Напоминание

"Русская усадьба в русской литературе 19 века"


Автор: Зорина Елена Яковлевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: реферат
Тема: "Русская усадьба в русской литературе 19 века"
Раздел: полное образование





Назад




Русская усадьба в литературе 19 века

Выполнила ученица 10 в класса

Бочарова Валерия

Руководитель Зорина Елена Яковлевна

Введение

Читая произведения русской классической литературы первой половины 19 века, мы

обращаем внимание на то, что авторы большое внимание уделяют описанию дворянских

помещичьих усадеб. Какую смысловую нагрузку несут эти описания в текстах? Мы

сделали объектом исследования изображение усадеб помещиков-дворян, а предметом

исследования – функции. Роль этих описаний в художественных произведениях.

Цели и задачи исследовательской работы:

1)

Сравнить описания усадеб в произведениях русской литературы 19 века;

2)

Определить место дворянских помещичьих усадеб в жизни русского общества 19

века;

3)

Определить роль описания усадеб в произведениях русской литературы 19 века.

1.

Усадьба в жизни писателей

Древнерусское слово «Усадьба» происходит от слова «сажать». Царь и великие князья

наделяли своих людей землей, «сажали» их на землю. Образовались «усадьбы». Потом

это слово стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в

городах, сельских населенных пунктах и близ них. С начала 20 века усадьбой нередко

называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как

отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками,

садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и

поместий.

Русская классическая литература –от Державина до Блока – тесно связана с жизнью

дворянской усадьбы. Именно там великие писатели (Пушкина в Захарове, Лермонтов в

Тарханах. Некрасов в Карабихе, Блок в Шахматове) уже в детстве познакомились с живым

источником русской культуры, национальными традициями и характерами.

Мир русской усадьбы был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мертвых

душах» - с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» - с любовью, Чеховым в

«Вишневом саде» - с ностальгической грустью. Усадьба для многих дворян была родным

домом для многих дворян 18-19 в.в.

2.

Мир русской усадьбы

Усадебная культура сложилась в России сравнительно поздно, ко второй половине 18

века. В 1762 году император Петр III издал указ об освобождении дворян от обязательной

государственной службы. С тех дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или

удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие дворяне предпочли последнее.

Что представляла собой дворянская усадьба в 18 веке? Многое зависело от того, для

чего она предназначалась. Большинство усадеб, скромных и уютных, использовались для

постоянного жилья. Другие – подмосковные Останкино, Архангельское, Кусково –

служили своим хозяевам для отдыха и увеселений. Центром усадьбы служил барский дом

– обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до

подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамленная высокими деревьями, чаще

всего липами, вела к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Эта

своеобразная граница оделяла особый, неповторимый, замкнутый мир дворянской

усадьбы от внешнего суетного мира. Перед домом находился окруженный оградой или

колоннадой двор, куда в дни празднеств съезжалось много гостей.

Дом состоятельного помещика был похож на дворец, украшенный снаружи колоннами,

скульптурой, декоративной лепниной. Вход через нарядный портик, на фронтоне

которого часто красовался дворянский герб владельца усадьбы. Барский дом был обычно

одно-двухэтажным: нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали

большие роскошные парадные залы и удобные, уютные жилые покои.

Залы дома-дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали

вазами, скульптурой. В 18 веке в русских дворянских домах появилась мягкая мебель. Их

обивку подбирали под цвет и рисунок стен или изготавливали из той же ткани. Почти в

каждом жилом помещении усадьбы имелась печь. Нередко она представляла собой

настоящее архитектурное сооружение, облицованное кафельной плиткой с росписью и

барельефами. Также имелась масса разнообразных осветительных приборов.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. Регулярный парк

разбивали на ровной местности. Чаще всего высаживали липы, березы и ели. Многие

помещики всерьез увлекались садоводством и разводили в своих имениях редкие

теплолюбивые растения.

3.

Культурные функции усадьбы

Усадьба – тип жилища, который был призван обеспечить хозяину и его семье особую,

полную довольствия, жизнь на лоне природы. Усадьба строилась в расчете на столетия, в

принципе

предполагалось,

что

она

будет

переходить

по

наследству,

оставаясь

собственностью одной семьи.

