирование
читательских
умений.
Развитие
навыка
чтения,
развитие
речи,
развитие
уровня
владения
определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение
речи выразительными средствами языка.
Воспитание
эмоционально-эстетического
восприятия
художественного
произведения творческой деятельности.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Оборудование урока:
Модель обложки, заместители жанров.
Презентация (см. приложения)
Выставка книг о весне.
Карточки для индивидуального чтения.
Музыкальное оформление (голос полевого жаворонка, П.И.Чайковской
«Жаворонок» из «Детского альбома»)
Плетень, дерево, макет избы, булочки «Жаворонки».
свистульки в виде
птичек.
Оформление доски:
Выставка книг о весне разных жанров
Таблица «Как выглядит - как поёт»
1.
Организационный момент
Встаньте ровно, подтянитесь.
- Добрый день! – и улыбнитесь.
Вы, девчонки и мальчишки,
На столах проверьте книжки,
Ручки и карандаши –
Вы уже не малыши.
Не забыли дневники?
Молодцы, ученики!
1)Проверка домашнего задания.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
«Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе
с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
« Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники , повесили
новые» (А.Куприн «Скворцы» )
« Верба ,верба. верба, Верба зацвела . Это значит верно, Что весна пришла»
(А. Барто «Апрель»).
- Какая тема объединяет все эти произведения? (ВЕСНА)
А произведения каких авторов о Весне мы еще читали.
(А.Чехов, Г.
Скребицкий , Н.Сладков, С.Маршак, Э.Шим, Ф.Тютчев, А.Куприн,
А.Барто )
2. Ввод в тему урока
- Мы узнали, что у Весны есть свои запахи, в это время года происходят
кругом чудеса, просыпается природа, у Весны свои особенные звуки. В своих
произведениях авторы представляют её живой: она хозяйничает в поле,
парке, саду;
то она юная девушка, то она художница, а то и
волшебница.
В каких произведениях мы можем увидеть весну как:
1. Художницу (Г.Скребицкий «Весна-художник»)
2. Юную девушку (Ф.Тютчев «Зима недаром злится» )
3. Волшебницу ( Н.Сладков «Апрельские шутки»)
А как в народе называли весну? Почему? (благодатная, всеоживляющая )
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ - слайд
- В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи праздников,
посвященных встрече весны. Люди считали, как встретят Весну, как её
уважат, такое будет лето. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они
приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы.
Вспомните
поговорки о птицах, восстановите предложения.
Увидел грача - …………………. весну встречай.
На шесте скворец,……………………… он весне гонец.
Увидел скворца –……………… весна у крыльца.
Сколько проталинок – столько и жаворонков.
- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы
прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной
весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано
рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение.
Этой птице посвящен даже праздник.
ЗАГАДКА Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. ( жаворонок)
-Попробуем угадать тему нашего урока:
Э. Шим «Чем пахнет весна»
Г. Скребицкий «Жаворонок»
Н.Сладков «Скворец молодец»
(Это произведение Г.Сладкова «Жаворонок»)
3) Г. Скрибицкий «Жаворонок»
- У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется
«Жаворонок». Слайд
Чтение учителем рассказа Г. Скрибицкого «Жаворонок» .
- Понравился рассказ? Какие картины природы себе представили? Что особо
понравилось?
Словарная работа. Чтение трудных слов - слайд
БУРАЯ - ……
ЗАТРЕПЕТАЛА крыльями -
ТРУЩОБЫ - …………
ЛЮТЫЙ - ……
ЗАТРЕПЕТАЛА- анимационная картинка)
Чтение. Работа с текстом. - слайд
1 абзац
- Какое время суток описывает автор? Докажи.
- По каким приметам можно догадаться о приходе весны?
- Как понимаете «белый наряд зимы?
- Какие картины подходят к рассказу? Докажите.
2- 5 абзацы
-
Зачитайте описание жаворонка?
