Напоминание

Г.Скребицкий " Жаворонок"


Автор: Хохлова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Большереченская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Омская область р.п. Большеречье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Г.Скребицкий " Жаворонок"
Раздел: начальное образование





Назад




Георгий Скребицкий " Жаворонок "

«Устное народное творчество».

2-й класс

Основные задачи:

Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих

понятий

художественных

произведений,

формирование

читательских

умений.

Развитие

навыка

чтения,

развитие

речи,

развитие

уровня

владения

определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение

речи выразительными средствами языка.

Воспитание

эмоционально-эстетического

восприятия

художественного

произведения творческой деятельности.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Оборудование урока:

Модель обложки, заместители жанров.

Презентация (см. приложения)

Выставка книг о весне.

Карточки для индивидуального чтения.

Музыкальное оформление (голос полевого жаворонка, П.И.Чайковской

«Жаворонок» из «Детского альбома»)

Плетень, дерево, макет избы, булочки «Жаворонки».

свистульки в виде

птичек.

Оформление доски:

Выставка книг о весне разных жанров

Таблица «Как выглядит - как поёт»

1.

Организационный момент

Встаньте ровно, подтянитесь.

- Добрый день! – и улыбнитесь.

Вы, девчонки и мальчишки,

На столах проверьте книжки,

Ручки и карандаши –

Вы уже не малыши.

Не забыли дневники?

Молодцы, ученики!

1)Проверка домашнего задания.

– Назовите фамилию автора и заглавие.

«Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе

с воробьями. (А. Чехов “Весной”)

« Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники , повесили

новые» (А.Куприн «Скворцы» )

« Верба ,верба. верба, Верба зацвела . Это значит верно, Что весна пришла»

(А. Барто «Апрель»).

- Какая тема объединяет все эти произведения? (ВЕСНА)

А произведения каких авторов о Весне мы еще читали.

(А.Чехов, Г.

Скребицкий , Н.Сладков, С.Маршак, Э.Шим, Ф.Тютчев, А.Куприн,

А.Барто )

2. Ввод в тему урока

- Мы узнали, что у Весны есть свои запахи, в это время года происходят

кругом чудеса, просыпается природа, у Весны свои особенные звуки. В своих

произведениях авторы представляют её живой: она хозяйничает в поле,

парке, саду;

то она юная девушка, то она художница, а то и

волшебница.

В каких произведениях мы можем увидеть весну как:

1. Художницу (Г.Скребицкий «Весна-художник»)

2. Юную девушку (Ф.Тютчев «Зима недаром злится» )

3. Волшебницу ( Н.Сладков «Апрельские шутки»)

А как в народе называли весну? Почему? (благодатная, всеоживляющая )

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ - слайд

- В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи праздников,

посвященных встрече весны. Люди считали, как встретят Весну, как её

уважат, такое будет лето. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они

приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы.

Вспомните

поговорки о птицах, восстановите предложения.

Увидел грача - …………………. весну встречай.

На шесте скворец,……………………… он весне гонец.

Увидел скворца –……………… весна у крыльца.

Сколько проталинок – столько и жаворонков.

- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы

прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной

весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано

рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение.

Этой птице посвящен даже праздник.

ЗАГАДКА Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. ( жаворонок)

-Попробуем угадать тему нашего урока:

Э. Шим «Чем пахнет весна»

Г. Скребицкий «Жаворонок»

Н.Сладков «Скворец молодец»

(Это произведение Г.Сладкова «Жаворонок»)

3) Г. Скрибицкий «Жаворонок»

- У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется

«Жаворонок». Слайд

Чтение учителем рассказа Г. Скрибицкого «Жаворонок» .

- Понравился рассказ? Какие картины природы себе представили? Что особо

понравилось?

Словарная работа. Чтение трудных слов - слайд

БУРАЯ - ……

ЗАТРЕПЕТАЛА крыльями -

ТРУЩОБЫ - …………

ЛЮТЫЙ - ……

ЗАТРЕПЕТАЛА- анимационная картинка)

Чтение. Работа с текстом. - слайд

1 абзац

- Какое время суток описывает автор? Докажи.

- По каким приметам можно догадаться о приходе весны?

