Автор: Степина Наталья Хамзиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ УО "Рыбинская школа-интернат №1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий мероприятия "Зимующие птицы нашего края"
Раздел: начальное образование
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат № 1»
Интерактивная игра
«Зимующие птицы
нашего края»
Подготовила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Степина Наталья Хамзиновна
2021-2022 уч. г.
Цель:
Систематизировать знаний детей о зимующих и перелетных птицах,
оказывать помощь в использовании освоенных ранее знаниях и умениях
решать проблемную ситуацию.
Задачи:
приобщать школьников изготавливать кормушки из простого подручного
материала;
развивать познавательный интерес школьников к миру природы, слуховое и
зрительное внимание, связную речь;
закреплять знания детей о корме, который можно использовать в подкормке
птиц;
воспитывать у детей интерес и бережное отношение к пернатым.
Действующие лица: Ведущая, Хозяйка птичьего царства.
Дети: Снеговичок, птицы - Воробей, Сорока, Синица.
Оборудование:
презентация, ноутбук, проектор, экран, пёрышко для
Хозяйки, письмо, обручи 3шт., карточки с изображением птиц, нарисованные
картинки - Солнышко и Снежинка, свидетельство «Друг птиц».
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
(Звучит песня про птиц. Презентация.)
Ведущая: Здравствуйте, ребята! 1 апреля отмечается Международный день
птиц! Но наш праздник посвящён птицам, которые остаются зимовать с нами
и не улетают в тёплые края. Как называются такие птицы, которые остаются
с нами зимовать? (Зимующие.)
(Слайд 2)
Ведущая: Правильно. Всероссийский день зимующих птиц отмечают зимой,
15 января.
(Слайд 2а)
(Неожиданно стук в дверь, заходит ребёнок –
Снеговичок.)
Снеговичок: Здравствуйте! Я - Снеговичок, принёс вам письмо из страны
зимующих птиц. Получите!
Ведущая: Здравствуй, Снеговичок! Спасибо за письмо. Давайте прочитаем,
что там написано?
(Ведущая раскрывает конверт и читает письмо)
- «Приглашаю Вас в гости! Хозяйка птичьего царства».
Ведущая: Ребята, нас приглашает на праздник зимующих птиц сама Хозяйка
птичьего царства. Ой, а как же мы туда попадём, мы и дорогу не знаем?
Снеговичок: Я вам покажу дорогу в её Зимний сад. А отправимся мы туда
на лыжах.
Ведущая: Ребята, давайте покажем, как мы ходим на лыжах.
(Слайд 3)
(Дети имитируют ходьбу на лыжах под звуки.)
(Слайд 4)
(Звучит музыка леса, в зале появляется Хозяйка птичьего царства).
(Слайд 5)
ХПЦ: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я –
Хозяйка птичьего царства. А вы дружите с жителями моего царства –
птицами? Вы им помогаете?
(ответы детей)
ХПЦ: Царство моё огромное. Где только не живут птицы: в лесах и садах, на
лугах и полях, около воды – всюду вы услышите удивительные голоса. Но
когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои
птицы могут перенести суровую северную зиму. Вот я и хочу узнать, знаете
ли вы, какие птицы могут остаться с нами зимовать. Отгадайте мои загадки:
(Слайд 6)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
(Слайд 7)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой! (Дятел)
(Слайд 8)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением (Ворона)
(Слайд 9)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (Синички)
(Слайд 10)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко (Сорока)
(Слайд 11)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
(Слайд 12)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный…(Клёст)
(Слайд 13)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)
Ведущая: Молодцы! Отгадали все загадки!
Теперь мы предлагаем вам
поиграть в игру «Зимующие и перелётные птицы».
(Слайд 14)
Ведущая:
Кому я вручу карточку, тот сразу превращается в ту птицу,
которая на ней изображена.
(Ведущая раздаёт карточки с изображением разных птиц: зимующих и
перелётных. Включается музыка.)
(Слайд 15)
(Дети летают все вместе. Когда музыка останавливается, перелётные
птицы собираются у Солнышка, зимующие у Снежинки. Кто перепутал,
тот выбывает из игры. Игра повторяется 2 раза).
(Слайд 16)
ХПЦ: А
вы знаете, как зимуют мои птицы?
Пока снега мало, моим
зимующим птицам еды хватает: они собирают семена с деревьев и трав,
которые ещё видны из – под снега. А вот когда зима наметёт огромные
сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам
приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И
согреть
моих
птиц
может
только
еда.
Есть
у
меня
волшебное
пёрышко. Сейчас я взмахну своим волшебным пёрышком, и вы что – то
увидите.
(Слайд 17)
Звучит музыка.
Сценка «Доживем до весны».
