Автор: Цветкова Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 10 "Щелкунчик" Населённый пункт: Хакасия, г.Саяногорск, п.Черемушки Наименование материала: статья Тема: Нетрадиционные формы работы с родителями Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные формы работы с родителями
"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний
самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом,
привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие
детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности –
огромная сила".
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».
В последние годы практически в каждом нормативно- правовом или методическом документе активно
декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-
педагогического просвещения родителей. Современные исследования показывают, что осознанное
включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет
значительно повысить его эффективность.
Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому
педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям
в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов
социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного
багажа психолого- педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником
каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является
важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы
детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом,
психическом и социальном здоровье ребенка.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы
общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их
внимания к детскому саду. Это такие формы, как:
« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед,
психолог
и
другие
специалисты.
Совместно
с
родителями
происходит
обыгрывание
или
решение
проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им
может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему
детских
страхов.
Подготавливается
небольшое
теоретическое
сообщение,
затем
родителей
просят
сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями
проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для
того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Педагогическая
лаборатория» рекомендуется
проводить
в
начале
или
в
конце
года.
На
них
обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок –
детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и
подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал
ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают
предложения
родителей,
какую
помощь
и
поддержку
они
могут
оказать
в
запланированных
мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях
подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
« Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям
дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных
позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель
просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при
обсуждении.
Например
собрание
во
2
младшей
группе
кризис
3-х
лет.
Предлагается
несколько
высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой
совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка
семейных советов»
«
Мозговой
штурм» -
метод
коллективной
мыслительной
деятельности,
позволяющий
достичь
понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой
форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями
он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям
как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде
игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее
количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют
общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по
теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок
– левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И
установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается
со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям
развития такого ребенка ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для
леворуких
детей,
для
того
чтобы
развить
моторику
обеих
рук.
Обсуждаются
психологические
проблемы , связанные с леворукостью.
«
Мастер
–
класс» Собрание,
на
котором
родители
демонстрируют
свои
достижения
в
области
воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому
провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как
научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание
имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок
– поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические
советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится
итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда «
Копилка родительского опыта»
« Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек
зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители,
воспитатель,
можно
пригласить
специалистов.
К
примеру
возьмем
кризис
3х
лет.
Родителям
предлагаются
различные
ситуации,
их
нужно
рассмотреть
с
разных
точек
зрения,
обязательно
аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины,
затем
зачитываются
мнения
психологов.
Все
позиции
совместно
обсуждаются.
Родители
сами
определяют пути решения проблемы.
Семья и детский сад обеспечивают полноту и целостность социально-психологической и культурно-
образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Но главный эффект их
успешного влияния не в дублировании, не в замене основных функции, а в гармоничном дополнении
друг друга.