Напоминание

Консультации наставника


Автор: Уланова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "МОШ №22"
Населённый пункт: Кемеровская область. Кузбасс, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультации наставника
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация

Дата проведения:

Сентябрь 2020-2021 г.

Тема:

Ведении школьной документации. Изучение требований к работе с журналом,

ученическими тетрадями, дневниками.

Цель консультации:

Определение системы работы с о школьной документацией

Работу построили по направлениям:

1. Ведение школьной документации

- рассмотрели основные школьные документы: журнал, формы

отчётности по четвертям

Для построения отчёта необходимо указать:

учебный год;

класс;

отчетный период.

Отчёт формируется в виде таблиц, которые со держат

следующую информацию:

ФИО обучающихся класса;

названия предметов и итоговые оценки обучающихся по данным предметам;

общий средний балл обучающегося;

рейтинг обучающихся (формируется на основании среднего балла

обучающегося);

общий средний балл по предмету;

% качества знаний по предмету;

% СОУ (степень обученности обучающихся) по предмету.

При подсчете общего среднего балла класса используются все оценки по всем

предметам у всех обучающихся данного класса.

% качества знаний по предмету (% кач. зн.) = ((количество

отличников + количество хорошистов) * 100%) / (общее количество

обучающихся класса - количество обучающихся с отметкой «ОСВ»).

где

o

отличник – обучающийся, у которого итоговая оценка по предмету «5»;

o

хорошист – обучающийся, у которого все итоговые оценки по всем предметам «4»

или есть хотя бы одна итоговая оценка «4».

o

успевающий - обучающийся, у которого все итоговые оценки по всем

предметам «3» или есть хотя бы одна итоговая оценка «3».

2. Выполнение требований по ведению ученических тетрадей, дневников

- обсудили основные требования к ведению тетрадей

- по математике, русскому языку заводятся по 3 тетради: 2 – рабочие № 1 и № 2

и для контрольных работ № 3;

- тетради проверяются ежедневно;

- учитываются: ошибки, аккуратность исправления, внешний вид тетрадей

(оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей), наличие

обложки;

- ведение дневников ( дневники должны быть подписаны, заполнены на

неделю аккуратным почерком), росписи родителей – еженедельно;

- проверяются 1 раз в неделю (отметки выставляются в тот же день, когда были

получены, указав кратко вид оценённой работы: контрольная работа, диктант,

самостоятельная работа…)

- изучили орфографический режим ведения тетрадей, принятый на школьном

МО (Орфографический режим в печатном виде)

Консультация

Дата проведения: ноябрь 2020-2021 г

.

Тема:

.

Анализ урока. Виды анализа уроков

.

Цель консультации:

Рассмотрение критериев к анализу уроков разных типов для использования в

работе

Содержание

1. Рассмотрели общие вопросы по составлению урока

1 – дата;

2 – номер урока по теме;

3 – тема урока;

4 – тип

урока;

5 – триединая задача урока;

6 – методы обучения;

7 – повторяемый

материал, актуализирующий опорные знания и умения

учащихся;

8 – виды

контроля знаний и обратной связи;

9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на

уроке.

10 – реализация воспитательного потенциала урока осуществляемая связь

учебного материала с жизнью, с практикой;

11 - дидактические средства урока;

12 – самостоятельная работа учащихся на

уроке;

13 – методы закрепления пройденного на уроке;

14 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

2. Даны рекомендации на что обратить внимание при составлении урока

Обращайте внимание на следующие критерии:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

· работа с книгой;

· использование справочников и словарей;

· развитие устной и письменной речи учащихся;

· самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

· самостоятельная работа;

2. Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой ?

Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях ?

3. Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке ?

Учли ли вы следующее :

· не преобладали ли фронтальные опросы ?

· какие наглядные средства вы использовали для оптимизации учебно-

воспитательного процесса ?

· включили ли вы повторение в опрос ?

Делаете ли вы это в системе ?

· каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников ?.

3. Дана памятка для анализа урока

Вид деятельности учителя и учащихся

Время

1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную

деятельность

1 мин

2. Проверка д/з

3-5 мин

3. Повторение пройденного материала

3-4 мин

4. Изложение нового материала

10-12 мин

5. Закрепление пройденного материала

7-8 мин

6. Преподнесение д/з

2-3 мин

7. Подведение итогов урока и его окончание

1 мин

Четкий

распорядок

урока

и

его

соблюдение

учителем

способствует

формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к

последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий,

«аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А

чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных.

Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных

фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.

Начало урока

Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот

этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так

должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение

у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть

успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному

взаимодействию с каждым из них.

Проверка домашнего задания

Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг

друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется

заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение

результата с результатами остальных учащихся.

Повторение изученного материала

Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли

учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело

ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически

подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его

повторение в контексте данного урока.

Изложение нового материал

Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем

генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному»,

актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в

учебном

взаимодействии

технические

средства

обучения:

макеты,

модели,

таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.

Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у

школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь

изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а

значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в

изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан

самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке

исчерпывающие

сведения,

необходимые

для

усвоения

его

содержания.

Небрежность

учителя

в

использовании

учебника

оборачивается

трудноразрешимыми проблемами для его учеников.

Закрепление пройденного материал

Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для

повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе

повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы –

заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.

Домашнее задание

В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного

материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум

навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде

всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна

задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает

углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи,

требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.

Подведение итогов урока. Это важный этап, венчающий всю совместную

деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з

уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого

интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на

перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен

еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить

все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных

учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за

совместную работу и попросить подать дневники.

Схема самоанализа урока учителем

1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

2. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

3. Каковы цели урока?

4. Какова их результативность к концу урока?

5. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

6. Охарактеризовать использованные методы и приемы, их соответствие

изучаемому содержанию.

7. Охарактеризовать организационные формы деятельности на уроке и их

соответствие уровню подготовленности класса.

8. Каков результат качества знаний учащихся? Что повлияло на их результат?

9. Каков эффект развития урока? В чем он проявляется и каковы методики его

диагностики? Как фиксировался общий результат?

10. Показать связь дидактических целей урока с содержанием учебного

материала, методами преподавания и способами учебной деятельности учащихся?

Анкета для самоанализа проведенного урока.

1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы

урока?

2. Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом

особенности данного класса?

3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию

учебной деятельности на данном уроке и дать их целевую установку?

4. Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные

формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли

определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата

выполнения тех или иных упражнений, задач и др.)

5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

6. Удалось ли правильно определить цели, место, формы и приемы контроля?

Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?

7. Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся

(исправление

речевых

ошибок

наличие

монологических

акцептов,

пауз,

выразительность высказываний и т.д.)?

8. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор,

характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации

целей урока?

9. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности

на уроке с позиции осуществления целевой установки?

10. Какова степень достижения целей данного урока?

Консультация

Дата проведения: апрель 2020-2021 г

.

Тема:

.

Подготовка учащихся к олимпиадам, формы работы с учащимися

Цель консультации:

Обсуждение основных форм работы с учащимися по подготовке их к

олимпиадам

Содержание

Большое значение в развитии детей имеет проведение предметных

олимпиад.

Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка.

Проведение всех олимпиад предполагает соответствующую подготовку

учащихся. Следовательно, с наиболее сильными и увлечёнными учениками

организована индивидуальная работа на стимулирующих занятиях.

В работе с одарёнными детьми практикую следующие методы:

исследовательский, частично - поисковый, проблемный, эвристический,

объяснительно - иллюстративный, модельный

Для этого используются задания такого типа: «Логическая цепочка», «Выбор»,

«Работа с понятиями», « Заверши фразу» метод «детского эксперимента».

Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной

ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны

повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для

решения учебной задачи.

Подготовка к олимпиаде строится на основе индивидуального развития

ученика, с учётом его индивидуальных особенностей, а также включает

проработку олимпиадных заданий предыдущих лет.

Большое значение имеет самостоятельная работа ученика.

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся

создаёт условия для успешного участия в олимпиадах.

Главные организационные формы работы с такими детьми - личностно-

ориентированный урок, индивидуальная консультация и различные виды

внеклассной деятельности (олимпиады, участие в научных ученических

обществах, конкурсы, интеллектуальные игры и соревнования).

Организация подготовки учащихся к олимпиадам

1.Организовывать индивидуальную работу на уроке:

- определить меру трудности задания:

- создать индивидуальный план работы на уроке;

- разработать систему продуктивных заданий;

2. Консультировать родителей по вопросам:

Круг интересов учащихся: трудностей в учебе; индивидуальных особенностей.