Как выглядит
Как поёт
Маленький
Серенький
Картинка - Слайд
Радостная звенящая песня
Что-то светлое, радостное
Нельзя передать словами
Полилась
- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитай
6-8 абзацы
- Кто услышал весеннюю песню? Прочитай
- Почему звери, насекомые заслушались песней жаворонка?
-Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
ФОНОГРАММА - слайд (ссылка)
9 абзац
- Прочитай последний абзац. С чем сравнивает автор жаворонка?
- Почему именно с золотой звёздочкой?
Выразительное чтение
- Какое настроение передаёт Г. Скрибицкий в своём рассказе?
- Перечитайте рассказ, найдите, какие строчки передают особое
взволнованное, радостное настроение? Постарайтесь передать это
настроение.
Тема весны в музыке
- Заслушаться песней жаворонка могут не только животные, но и люди, если
душа умеет чувствовать красоту, подмечать удивительное, слушать музыку
природы, ……….
Композитор Пётр Ильич Чайковский не только умел подмечать
удивительные звуки природы, но и перекладывать их на ноты. В своём
«Детском альбоме» (так называется сборник музыкальных пьес) жаворонку
он отвёл целую страничку. Мы послушаем отрывок этого произведения, но
послушаем одновременно сразу с чтением.
ФОНОГРАММА
+
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ
ЧТЕНИЕ
ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА - слайд (ссылка)
( включить со слов «… полилась радостная звенящая песня»)
ФИЗМИНУТКА
(Игра «Прилетели птицы»)
- Встали отдохнём, поиграем в игру. Если услышите название птицы, то
машите руками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, . . . . . . . . . . .
4) Устное народное творчество
- Жаворонок остался не незамеченным и в устном народном творчестве.
Рассказ учителя. - слайды
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки».
В
разных
областях
праздник
этот
назывался
своим
именем:
где
«Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных
птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.
Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на
кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье “жаворонков”.
Их называли ещё куличками или чувильками. Шарики по одному
выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись
хлебных шариков, уйдет до следующего года.
С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что
есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Чтобы поднять
"жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах
сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к
высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями
богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому
часть испечённых жаворонков крошили на дорожки и проталинки.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть
свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же
выбирали первого запевальщика.
Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли
не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали,
закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на
волю.
Чтение песенки в учебнике.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕНКИ - веснянки детьми
(На шесте солнышко, к шесту привязаны ленты.) Дети берут по ленте,
идут по кругу, изображая лучи солнца. Прослушивание муз. заклички.
(магнитофон) Разучивание и исполнение заклички, в руках бумажные
жаворонки на палочках.)
Ах, вы, пташечки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной.
1 группа: Прикрепить жаворонков на дерево.
2 группа: Прикрепить жаворонков на плетень.
5) Подведение итогов.
- Подходит к завершению наш урок.
- Как звучала тема урока? С какими произведениями вы познакомились? (На
доску выставить карточки с названиями жанров.) Назовите литературные
жанры, с которыми работали? Какие из них относятся к Устному народному
творчеству? (Лишнее убрать)
Д/З
Весна - красна
Пословицы, поговорки,
песенки, загадки
-Посмотрите внимательно. У нас получилась обложка книжки .О чём будет
эта книга? Что именно можно разместить на её страницах? Это и будет д\з.
Не обязательно о жаворонке, обо всём, что связано с темой «Весна». А ещё
выразительное чтение рассказа Г.Скрибицкого «Жаворонок».
Оценивание урока
- Работали на уроке все очень активно, хорошо. А в подарок вместо пятёрок
вам настоящие булочки «жаворонки» и жаворонка, пусть напоминает вам о
весне. Всем спасибо! - слайд №15
Читает девочка в русском праздничном народном сарафане.
- Как жаворонки высоко в небе летают,
чтобы и хлеб в вашем доме был
высоким, пышным и вкусным.
Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гости