Напоминание

“Агрессия в младшем школьном возрасте”


Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: село Месягутово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: “Агрессия в младшем школьном возрасте”
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

Агрессия в младшем школьном возрасте”

Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и

волнует почти каждого родителя. Наши дети практически каждый день

становятся,

так

или

иначе,

жертвами

агрессивных

проявлений

или

наблюдателями

конфликтного

общения,

этому

существует

множество

объяснений. Первое, конечно это когда члены семьи мало общаются друг с

другом,

дома

многие

родители

предпочитают

проводить

время

за

компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных

трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей.

Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического

здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению

числа младших школьников с различными нарушениями поведения.

На

вашего

малыша,

жалуются

в

школе,

ребенок

конфликтен,

агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто

повторяет увиденное на телевизионном экране, или за компьютерной игрой.

Учтите что, чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче

корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля в поведении.

Дети младшего школьного возраста, все чаще стараются решать

проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Формирование

группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников.

Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и

защищенности, повышения своих возможностей, а вследствие исчезает страх

наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли

полноправного участника событий, занять в группе достойное место.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое

превосходство.

Формы проявления агрессии

Существует

две

формы

проявления

агрессии:

недеструктивная

агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – это механизм

удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации, она

служит для развития познания и способности положиться на себя. А вторая –

не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль,

получить удовольствие от этого. У некоторых детей агрессия может быть

биологического

характера

и

проявляется

с

первых

дней

жизни:

ее

простейшим выражением являются реакции ярости и гнева, она связана с Y-

хромосомами, присуща в основном мальчикам, имеющим дополнительную

хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное

поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще

наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего

превосходства, когда агрессия используется как средство достижения

определенной цели.

Агрессивное поведение ребенка 7 лет – это своеобразный сигнал SOS, крик о

помощи, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с

которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.

Агрессивное поведение может быть вербальной и физической. Вербальная

агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику («А Петя меня

стукнул»);

демонстративного

крика,

направленного

на

устранение

сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не

будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»);

оскорбления («Урод», «Дебил»).

Физическая агрессия, разрушение продуктов деятельности другого (ребенок

ломает постройку из кубиков другого); уничтожение или порча чужих вещей.

Конечно, родителям, прежде всего стоит выяснить причины агрессии, и

мотивы его поступков. Очевидно, каждое агрессивное действие имеет

определенный повод и проявляется в конкретной ситуации.

Особенности семей агрессивных детей. В таких семьях, чаще всего родители

могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают

неприязнь. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения,

(например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей

агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто

равнодушны по отношению к их достижениям в школе и в не ее. Дети не

имеют четких обязанностей по дому. Поведение матерей часто противоречит

ранее сказанному.

Так же провоцирует агрессивное поведение:

недостаточное развитие интеллекта,

сниженная самооценка,

низкий уровень самоконтроля,

неразвитость коммуникативных навыков,

повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин

(травмы, болезни и пр.).

Заметим, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой

чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Если вы заметили в ребенке агрессивное поведение, то предлагается шесть

направлений по коррекционной работы:

Это, прежде всего, консультация с педагогами направленная на снятие

провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Снижение уровня личностной тревожности.

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в конфликтной

ситуации.

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Развитие самоконтроля.

Формирование собственных эмоций, развитие эмпатии.

Формирование адекватной самооценки.

Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми

способами, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию

негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с

помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах

ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, ребенок

начинает вести себя более спокойно.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей:

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей,

учитывая особенности его характера и способности. Постарайтесь занять

своего ребенка, положительными занятиями, чтению, музыке, спорту и т.д.

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка,

не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не

используйте эту информацию для наказания или для упреков.

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать

возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых

(средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой

деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

Постарайтесь найти компромиссные решения во всех ситуациях, «Я вижу,

это действительно важно для тебя, и когда ты успокоишься, мы вместе все

обсудим, я постараюсь тебе помочь».

Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны, ведь злиться

может любой человек.

Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого

количества энергии, Ваша задача направить ее в другое русло.



В раздел образования