Устраивать публичное представление итогов

исследовательской работы учащихся.

Различные организационные формы:

- использование внутренней дифференциации и индивидуализации обучения

- организацию дидактического цикла с учетом особенностей дополнительного

обучения.

- использование проблемных методов обучения, обучение учащихся

эвристическим приемам;

- использование опыта учителей-новаторов;

- стимулирование внеклассной работы учащихся, тесное увязывание ее с

факультативным занятием.

Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование

пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников,

кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема

"умышленной ошибки", приема конкретной ситуации, приема "толстых" и

"тонких" вопросов, приема "эффекта 30 секунд", использование метода

"мозгового штурма",

Консультация

Дата проведения: сентябрь 2020-2021 г

.

Тема:. Система опроса учащихся. Накопление отметок.

Цель консультации: рассмотрение способов и критериев оценивания, формы

работы по накопляемости отметок

Содержание :

Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной

программы. Отметки также зовутся баллами. Они выставляются в школьный

журнал и дневник ученика.

Но в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое

суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом являются требования

образовательной программы

Учащися получают отметки за устные работы, письменные работы, творческие

работы.

Контрольная работа (40 минут) используется при фронтальном текущем и

итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по

достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

Самостоятельная работа – небольшая по времени (15–20 мин.)

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые

задания.

Индивидуальные карточки (3-5 минут)

Проверяется уровень знания по определённому виду заданий

Что важно учитывать при оценивании?

1) Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребёнка

младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей

деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия

оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером

и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

2) Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде

всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное

отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени

сформированности у них самооценки. Для накопляемости отметок

использовать следующие виды работ:

- индивидуальные карточки (дифференцированная работа)

- устные вопросы

- графические диктанты (учащиеся отвечают на вопрос + или - (3 минуты)

- заполнение таблиц

- работа у доски

- самостоятельные работы

- тесты

- контрольные работы

Важно на уроках словесно оценивать учащихся, повышая мотивацию к

обучению

Консультация № 13

Дата проведения:

Февраль 2022-2023 г.

Тема: «Приёмы рефлексии на уроках»

Цель консультации:

Систематизация знаний о приёмах в урочной деятельности

Работу построили по направлениям:

1) Рассмотрели вопрос о типологии урочной деятельности, основные

требования к ведению урока;

2) Формы проведения урока в зависимости от темы, уровня подготовки

учащихся данного класса;

3) Методы и приёмы работы, направленные на повышение познавательной

активности учащихся.

Содержание работы:

Примеры целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо

построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети

выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение

слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее

проходит работа.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная

на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о

чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно

полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для

которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится

цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно

выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание

концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина

обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и

цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы,

обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние

признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: Урок математики по теме «Двузначные числа» можно начать с

предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9».

Примеры рефлексии

Смайлики

Солнышко и тучки

Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка,

хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям

нужно дать предельно простой ответ:

Доволен своей работой на уроке.

Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.

Не доволен, много не сумел сделать.

Карточка настроения

Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек

разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет

которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы.

- красный — радость;

фиолетовый — интеллектуальную удовлетворенность;

оранжевый — много непонятного и т.д.

Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и

самостоятельно пояснить значение своего цвета.

Букет настроения

Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность

составить букет своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при

которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего

цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все

хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет

степень положительных результатов деятельности.

Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:

дерево украсить разноцветными листочками или плодами;

купить

билеты

на

поезд

соответствующего

цвета

или

сесть

в

определенный вагон;

повесить свой флажок на семафорную ленту кораблика и т.д.

Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с

содержанием урока.

Маятник настроения

Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое

разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать

стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо

разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.

Пять пальцев

Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы

бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать

короткие ответы на соответствующие вопросы:

мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые

знания?

безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?

средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?

указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?

большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое

состояние?

Таблица результатов

Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно

провести

в

начале

урока

во

время

актуализации

имеющихся

знаний

обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей

столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока

ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.

Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока.

Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и

заполняют два оставшиеся столбца.

Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении

следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке

обобщения по теме.

Плюс – минус

Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму.

Основной принцип — разделить ее на две части. Дети по окончании урока

должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить

на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.

