Напоминание

Чтение с листа в классе фортепиано


Автор: Борисова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Навашинская ДШИ"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Навашино
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Чтение с листа в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Навашинская детская школа искусств»

Тема: Чтение с листа в классе фортепиано

преподаватель Т.Б. БОРИСОВА

г. Навашино

2023

Тема: Чтение с листа в классе фортепиано

I. Введение

Теория

и

практика

подготовки

учащегося

класса

специального

фортепиано свидетельствует о том, что способность к беглому чтению

нотного текста является одним из важнейших факторов развития комплекса

музыкальных способностей. Поэтому вопросы обучения чтению нот с листа

привлекают внимание педагогов и методистов уже многие годы, начиная

с методических руководств и трактатов XVI-XVIII столетий (Ф.Э. Бах, Ф.

Куперен и др.) до теоретических и методических работ нашего времени как

отечественных музыкантов (Р. Верхолаз, Т. Беркман, И. Серебровский, А.

Алексеев, М. Лерман, В. Островская, М. Фейгин, Б.Милич, Г. Цыпин, JI.

Горелашвили, К. Цатурян, П. Бережанский и др.), так и зарубежных (Бэннет,

X. Кэпп, Л. Хэйвл, В. Кайльман, С. Лоуренс, Л. Моури, К. Херман и др.).

Несмотря на несомненные успехи в этой области, проблема обучения

чтению нот с листа до настоящего времени не является полностью решенной.

В реальной жизни отмечаются факты поразительного контраста при

сопоставлении выступлений учащихся и в чтении с листа. Признается, что

читка с листа – «ахиллесова пята» подавляющего числа учеников.

В наше время наиболее полно разработана методика начального

обучения детей в системе ДМШ (в младших классах). Здесь приемы чтения

нот с листа самым тесным образом связаны с освоением нотной грамоты и

соответствующих навыков игры на фортепиано (Ф. Брянская, С. Ляховицкая,

Л. Баренбойм, Б. Милич, В. Михелис, П. Бережанский, В. Голованов и др.).

Чтение с листа «необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в

целом» (Л. Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с

«духовным образом» сочинения (Г. Нейгауз). Очень важно почувствовать его

«психологическую тональность» (Г. Коган), «сформировать отношение к

данному произведению» (Я. Зак).

Чтение с листа представляет собой форму деятельности, открывающую

самые

благоприятные

возможности

для

всестороннего

и

широкого

ознакомления с музыкальной литературой. Чтение с листа – это постоянная и

быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, открытий,

интенсивный поток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Сколько читаем – столько знаем. Это давняя, многократно проверенная

истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном образовании.

Когда ученик способен понятно и грамотно сыграть «с листа» легкую

пьесу, это результат того, что уже сформировался целый комплекс, куда

входят не только узко фортепианные навыки, но и развитое музыкальное

мышление, внутреннее представление, умение «окинуть общим взглядом»

произведение,

заметить

подробности

указаний

в

тексте,

ощущение

внутреннего чувства движения – пульсации, двигательная ловкость, быстрота

реакции, способность к осознанию проявляющейся музыкальной ткани и

ожидаемой

впереди,

оценочное

отношение

к

звучанию,

схватывание

характера пьесы, способность к волевому усилию, личная активность и

заинтересованность, умение довести до логического завершения, осознание

результата.

Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только

внутреннего слуха, образного представления, но и музыкального сознания,

мыслительных аналитических способностей, также необходимо накопление

возможно большего музыкального опыта, начиная от самых простых

мелодий (в том числе очень легких переложений), до более сложных, для

того, чтобы прочувствовать образный строй музыки различных стилей.

