Напоминание

Реализация эколого–художественных проектов по программе «Василинка» в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Евгения Сергеевна Денисова
Должность: воспитатель по художественному труду
Учебное заведение: МДОУ Октябрьский детский сад "Василёк"
Населённый пункт: Чердаклинского района г. Ульяновска
Наименование материала: статья
Тема: Реализация эколого–художественных проектов по программе «Василинка» в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.С.Денисова

магистрант

ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»,

Научный руководитель Т.А.Котлякова,

г. Ульяновск

Реализация эколого–художественных проектов

по программе «Василинка» в соответствии с ФГОС ДО

В

настоящее

время

произошли

значительные

изменения

в

социокультурной и экономической жизни в России. А это значит, что

современному

развивающемуся

обществу

сегодня

нужны

люди,

отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, способные

самостоятельно

принимать

решения

и

прогнозировать

результат.

Выполнение этой задачи зависит, прежде всего, от тех, кто стоит у истоков

детства, а значит от педагогов работающих с детьми дошкольного возраста.

На

данный

момент

приоритетное

направление

деятельности

современной системы дошкольного образования – обеспечение условий для

повышения

качества

дошкольного

уровня

образования

в

условиях

реализации

Федерального государственного образовательного стандарта

(ФГОС ДО),

и, как следствие, обновление содержания и разработка

эффективных технологий воспитания и образования детей дошкольного

возраста.

Особое

внимание

уделяется поддержке

инициативы

и

самостоятельности детей в различных видах детской деятельности и это

неслучайно. Как показывает практика, социальная ситуация познавательного

развития детей нуждается в корректировке. Воспитатели с педагогическим

стажем

имеют

в

большинстве

случаев

сложившиеся

стереотипы

педагогической

деятельности.

При

ознакомлении

дошкольников

с

окружающим миром чаще прибегают к репродуктивному накоплению

знаний, умений и навыков. В образовательном процессе недостаточно

используются деятельностный подход,

познавательно-исследовательские

методы.

Данную

проблему

можно

решить

лишь

при

одном

условии

-

кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем

подготовки воспитателей к реализации инновационных и альтернативных

форм и способов образовательной деятельности.

Современные тенденции в образовании предлагают нам использовать в

практике

ДОУ новые

методы

познавательного

развития:

наглядное

моделирование, детские опыты и эксперименты, детские проекты и

иследования. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста

является

проектная

деятельность.

Это

обусловлено

тем,

что

проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится

универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность

и результативность.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой

является

самостоятельная

деятельность

детей

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

в

процессе

которой

ребёнок

познаёт

окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

В основе метода

проектов

лежит развитие познавательных навыков

учащихся, умений. самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном. пространстве, развитие критического

мышления. Вот основной тезис современного метода проектов.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952),

американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по

проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при

Колумбийском университете Уильям ХердКилпатрик (1871-1965), который

разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее

заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом

выполняют

собственный

проект,

решая

какую-либо

практическую,

исследовательскую

задачу.

Включаясь,

таким

образом,

в

реальную

деятельность, они овладевали новыми знаниями.

В

последнее

время

проектный

метод

активно

внедряется

в

отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу

организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной

интегративностью,

соответствием

технологии

развивающего

обучения,

обеспечением активности детей в учебном процессе.

Метод

проектов

можно

представить

как

способ

организации

педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и

воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная

практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,

координация проектов должна быть гибкой.

Современные детские сады ведут работу не только по комплексным

программам дошкольного образования, направленным на всестороннее

развитие дошкольников, но и разрабатывают парциальные программы по

ФГОС,

направленные

на

развитие

познавательного

потенциала

дошкольников

и

исследовательской

деятельности;

приобщение

воспитанников

к

общекультурным

ценностям;

формирование

базовых

математических

представлений;

обеспечивающие

экологическое

и

художественное воспитание детей.

Исходя

из

этого,

педагогическим

коллективом

ДОО

«Василёк»

Чердаклинского

района

Ульяновской

области

в

ходе

инновационной

деятельности, была разработана программа «Василинка» по эколого-

художественному образованию детей, в условиях социального партнерства с

Ульяновским

государственным

аграрным

университетом

имени

П.А.

Столыпина. Приоритетной задачей для педагогического коллектива стало

изучение общего в двух процессах экологического и художественного

развития детей дошкольного возраста и разработка технологии эколого-

художественного развития дошкольников.