Это упражнение можно провести коллективно.

Лесенка

Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей

наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением

лесенки, у которой 5-7 ступенек:

все отлично, работал самостоятельно, выполнял творческие задания;

справился со всеми заданиями урока;

работал по образцу учителя;

при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;

большую часть заданий не смог выполнить и т.д.

Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по

мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

Плюс-минус-интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в

зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается

заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что

понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали

положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для

достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не

понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось

непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него

не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все

любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по

данной проблеме, вопросы к учителю.

Комплимент

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в

чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят

друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает

возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости

каждого.

Три лица

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц:

веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их

настроению.

Цветные карточки

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы

можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе

занятия.

Пейзаж

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна

картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным,

веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии

вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы

позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему,

выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя

тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического

мышления учащихся. (Что, если бы …)

Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку

Оценка «приращения» знаний и достижения целей

(высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического

организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии

рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что

узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-

паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи

(или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял

таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были

выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

Дерево моего успеха

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных

знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной

фрагмент темы.

Техника «рефлексивная мишень

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из

секторов

записываются

параметры-вопросы

рефлексии

состоявшейся

деятельности.

Например,

оценка

содержания,

оценка

форм

и

методов

проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе

к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Затем проводят её краткий анализ.

"Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только

одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в

чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых

следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

При

этом

он

выбирает

тех,

кому

досталось

наименьшее

количество

комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому

участнику событий.

Ассоциация

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать

по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало

урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить

свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии

со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог

комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

Синквейн

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе

изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к

ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Поезд

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.

Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который

указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное

личико»

в

тот,

который

символизирует

задание,

которое

показалось

неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

Поляна

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с

текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы

предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид

деятельности ему понравился больше всего.

Пометки на полях (инсерт, маркировка)

– обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Восстановление деформированного высказывания,

правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда

каждое третье или пятое слово пропущены).

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Консультация

Поняти

е

Знал Узнал Хочу узнать

Дата проведения:

Январь 2021-2022 г.

Тема:

Организация работы «Подготовка учащихся к научно-практической

конференции»

Цель консультации: определение системы работы по подготовке учащихся к

школьной ученической конференции

Содержание:

Выбор темы исследования – важнейший момент исследовательской

работы. Так как учащиеся начальных классов ещё не умеют сами

ориентироваться в выборе тем, то учитель может предложить ряд тем на

рассмотрение.

В этот период выдвигается гипотеза, определяется проблема, актуальность

темы, цели,

Работа над теоретической частью. На этом этапе педагог предлагает

отобрать методы исследования, рекомендует учащимся источники,

информационные ресурсы и сопровождает учащихся в работе с информацией

из книг и интернета, помогает составить обзор того, что уже в этой области

наработано, провести анализ приобретенной информации

Работа над практической частью. В практической части содержится уже

собственно исследование учащегося, то есть то, что сделано именно им по

данному

вопросу

(преобразование

полученной

в

результате

поисков

информации). Педагог помогает в разработке практической части – в

разработке плана наблюдений, в составлении анкет, интервью, в описании и

обобщении полученных практических результатов

.

Метод анкетирования является одним из методов исследования.

Учащиеся должны не только представить ответы на поставленные вопросы, но

и проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы.

При этом у учащихся формируются определенные умения исследовательской

деятельности: сбор информации, обработка полученных данных, умения

выявлять главное, оценивать объективность информации.

Затем

сосредоточивается

внимание

на

подготовке

учащихся

к

правильному оформлению тезисов и статей работы и к защите исследования.

Существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее

распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Защита работы строится на устном выступлении с отражением главных

исследовательских аспектов темы

Составление текста устного выступления

Должны раскрываться следующие вопросы:

1) актуальность темы;

2) цель;

3)задачи, которые решались в процессе языкового или литературоведческого

анализа;

4) объект и предмет исследования

5) гипотеза;

6)методы исследования;

7) содержание исследования;

8) выводы.

Творческая модель защиты предполагает: включение в презентацию

видеозаписей, музыкальных записей, слайдов, фотографий, прослушивание

аудиозаписей,

подготовленных

в

процессе

исследования;

оригинальное

представление

вступления,

фрагмента

основной

части

исследования

и

заключения; использование таблиц, диаграмм, схем, рисунков, анализ данных

анкетирования, выводы по работе.

