Автор: Коваленко Ирина Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО" Хотынецкая детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Хотынец
Наименование материала: статья
Тема: "О воспитании музыкально-ритмических способностей учащихся начального и среднего звена профессионального обучения"
Раздел: дополнительное образование
О ВОСПИТАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРОФЕССИО-
НАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Коваленко Ирина Николаевна,
преподаватель БМУ «Школа искусств», п. Хотынец Орловской области
e-mail:
Формирование музыкально-ритмических способностей на начальном и
среднем этапах профессионального обучения предполагает органичное соче-
тание неспецифически музыкальных (дополнительных) приёмов с приёмами
постижения стилевой логики музыкального ритма композиторского письма.
Ключевые слова: музыкально-ритмические способности, неспецифически
музыкальные (дополнительные) приёмы, музыкальная экспрессия, музыкаль-
ный стиль.
Формирование музыкально-ритмических способностей в условиях на-
чального и среднего специального образования во многом предопределяется
комплексным характером инструментария педагогического воздействия, орга-
нично сочетающего неспецифически музыкальные средства с приёмами
постижения учащимися логики музыкального ритма композиторских стилей.
Музыкально-ритмическое переживание обычно сопровождается теми или
иными двигательными реакциями («мышечным чувством») [1, c. 304]. Обычно
на основе этих предпосылок выстраиваются традиционные системы ритмиче-
ского воспитания с привлечением гимнастических движений. Начало музы-
кально-ритмического воспитания предполагает взаимообусловленное решение
задач воспитания элементарного чувства ритма, темпа, акцентуации и соотно-
шения длительностей во временной парадигме. На этом этапе воспитания
ключевой задачей становится выработка игровых приёмов интонационной ма-
териализации чувства ритма. Навык восприятия/воспроизведения мерной
пульсации
формирует
интонационную
основу
музыкально-ритмической
способности, которая по мере обогащения исполнительского репертуара полу-
чает дополнительные импульсы к развитию [2, с.154-158].
Для последовательного воспитания чувства ритма возможно использова-
ние дополнительных приёмов педагогического воздействия:
1.
Графическое начертание ритмосхем.
2.
«Простукивание» метроритмических структур.
3.
Дирижирование изучаемого произведения.
4.
Исполнительский показ изучаемого произведения преподавателем.
5.
Игра в ансамбле.
Сущностное взаимодействие приёмов воспитания музыкально-ритмиче-
ских способностей создаёт предпосылки для повышения эффективности про-
фессиональной подготовки учащихся. Однако в музыкальном искусстве ритм
как эстетическая категория не столько времяизмерительная, сколько эмоцио-
нально-выразительная, художественно-смысловая. В силу этого обстоятель-
ства попытки абсолютизации ритмической гимнастики некорректны, посколь-
ку свойственные ей «размашистые» движения способствуют формированию
лишь упрощённых первичных навыков чувства ритма [2, 156]. Более сложные
ритмические навыки, необходимые учащемуся-инструменталисту, с большей
продуктивностью формируются на основе двигательно-моторного аппарата с
дифференцированными операциями исполнительской пластики. В процессе
профессионального воспитания учащегося «эстетизация» чувства ритма в зна-
чительной мере предопределяется необходимостью выработки ощущения рит-
мического стиля, характерного для той или иной стилевой эпохе. Успешное
формирование чувства музыкального ритма неразрывно связано с вырази-
тельно-смысловой сущностью ритмической компоненты музыкального искус-
ства, которая особым образом фокусирует в континууме интонационного раз-
вёртывания музыкального текста музыкально-ритмические переживания.