II. Чтение нот с листа в классе фортепиано

Следует наметить основные направления формирования навыка:

необходимо формировать умение осуществлять предварительный анализ

глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с

преподавателем,

а

со

временем

этот

анализ

делается

учеником

самостоятельно для осознания и охвата «целого»;

учить

определять

жанр

и

характер

произведения

по

формулам

сопровождения;

понимать образное содержание произведения;

уметь

узнавать

в

тексте

и

осознавать

внутренне

собственным

«предслышанием» изученные ритмические формулы, ясно представляя,

какому жанру они могут принадлежать;

обладать ощущением единой ритмической пульсации, мышлением с опорой

на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого

текста;

чтобы читать с листа музыкальный текст, ученик должен уметь быстро

группировать ноты, объединять их по смыслу;

способность осознавать подобные (похожие) интонации – восходящее

движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.

для того, чтобы грамотно играть с листа, необходимо практическое знание

аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов, так как видя квинты,

секстаккорды, гармонические фигурации и вовремя «узнавая» их, ученик

приучается брать их определенной стандартной аппликатурой;

учащийся должен быть знаком технически с несколькими несложными

типами фортепианной фактуры и узнавать их в произведениях;

фигурационные фактурные изложения необходимо научить представлять

более крупно, как бы «собирая» в аккорды и превращая в аккордовую

последовательность, чтобы конкретно понимать динамику развития;

внимательно

следить

за

движением

басовых

голосов,

осознавая

гармонические краски;

проявлять активность реакции, быстроту и ловкость движений;

стараться ориентироваться в клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи

текста;

осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать

структуру в простых музыкальных формах;

увеличивать объем внимания ученика и развивать память.

Умение читать и понимать музыку через музыкальные ноты-символы

можно сопоставить с умением читать буквы и понимать текст. «Способность

читать нотный текст не по одной ноте, или вертикальному комплексу, но

объединенно, более крупно, осмысленно, подобно тому, как после чтения

«по слогам» ребенок переходит к чтению словами и предложениями»

Д. К. Кирнарская утверждает: «Ничто не сравнится с чтением нот с

листа по обилию одновременно выполняемых действий: играющий должен

смотреть в ноты, несколько заглядывая вперёд, чтобы знать, что ему

предстоит делать в ближайшее время. Одновременно его руки играют то, что

глаза музыканта зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время

назад. Взгляд читающего с листа, таким образом, работает в двух режимах,

сочетая прошлое и будущее. Он должен успеть осознать играемые им

структуры, потому что ему приходится восполнять то, что он недоглядел или

неизбежно упустил, собственными «соображениями» и вставками.

Движение глазами взад-вперёд – постоянный спутник читающего с

листа и этот процесс, как утверждают исследователи, совершается 5-6 раз в

секунду на фоне сложнейших физических действий, которые музыкант

одновременно контролирует и координирует…»

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые

благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с

музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в

чтении с листа, нескончаемой и пёстрой вереницей проходят произведения

различных авторов, художественных стилей, исторических эпох.

Интересный метод освоения читки с листа предлагает Т.И. Смирнова в

пособии «Фортепиано - интенсивный курс». Она пишет, что «если мы

проанализируем

свое

восприятие

нотного

текста,

то

поймем,

что

воспринимаем его «графически», то есть, не высчитываем, на какой линейке

находится нота, а видим всю гамму, интервалы, аккорды. Не всматриваясь в

каждую ноту аккорда, мы видим расположение нот, и пальцы сами

выстраивают его». Она предлагает записывать ноты на десяти линейках в

скрипичном и басовом ключе в поступенном гаммообразном движении вверх

и вниз, а также интервалы, аккорды и другие фигурации нот. Проигрывая

такие упражнения, ребенок приобретает навык быстрого чтения.

Учебное пособие Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение нот с листа на

уроках фортепиано» развивает способность быстро и синхронно считывать

сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический,

динамический и пр. «Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их

порядок и расположение подчинены первоочередным задачам: снять

психологический зажим у ребенка перед чтением нот с листа и сделать это

занятие увлекательным. Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в

которой подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой

части»

Чтение с листа должно проходить в определенной метрической

упорядоченности. Темп может быть разным, но не должна нарушаться

метроритмика. Современная методика рекомендует использовать:

принцип расчленения задачи. Начинать с чтения одних ритмических

структур;

важно, чтобы ребенок почти не смотрел на руки, а ориентировался на

клавиатуре вслепую;

нужно приучить к предварительному прочтению нотного текста глазами;

материал должен быть подобран так, чтобы ученик имел возможность

постепенно освоить различные виды фактур.

Одно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание

процесса чтения музыки с листа, заключено в мысленном (нередко говорят –

зрительном) опережении читающим того, что непосредственно играется им в

данный момент. «В общих чертах схема процесса здесь такова: читающий

окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста («смотрит вперёд»);

видя ноты, он одновременно трансформирует их с помощью внутреннего

слуха в адекватную звуковую картину; затем воплощает элементы этой

картины

в

цепи

соответствующих

движений.

Именно

так

и

расшифровывается известная формула: «вижу – слышу – играю»

Второе существенное положение теории и практики чтения музыки с

листа выражается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного

текста. Только при этом условии может быть обеспечено плавное,

непрерывное, логичное развёртывание звукового действия. Любые метания

глаз при чтении с листа нежелательны, и чем их меньше, тем лучше.

Наконец,

третье

условие,

способствующее

улучшению

процесса

прочитывания музыки, может быть сформулировано следующим образом:

ориентироваться в игре по графическим абрисам нотной записи, по

контурным очертаниям нотных структур.

Схватывая с единого взгляда общую конфигурацию мелодических

рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве, узнавая в

тексте различные аккордовые стереотипы (трезвучия, доминант септаккорды,

их

обращения

и

т.д.)

по

их

характерному

внешнему

облику,

квалифицированный «чтец» не испытывает необходимости в абсолютной

расшифровке каждого звука на нотоносце. Умение распознать в незнакомом

знакомое,

опереться

при

случае

на

стандартную

инструментальную

фигурацию ведёт к тому, что разгружается внимание играющего.

Необходима

способность

быстро

и

синхронно

считывать

сразу

несколько

информационных

слоёв

текста:

нотный,

ритмический,

динамический, агогический.

Для развития у ученика навыка опережающего чтения рекомендуется

использовать «бегунок» (приспособление, приучающее смотреть немного

вперед играемого текста). Музыкальный материал усложняется постепенно:

мелодия с повторяющимися или соседними звуками в простом ритме

усложняется сначала небольшими скачками, затем более сложным ритмом и

случайными, а затем и ключевыми знаками.

Используются задания для глаз: определить направление движения

мелодии – вверх, вниз, «гора», «впадина», более сложный рельеф. Можно

использовать в качестве наглядного пособия изображения мелодического

рисунка. В гаммообразном движении определяем первый и последний звук и

следим за случайными знаками. Особое значение уделяется чтению

интервалов и аккордов. Запоминается графика «секунд-клякс», «шахматное»

расположение терций, трезвучий, септаккордов. В интервалах – расстояние

между звуками (узкое, среднее, широкое). При параллельном движении

интервалов и аккордов достаточно лишь определив первый, следить за

направлением мелодической линии»

При чтении аккордов самое важное – уметь быстро выяснить, из каких

интервалов они состоят. Сложнее дело обстоит с аккордами смешанного

строения – секстаккордами и квартсекстаккордами. Главное – быстро

определить что лежит в основании – терция или кварта. Даже если аккорды

не являются обращениями одной гармонии, они могут иметь один-два общих

звука. Если нет общих звуков, отмечается направление движения голосов в

аккордах.

Используется

музыкальный

материал

с

разложенными

интервалами и аккордами. Таким образом, читая «графику» мелодического

рисунка интервалов и аккордов, «графику» полифонического изложения и

рисуя их схемы, можно научить ученика быстро считывать нотный текст.