- Как понимаете «белый наряд зимы?

- Какие картины подходят к рассказу? Докажите.

2- 5 абзацы

-

Зачитайте описание жаворонка?

Как выглядит

Как поёт

Маленький

Серенький

Картинка - Слайд

Радостная звенящая песня

Что-то светлое, радостное

Нельзя передать словами

Полилась

- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитай

6-8 абзацы

- Кто услышал весеннюю песню? Прочитай

- Почему звери, насекомые заслушались песней жаворонка?

-Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?

ФОНОГРАММА - слайд (ссылка)

9 абзац

- Прочитай последний абзац. С чем сравнивает автор жаворонка?

- Почему именно с золотой звёздочкой?

Выразительное чтение

- Какое настроение передаёт Г. Скрибицкий в своём рассказе?

- Перечитайте рассказ, найдите, какие строчки передают особое

взволнованное, радостное настроение? Постарайтесь передать это

настроение.

Тема весны в музыке

- Заслушаться песней жаворонка могут не только животные, но и люди, если

душа умеет чувствовать красоту, подмечать удивительное, слушать музыку

природы, ……….

Композитор Пётр Ильич Чайковский не только умел подмечать

удивительные звуки природы, но и перекладывать их на ноты. В своём

«Детском альбоме» (так называется сборник музыкальных пьес) жаворонку

он отвёл целую страничку. Мы послушаем отрывок этого произведения, но

послушаем одновременно сразу с чтением.

ФОНОГРАММА

+

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ

ЧТЕНИЕ

ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА - слайд (ссылка)

( включить со слов «… полилась радостная звенящая песня»)

ФИЗМИНУТКА

(Игра «Прилетели птицы»)

- Встали отдохнём, поиграем в игру. Если услышите название птицы, то

машите руками.

Прилетели птицы: голуби, синицы, . . . . . . . . . . .

4) Устное народное творчество

- Жаворонок остался не незамеченным и в устном народном творчестве.

Рассказ учителя. - слайды

22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки».

В

разных

областях

праздник

этот

назывался

своим

именем:

где

«Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных

птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.

Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на

кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье “жаворонков”.

Их называли ещё куличками или чувильками. Шарики по одному

выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись

хлебных шариков, уйдет до следующего года.

С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что

есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Чтобы поднять

"жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах

сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к

высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями

богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому

часть испечённых жаворонков крошили на дорожки и проталинки.

Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть

свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же

выбирали первого запевальщика.

Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли

не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали,

закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на

волю.

Чтение песенки в учебнике.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕНКИ - веснянки детьми

(На шесте солнышко, к шесту привязаны ленты.) Дети берут по ленте,

идут по кругу, изображая лучи солнца. Прослушивание муз. заклички.

(магнитофон) Разучивание и исполнение заклички, в руках бумажные

жаворонки на палочках.)

Ах, вы, пташечки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну красную,

Лето теплое,

С сохой, с бороной

И с кобылой вороной.

1 группа: Прикрепить жаворонков на дерево.

2 группа: Прикрепить жаворонков на плетень.

5) Подведение итогов.

- Подходит к завершению наш урок.

- Как звучала тема урока? С какими произведениями вы познакомились? (На

доску выставить карточки с названиями жанров.) Назовите литературные

жанры, с которыми работали? Какие из них относятся к Устному народному

творчеству? (Лишнее убрать)

Д/З

Весна - красна

Пословицы, поговорки,

песенки, загадки

-Посмотрите внимательно. У нас получилась обложка книжки .О чём будет

эта книга? Что именно можно разместить на её страницах? Это и будет д\з.

Не обязательно о жаворонке, обо всём, что связано с темой «Весна». А ещё

выразительное чтение рассказа Г.Скрибицкого «Жаворонок».

Оценивание урока

- Работали на уроке все очень активно, хорошо. А в подарок вместо пятёрок

вам настоящие булочки «жаворонки» и жаворонка, пусть напоминает вам о

весне. Всем спасибо! - слайд №15

Читает девочка в русском праздничном народном сарафане.

- Как жаворонки высоко в небе летают,

чтобы и хлеб в вашем доме был

высоким, пышным и вкусным.

Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гости



В раздел образования