Приёмы вступления защитной речи при творческой модели защиты

исследовательской работы

Яркий, определяющий пример;

сюжетное начало (жизненная история, басня, притча, легенда и пр.)

юмористическое, сатирическое, ироническое замечание;

цитата; пословица или поговорка, непосредственно относящаяся к теме;

риторический вопрос или вопрос вопросительно-ответного характера.

Приёмы вступления защитной речи при классической модели защиты

прямое

подчёркивание

значения

темы

(её

актуальности,

новизны,

практической значимости);

объяснение причин интереса выступающего к данной теме;

выделение ключевого термина;

постановка цели выступления;

ознакомление слушателей с планом выступления.

Особого внимания заслуживают такие моменты апробации итогов

исследования, как заученная речь и импровизация.

Структура защиты научно-исследовательской работы

1) Во вступлении (2-3 минуты)

Вступление посвящено цели и задачам работы, её актуальности.

2) Основная часть должна раскрыть сущность и результаты исследования:

1) акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска;

2) внимание перспективам дальнейшего развития темы

3) В заключении нужно напомнить о главном, подвести итоги сказанного, дать

в сокращённом виде результаты проделанной работы и рекомендации по их

практическому использованию.

Рекомендации по составлению презентации

- презентация не должна полностью повторять текст высказывания;

- на

слайды

выносятся

определения,

термины,

материалы,

имеющие

принципиальное значение для представления исследования;

- графики, рисунки, диаграммы, фотографии и другие иллюстративные

материалы должны по возможности заполнять поле экрана;

- при цветном оформлении фона слайдов нужно использовать спокойные

оттенки, не вызывающие утомления и раздражения глаз;

- звуковое сопровождение (при наличии такового) не должно быть резким и

слишком громким;

- мультимедийную презентацию не нужно настраивать по времени;

- категорически нельзя читать слайды и “перегружать” их;

- на слайде не должно быть более 20-25 слов;

- не стоит злоупотреблять рисунками и фотографиями.

Выступление в классе. После того, как работа оформлена, она обязательно

представляется классу, в котором обучается учащийся, причем слушатели

должны по ходу прослушивания подготовить минимум 3 вопроса по теме.

Таким образом в работу вовлекается весь класс.

Подготовка вопросов - довольно трудное дело, такое задание заставляет

учащихся «активно» слушать. Также, в процессе выступления в классе и

дальнейшего обсуждения, выявляются все недоработки исследования, «тонкие

места», то, над чем нужно еще поработать исследователю

Консультация № 12

Дата проведения:

Январь 2022-2023 г.

Тема: «Урочная деятельность»

Цель консультации:

Систематизация знаний о типах урока, формах урочной деятельности

Работу построили по направлениям:

1) Рассмотрели вопрос о типологии урочной деятельности, основные

требования к ведению урока;

2) Формы проведения урока в зависимости от темы, уровня подготовки

учащихся данного класса;

3) Методы и приёмы работы, направленные на повышение познавательной

активности учащихся.

Содержание работы:

Приемы для формирования УУД на этапах урока

Этап урока

Формируемые УУД

Приемы

1

Этап мотивации

(самоопределения) к

учебной

деятельности

Коммуникативные

(К1, К2)

Личностные

Регулятивные

(Р2, Р3)

Автобусная остановка

Анаграммы

Ассоциативный ряд

Верные-неверные

утверждения

Необъявленная тема

Нестандартный вход в

урок

Отсроченная отгадка

Притчи

Цитаты, пословицы,

поговорки, загадки,

анекдоты

2

Этап актуализация и

фиксирования

индивидуального

затруднения в

пробном действий

Познавательные

(П1, П9)

Коммуникативные

(К4, К5, К6, К7)

Регулятивные

(Р3, Р4)

Вопросительные слова

Дерево предсказаний

Диктант на засыпку

До-после

Корзина идей, понятий,

имен

Линия времени

Логические цепочки

Мозговая атака

Найти соответствие

Перевертыш

ПОПС-формула

Связи

Слепая таблица

Согласен-Не согласен

Фактологический диктант

Четвертый лишний

Чтение с остановками

3.