Перечислим основные методы обучения чтению с листа:

предварительное прочтение глазами;

обобщенное чтение (опора на гаммы, фигурации, секвенции, кадансы и т.д.);

смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших

мелодических построений);

упрощение фактуры (не затрагивающее баса и мелодической линии);

мысленное

опережение

(обеспечивает

кратковременное

запоминание

последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения);

определение тональности произведения, размера, особенности фактуры,

ритмического

рисунка, специфики

звуковысотной

организации

материала, характера

музыки, приемов

(динамики,

артикуляции,

темпа,

педализации), действие

рук

(аппликатуры,

степени

опоры,

активности

пальцев).

Правильное применение методов обучения чтению нот с листа

развивает

музыкальное

мышление,

воспитывает

стереотипы

на

всевозможные

варианты

нотного

текста,

дает

возможность

свободно

ориентироваться, не глядя на руки, быстро применять правильную и

удобную аппликатуру.

Систематическое формирование навыков чтения нот с листа позволяет

знакомить ученика с литературой разных времен, что необходимо для

всестороннего развития музыканта.

Слушание музыки, как в исполнении педагога, так и на электронных

носителях - важная часть приобретения навыка чтения нот. Оно должно быть

регулярным и целенаправленным, т.е. служить задаче последовательного

ознакомления ребенка с определенными музыкальными явлениями.

В результате в осознании ученика закрепляются звуковые комплексы,

которые несут в себе тот или иной смысл. Они запоминаются юным

слушателям в качестве элементов музыкального содержания и впоследствии

воспринимаются им как готовые «блоки», что ускоряет процесс чтения

музыкального текста.

Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также

игра учащегося в ансамбле с педагогом, а по достижении определенного

пианистического уровня и с товарищем. Необходимость считаться с

партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

III. Заключение

Заканчивая, сделаем выводы.

Чтение нот с листа – это основной способ работы учащегося на этапе

ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-образной

природы, а также некоторых других особенностей, чтение нот с листа

является

общей,

базовой

деятельностью

для

всех

музыкально-

исполнительских специальностей ДШИ. Оно считается наиболее сложной

разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной

деятельности.

Схема чтения с листа

Имеется еще один механизм, который регулирует исполнительский

процесс.

Это

эмоционально-образное

переживание

музыкального

со-

держания,

художественный

компонент

чтения.

Это

положение

звена

«переживаю» в приведенной цепи действий. Этот самый высокий уровень

чтения

с

листа

уровень

художественного

образа. Этот

код

чтения принципиально другого уровня. Таким образом, вторая теоретическая

модель выглядит так: «вижу-слышу-играю - переживаю».

Формирование навыков чтения нот с листа требует от педагога

тщательного соблюдения дидактического принципа доступности материала и

последовательности его изложения: нотный текст, назначаемый для чтения с

листа, должен быть гораздо легче и доступнее основного материала

индивидуального плана учащегося.

Приобретенные навыки чтения нот с листа позволят ориентироваться в

стилевых особенностях современной музыки, ее гармонии, ритма, лада и

мелодии, а также сформируют необходимые качества игры на фортепиано и

вызовут потребность у ученика в изучении новых произведений, привьют

любовь к ознакомлению с музыкальной литературой для фортепиано.

IV. Список используемой литературы

Артоболевская,

А.

Д.

Первая

встреча

с

музыкой

/

А.

Д.

Артоболевская. — М. : Советский композитор, 1989. — 104 с.

Барсукова, С. А. Азбука игры на фортепиано / С. А. Барсукова. — Ростов-

на-Дону: Феникс, 2004. — 127 с.

Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью / О. Геталова. — СПб. :

Композитор, 2004. — 160 с.

Камаева, Т., Камаев, А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой

курс / Т. Камаева. — М.: Классика XXI, 2007. — 95 с.

Кирнарская,

Д.

К.

Классическая

музыка

для

всех

/

Д.

К.

Кирнарская. — М.: Слово, 1997. — 274 с.

Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста / Б. Е. Милич. — М.: Кифара,

2002. — 117 с.

Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста / Е. М. Тимакин. — М.: Советский

композитор. 1989. — 144 с.



В раздел образования