Цель

программы«Василинка»

-

интеграция

экологического

и

эстетического образования дошкольников.

На ряду с основной группой методов и приёмов взаимодействия

педагога с детьми в рамках ПОП, разработана специфическая группа методов

познавательного развития: наглядное моделирование, детские проекты и

исследования.

Октябрьский детский сад «Василёк» расположен в уникальном месте

при УлГАУ имени П.А. Столыпина. Здесь всё засажено разнообразными

растениями, есть старый совхозный сад, поля, луга, искусственное озеро

Двойное. В самом университете есть животноводческий дворик, парк

сельскохозяйственных машин, учебные мастерские, анатомический музей,

малый зерноток, учебно-опытные поля, заложен дендропарк. Для решения

исследовательских задач особую роль имеет научно-практическая база

УлГАУ: факультеты, кафедры, лаборатории, зоологический музей, музей

земли. База университета обеспечивает формирование основ экологической

культуры дошкольников: ознакомление детей не только с многочисленными

видами животных и сортами растений, но и позволяет приобщить детей к

разнообразным экзотическим обитателям нашей планеты, к культуре

сельскохозяйственного труда, формирует у них позитивное отношение к

труду и творчеству. Использование базы УлГАУ имени П.А. Столыпина

позволяет реализовать опытно-экспериментальную деятельность в рамках

социального партнерства (УлГАУ им. П.А.Столыпина – детский сад

«Василёк").

Специфика разработанной технологии, формирование основ эколого-

художественной

культуры

дошкольников

состоит

в

организации

сотрудничества с семьей и, особенно, с родителями воспитанников, которые

являются сотрудниками УлГАУ. Благодаря этому реализуется комплекс

деятельности, в том числе осуществляется планирование и реализация

интерактивных

экскурсий

с

применением

информационно-

коммуникативных технологий, наблюдений за явлениями и объектами

природы в естественных условиях (опытные поля, зерноток и др.) и в

условиях,

приближенных

к

естественным

(животноводческий

дворик,

виварий и др.). В рамках разработанной технологии преподаватели и

аспиранты инженерного, агрономического и ветеринарного факультетов

участвуют в реализации образовательного процесса в группах ДОУ. После

таких экскурсий, встреч и бесед педагоги отмечают повышение у детей

познавательного интереса к окружающему миру, стремление познавать новое

в мире природы. Собственные впечатления дети стремятся отразить в

различных

видах

деятельности

коммуникативной,

изобразительной,

музыкальной, а так же проектной деятельности.

Данная программа содержит комплекс мероприятий, способствующих

реализации

эколого–художественных

проектов,

целью

которых

являетсяразвитие свободной творческой личности ребёнка, в процессе

познавательно - исследовательской деятельности детей.

С целью популяризации разработанной технологии по формированию

основ

эколого-художественной

культуры

детей

дошкольного

возраста

педагогический коллектив ДОУ проводит серьезную научно-методическую

работу.

Ежегодно для педагогов области коллектив ДОУ организует осенний

обучающий семинар-стажировку и весенний фестиваль «Весенняя капель»,

что включает в себя образовательную деятельность, мастер-классы, обмен

опытом с педагогами Ульяновской области.

На базе детского сада организуется муниципальный конкурс детский

исследовательский проект «Я лучший исследователь». Данные мероприятия

направлены на повышение

профессионального уровня воспитателей по

организации образовательного процесса формирования у дошкольников

основ эколого-художественной культуры.

Библиографический список использованной литературы

1. Апполонова, Н.И. Прикоснитесь к природе сердцем: методическое пособие

по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста

(6-7 лет) / Н.И. Апполонова, Э.Э. Баранникова, Н.М. Петрова. – Ульяновск,

2015. – 172 с.

2. Ашиков В.Г. Природа, Творчество и Красота (Текст)/ В. Ашиков, С.

Ашикова //Дошкольное воспитание. - 2012.- №7. – с. 2-5.

3.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества

образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

4.Веракса

Н.Е.

Проектная

деятельность

дошкольников.

Пособие

для

педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:

Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для

воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-

Пресс, 2008. - 208 с.

6. Лихачев, Д.С.Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачев //

Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – С. 159-173.

7. Лыкова, И.Я. Цветные ладошки: программа художественного воспитания,

обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. –

144 с.

8. Рыжова, НА. Я и природа: учеб.-метод. комплект по эколог. образованию

дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с. (Сер. «Наш дом —

природа»).



В раздел образования