Вылетают Сорока, Воробей и Синица. (Ученики 4 класса)
(Слайд 18)
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них – какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
(Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик – Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем- совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать, сорока,
О еде, о жизни лёгкой,
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждёт еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела.
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают за дверь, потом снова прилетают в зал)
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Воробей:
Да, после еды я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь всем людям песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады!
(Дети - Птицы улетают на места)
ХПЦ: Ребята, наши птицы летали на кормушки и подкрепились там.
Ведущая: А чем же Вы кормите птиц зимой?
(дети говорят, чем они их кормят зимой)
(Слайд 19)
Ведущая: Предлагаем вам поиграть.
Игра: «Меню для птиц»
(Детям
предлагается на карточках выбрать из предметов еды то, что можно есть
птицам).
Ведущая: Молодцы!
Ведущая: Никогда не кормите птиц хлебом, пшеном, жареными
семечками, солёными и копчёными продуктами! Эти продукты очень
вредны для птиц, и могут привести их к смерти!
ХПЦ: А скажите, вы кормушки умеете делать для птиц?
Стихотворение «Кормушка» (читает ребёнок 3-а класс)
Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьёв и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках.
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали!
ХПЦ: Посмотрите, какие кормушки сделали ребята нашей школы (показ
фотографий).
(Слайд 20)
Ведущая: А сейчас задание для наших малышей.
(Слайд 21)
Игра: «Собери птичку».
(Ребятам предлагается собрать картинку из осколков.)
Ведущая: Пока ребята выполняют задание, мы с вами тоже поиграем:
Игра про птиц. Условия игры: называются птицы, когда называются не
птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки —
Вот спасибо шутке!
Ведущая: Молодцы! Славно поиграли. Давайте посмотрим, как справились с
заданием наши ребята.
(Слайд 22)
Посмотрите на экран. Вот такие картинки они собрали. А кто нарисован на
картинках, вы угадали? (Снегирь, синица).
Ведущая
:
Правильно.
А сейчас я вам предлагаю послушать песню про птиц.
(Слайд 23)
(песня «Нашим птицам не страшна зима)
1 куплет
За окном снежок лежит молоденький,
К нам спешит красавица зима!
День её становится коротеньким,
Птиц совсем не радует она.
2 куплет
Воробей на ветке зябнет холодно.
Кушал он последний раз вчера.
Если нашим птичкам стало голодно,
Накормить их нам пришла пора.
(проигрыш)
3 куплет
Вот уже кормушки нами сделаны.
Птичек ждёт и просо, и пшено.
Сытому морозы точно не страшны.
Это знают все давным-давно.
4 куплет
-Снова снег - нам говорят синоптики,
Край родной окутала зима.
И хоть день морозный и коротенький.
Нашим птицам не страшна она.
Нашим птицам не страшна она.
Нашим птицам не страшна зима!
(Слайд 24)
ХПЦ: Да, хорошо поют мои птицы. А вы знаете ли их голоса? Слушайте
внимательно и отгадайте, кто это поёт?
(проводится игра «Угадай, кто поёт?» Звучат в записи отрывки пения
зимующих птиц, дети угадывают, чей это голос).
(Слайд 25-26) (Воробей)
(Слайд 27-28) (Синицы)
(Слайд 29-30) (Ворона)
(Слайд 31-32) (Сорока)
(Слайд 33-34) (Снегири)
(Слайд 35-36) (Дятел)
Ведущая: Молодцы! Узнали голоса всех птиц!
(Слайд 37)
Ведущая: А сейчас мы опять поиграем, игра называется «Займи домик»
(Дети бегают под музыку, по окончании забегают в домик – обруч. Кто не
поместился – выбывает из игры. Игра повторяется, убирается один обруч.
Итак, пока не останется один обруч. Игра повторяется 2 раза)
(Слайд 38-39)
ХПЦ: Ай, да молодцы! А вы знаете, что с помощью птиц можно погоду
предсказывать. Вот сейчас и узнаем! (Вызываются для участия 7 человек)
(Слайд 40)
(На столе полоски разного цвета с написанными приметами. Дети
подбирают полоски одинакового цвета и читают примету).
1. Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу.
2. Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу.
3. Если ворона кричит зимой – к метели.
4. Если воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
5. Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.
6. Если синицы с утра поднимают писк – к морозу.
7. Если вороны садятся на землю – к оттепели.
ХПЦ: Вы молодцы! Много знаете о птицах, помогаете жителям моего
царства в самое трудное для них время. Поэтому – я хочу вас наградить.
(Хозяйка ПЦ вручает детям свидетельство «Друг птиц»)
ХПЦ: А мне пора прощаться с вами. Спасибо, друзья! До свидания!
Ведущая: Дружите с птицами, помогайте им, оберегайте их везде и всегда, и
тогда окружающий нас мир будет прекрасен!
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Слайд 41)
Ведущая: Наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем!