Напоминание

Формы и методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства


Автор: Скачкова Елена Олеговна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МУДО ДШИ г.Касли
Населённый пункт: город Касли, Челябинская область
Наименование материала: доклад
Тема: Формы и методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Касли

ДОКЛАД

На тему: Формы и методы развития творческих способностей на уроках

изобразительного искусства

Е.О. Скачкова

Преподаватель отделения

изобразительного искусства

Касли 2021

Формы

и

методы

развития

творческих

способностей

на

уроках

изобразительного искусства.

Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется

в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует

культуру восприятия человеком окружающего мира.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать

новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей

познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

Стремление

развить

познавательный

интерес

учащихся

к

предмету,

побуждает

искать

формы,

приемы,

методы

работы,

которые

более

действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают

сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для

развития

творческих

способностей

учащихся

на

уроках

изобразительного

искусства

можно

использовать

следующие

методы

обучения:

Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею –

открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности

.

Поисковая

деятельность

стимулирует

творческую

активность

учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. Метод

свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно

активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре

возможностей,

а

с

другой,

приучать

четко

придерживаться

ограничения.

Метод диалогичности.

Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений.

Путь активизации творческого мышления. На уроках

необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения

одной и той же задачи.

Одним

из

действенных

средств

поддержания

интереса

к

урокам

изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ

учащихся – уроки-вернисажи, творческие мастерские.

Творческие

мастерские.

Мастерская

выступает

как

совокупность

пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого,

2

где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину. Сам

выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного

созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача

формирования

у

учащихся

творческого

и

познавательного

процесса,

познание

окружающего

мира.

Это

позволяет

выдвинуть

предмет

изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы

для развития личности в целом. Для решения этих задач предусмотрены

нестандартные решения проведения уроков:

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями,

терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы, «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в

игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как

усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять,

запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью

аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из

трех-пяти предложенных вариантов.

Урок – прогулка/путешествие.

Урок – панорама.

Урок – репортаж с выставки.

Урок – викторина.

Урока – игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры,

ее

исток

и

вершина,

она

обучает,

развивает,

воспитывает,

социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала

ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником

воспитания и обучения учащихся

На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также

можно использовать компьютер. Развивающее значение компьютера для

развития творческих способностей школьника очень велико. Применение

компьютеров на уроке изобразительного искусства создает эмоциональный

настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии

художественного творчества. Использование различных форм и приемов

3

работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно

включаться в творческий процесс.

Формы обучения:

обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной

деятельности педагога и учащихся;

сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать -

выявить свое отношение";

активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса

обучения на уроках;

дифференцированный подход;

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем звене

необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

- От знаний к творчеству – основной метод обучения.

- Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

- Обеспечение последовательности творческого процесса.

-

Требование

обязательной

грамотности

исполнения

работы

композиционной и изобразительной.

- Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения

оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

- Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности,

неординарности, как замысла, так и исполнения.

- Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений,

развитие образного мышления.

- Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления

художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера. -

Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

4

- Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного

материала.

-

Создание

постоянной

творческой

атмосферы,

заинтересованности,

привлекательности

работы

в

школе,

праздника

творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения

масштаба

работы,

когда

маленькие

зарисовки

сменяются

большими

работами.

-

Стимулирование

проявления

индивидуальности,

самостоятельности,

несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна

техника исполнения. - Обязательная рефлексия, анализ результатов работы,

требование умения защитить и объяснить свой замысел.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному

результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования,

зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь

человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а

яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок

изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а,

взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М.

Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание

без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”

Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в

художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует

культуру восприятия человеком окружающего мира.

5

Список литературы

1.

Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Советский художник, 1973.

2.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1962.

3.

Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства:

учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного

университета, 2012.222 с

4.

Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.

5.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и

советская школы рисунка. – М.:Просвещение, 1982.

6



В раздел образования