Время в усадьбе текло размеренно, но ритм его зависел не только от естественной

смены времен года и аграрного календаря, сколько от логики жизни в условиях досуга -

от праздника к празднику. Важной особенностью усадебного «хроноса» была постоянная

память о прошлом, живое присутствие традиций, о которой напоминали портреты и

могилы предков, старая мебель, парк, семейные предания.

Реальный исторический хронотоп усадьбы благоприятствовал такого рода бытовому

поведению,

которое явилось причиной возникновения

эмоционально-лирической

атмосферы «дворянских гнезд». Идейно-эмоциональное переживание реальной усадьбы

как хранительницы глубоких смыслов и целой системы поэтических символов породило

специфическую разновидность романного жанра – средних размеров психологическую

повесть с несложной законченной фабулой, выдержанную в едином композиционном,

образном и стилистическом ключе. Её действие происходило в пределах одной усадьбы

или в двух-трех соседствующих имениях.

Поэтическая гармония усадебного рая имела, однако, свою оборотную сторону –

монотонность и скуку, от которой жители усадеб безуспешно пытались спастись,

наполняя свою жизнь всевозможными развлечениями и праздниками.

Н.В.Гоголь в романе «Мертвые души» показывает в поэме «Мертвые души» два мира

реальный

и

идеальный.

Реальный

мир

автор

раскрывает,

воссоздавая

действительность. Это мир Манилова, Собакевича, Коробочки, Ноздрева, Плюшкина.

Гоголь дает почувствовать, как страшна и комична их жизнь, нарисовав картину быта этих

людей. Читатель проходит через круги ада - усадьбы помещиков. Гоголь делает усадьбу

героев поэмы проявлением их душ, которые находятся в стадии «омертвления».

И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал развернутую картину идиллистического

существования

в

знаменитом

«Сне

Обломова».

Обломовк

предстает

как

«благословенный уголок земли», маленькое, укромное пространство. Обломовка описана

как замкнутый мир, отделенный от большого мира. В ней человеку уютно жить, у него не

возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром.

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Полная

исканий напряженная жизнь не касается её. Картина Обломовки, начинаясь как

скрупулезно-реалистическая,

постепенно

перерастает

в

символическую.

В

этом

усматривается «глубинный замысел» писателя – «максимально расширить толкование

образа усадьбы до превращения её в образ целой страны».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» также видно сходство усадеб и их хозяев.

Имение Николая Болконского застыло вместе с ним в эпохе его карьерного роста. Дом

его построен в старом стиле, обставлен старинными вещами. Но хозяин не желает другой

жизни.

Заново открыть для себя поэзию «дворянских гнезд» в их тургеневской интерпретации

выпало на долю А.П. Чехова. В пьесе «Вишневый сад» имение – это символ России.

Судьба дворянской усадьбы – это судьба е обитателей. Судьба вишневого сада, судьба

дворянской интеллигенции.

Последним всплеском поэзии усадьбы в русской литературе становятся новеллы И.А.

Бунина и отчасти его автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Поэтика элегии

становится здесь совершенно откровенной, нарочитой, выполняя, впрочем, жанровую

функцию причитания- скорби не по уходящему, а по навеки ушедшему миру.

Заключение

Итак, идя от конкретных «архитектурных» образов усадьбы в процессе изучения

художественных текстов, мы выходим к важнейшему хронотопу в русской литературе –

хронотопу усадьбы. Воплощающему в себе усадебно-помещичий и крестьянский мир.

Фактически в каждом произведении русской литературы в художественном центре

находится такой хронотоп, который можно осмыслить, исходя как из философско-

эстетических взглядов писателя, так и расшифровки семантических знаков усадебной

культуры.

В каждой усадьбе проглядывают судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина,

без его судьбы. Можно сказать, что слово «усадьба» ассоциируется со словом «судьба»:

уСаДьБа – СуДьБа.



В раздел образования