Этап выявления

места и причин

затруднения

Познавательные

(П5, П6)

Коммуникативные

(К3)

Регулятивные (Р3)

Метод «Инфо-угадайка»

4.

Этап построения

проекта выхода из

затруднения

Познавательные

(П8, П9)

Коммуникативные

(К3, К4, К5)

Регулятивные (Р3, Р4)

Идеал

Плюс-минус-вопрос

Фишбоун

Хорошо-плохо

5.

Этап реализации

построенного

проекта

Познавательные

(П1, П4, П2, П4)

Коммуникативные

(К5, К6, К7)

З-Х-У

Идеал

Инсерт

Кластер

Регулятивные (Р4, Р5)

Своя опора

Связи

Таблица

6

Этап первичного

закрепления с

проговариванием во

внешней речи

Познавательные (П3)

Коммуникативные

(К4, К5, К6)

Регулятивные (Р5, Р6,

Р7)

Морфологический ящик

Создай паспорт

7.

Этап

самостоятельной

работы с

самопроверкой по

эталону

Познавательные (П6)

Коммуникативные

(К4, К5, К6, К7)

Регулятивные (Р4, Р5,

Р6)

Логические цепочки

Мини-исследование

Мини-проект

8.

Этап включения в

систему знаний и

повторения

Познавательные

(П1, П2, П3, П4)

Коммуникативные

(К4, К5)

Регулятивные (Р6)

Интеллект-карты

Кластер

Найди соответствие

Письмо по кругу

Ромашка Блума

Эссе

9.

Этап рефлексии

учебной

деятельности на

уроке

Познавательные (П9)

Коммуникативные

(К7)

Регулятивные (Р6, Р7)

Вопрос к тексту

Незаконченные

предложения

ПОПС-формула

Реставрация

Ромашка Блума

Рюкзак

Синквейн

Шесть шляп

Консультация № 14

Дата проведения:

Март 2022-2023 г.

Тема: «Приёмы УУД»

Цель консультации:

Систематизация знаний об универсальных учебных действиях

Работу построили по направлениям:

1) Рассмотрели вопрос о типологии урочной деятельности, основные

требования к ведению урока;

2) Формы проведения урока в зависимости от темы, уровня подготовки

учащихся данного класса;

3) Методы и приёмы работы, направленные на повышение познавательной

активности учащихся.

Содержание работы:

Приемы УУД

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.

Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых

ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного

минимального объема задания.

Важный психологический аспект: самостоятельный выбор задания дает

дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не

хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте.

А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников.

Выдерживается

определённая

пауза.

Это

позволяет

«подтянуться»

тем

сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее

реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик

часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не

имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-

флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий

ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в

младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией

или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть

«поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими

учениками, в том числе старшими.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает

прием, который назовем: «Светофор». «Светофор» – это всего лишь длинная

полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или

зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это – сигнал тревоги. Это ученик

как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал

– «Знаю!»

Идеальное задание

Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

Театрализация

Разыгрывание сценок на учебную тему.

Выход за пределы

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника,

предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из

окружающей

действительности,

сюжеты

из

популярных

мультфильмов

(например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из

серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

«Лист защиты»

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист

защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою

фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель,

подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Обсуждаем

домашнее задание

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть

домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При

этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при

регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения

домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды

домашнего

задания,

которые

обычно

даёт

преподаватель,

достаточно

разнообразны.

Резюме

Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к

уроку, учебному предмету, учителю.

Вход в урок

Учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом

урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе

восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный

опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме).

Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников

памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность,

урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть

мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро»

Равеля.

Или

минорно-успокаивающей,

как

романс

Свиридова...

С

традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки -

два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного

устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная

его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с

головомойкой... Могут быть и другие варианты «входа» в урок.

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом

учителю.

Вопрос к тексту

При изучении научного текста перед учениками ставится задача –

составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих

вопросов. Затем они распределяются на группы:

— вопросы, на которые можно ответить на уроке;

— вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Дай себе помочь

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему

помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать

материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это

могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и

то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

«Да» и «Нет»

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или

исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для

этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да»,

«нет», «и да», «и нет».

Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например,

проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него,

но

предупреждает:

последнее

слово

остается

за

педагогом.

Важно

поблагодарить учеников за совместное обсуждение.



В раздел образования