Овладевая сочинениями раннего музыкального классицизма великих
композиторов барокко И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, учащийся-инструменталист,
в частности пианист, усваивает метроритмические особенности полифониче-
ского письма, метроритмическую контрастность голосов в опорных долях
такта. При прохождении сочинений Ф.Э. Баха, представителя музыкального
сентиментализма, учащийся формирует навык исполнения «квазизастывшей
импровизации» с особой текучестью ритмических формул. Овладевая компо-
зиторским письмом венского классицизма, учащийся развивает способности
воспроизведения метроритмической игры мотивов, свойственной Й. Гайдну и
В. Моцарту. Изучая сочинения Л. Бетховена, учащийся «сворачивает» в своём
сознании энергичность и подчёркнутую определённость метроритмической
пульсации, симметричность временных структур музыкальной формы. При
постижении
творчества
композиторов-романтиков
учащийся
овладевает
несколько иным потенциалом ритмической выразительности – особой пла-
стичностью ритмических построений музыки Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона,
эмоциональной «насыщенностью» ритмики Ф. Шопена и Ф. Листа, «кон-
фликтностью» метроритма Р. Шумана. При изучении музыки К. Дебюсси и М.
Равеля учащийся воплощает в интонационной материи колористическую
направленность метроритма французского импрессионизма. Овладевая осо-
бенностями композиторского письма П. Чайковского, учащийся овладевает
ритмами городского романса, русской и украинской и народной музыки; А.
Скрябина – изысканной агогикой ритмических построений; С. Рахманинова –
пафосом ускорения - торможения в развитии интонационного материала.
В процессе исполнительского осмысления музыкальной классики первой
половины XX столетия с её выраженной антиромантической направленностью
учащийся овладевает не только спецификой «ударного пианизма», но и новы-
ми для пианистической культуры ритмическими формулами, как фольклорно-
го происхождения (Б. Барток, И. Стравинский), так и «инструментальной ток-
катной направленностью» (Б. Барток, С. Прокофьев). С утверждением в музы-
кальном инструментализме необарочных традиций получают распространение
усложнённые ритмические формулы полифонической музыки (П. Хиндемит).
Неоромантические тенденции, обозначившиеся в творчестве О. Мессиана,
способствуют появлению «ритмического канона» с его изысканным и слож-
ным «вертикальным» звуком гармонической фактуры. Обращение композито-
ров к музыке быта, как к фактору демократизации инструментального творче-
ства, способствует проникновению в композиторские стили ритмических фор-
мул джаза (И. Стравинский) и танцевальной музыки России (Д. Шостакович).
Обозначившиеся направления ритмического обогащения композиторских
стилей получают развитие во второй половине XX столетия. Новые формулы
и логика инртонационного формования создают предпосылки для обогащения
музыкально-ритмического арсенала учащихся. Так, необарочные и неокласси-
ческие тенденции находят выражение в ритмических формулах полифониче-
ских опусов Д. Шостаковича, Р. Щедрина; импровизационная направленность
ритмов Востока – К. Караев, А. Хачатурян; русского северного фольклора - в
фортепианной музыке С. Слонимского; современного быта - в сочинениях Л.
Десятникова.
Итак, последовательное воспитание музыкально-ритмических способно-
стей на начальном и среднем этапах профессионального обучения предполага-
ет использование как простейших неспецифических приёмов, так и приёмов
последовательного овладения стилевой логикой музыкального ритма компози-
торского письма.
Список литературы
1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Избранные труды в
2-х т. Т.1 / Б. Теплов [Текст]. – М.: Педагогика, 1985.
2. Цыпин, Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения,
мнения / Г. Цыпин [Текст]. - М.: Интерпракс, 1994.
ABOUT THE EDUCATION OF THE MUSICAL-RHYTHMIC ABILITIES
OF THE STUDENTS OF THE INITIAL AND MEDIUM SECTOR OF PRO-
FESSIONAL TRAINING
Kovalenko Irina
Lecturer of BMU «School of Art», p. Hotynets Oryol region
e-mail:
The formation of musical and rhythmic abilities at the initial and secondary
stages of vocational training involves an organic combination of nonspecific musi-
cal (additional) techniques with methods of comprehending the stylistic logic of the
musical rhythm of composer writing.
Keywords: musical-rhythmic abilities, non-specifically musical (additional)
techniques, musical expression, musical style.