Автор: Дроздова Наталья Александровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Населённый пункт: г.Строитель
Наименование материала: Методическая разработка плана занятия по русскому языку для студентов 1 курса
Тема: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Учитель русского языка и литературы
Глухих Галина Витальевна
г.Мантурово
2021
Аннотация
Методическая
разработка
«Формы
и
методы
обучения
на
современном
учебном занятии по русскому языку» предусматривает цель показать возможные
варианты применения современных форм и методов обучения на разных этапах
урока с описанием учебных заданий, деятельности учащихся и форм оценивания в
соответствии с ФГОС ООО на примере урока русского языка в 5 классе по теме
«Повторение
и
обобщение
изученного
материала
в
разделе
«Синтаксис.
Пунктуация».
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка
общеобразовательных школ.
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложения
Введение
Урок
русского
языка
в
пятом
классе
по
теме
«Повторение
и
обобщение
изученного
материала
в
разделе
«Синтаксис.
Пунктуация»
является
заключительным в данной теме. К пятому классу у учащихся уже сформированы
понятия
«словосочетание»,
«предложение»,
«главные
члены
предложения»,
«второстепенные
члены
предложения».
Но
наряду
с
этим,
в
данном
разделе
учащиеся
получают
достаточно
большое
количество
новых
знаний:
типы
предложений по главному слову, синтаксический разбор словосочетаний, простые и
сложные
предложения
и
т.д.
Поэтому
основная
задача
учителя
заключается
в
построении урока с опорой на имеющиеся знания.
Основная часть
Технологическая карта урока
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: систематизации и обобщения знаний (общеметодической направленности)
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить
правила пунктуации.
Цель для учащихся:
Методы
и
формы
обучения:
наблюдение
над
языком,
создание
проблемных
ситуаций;
демонстрация,; индивидуальная, парная, групповая формы работы.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков
самокоррекции учебной деятельности, умения дружить и ценить друзей.
2. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать
и
строить
планируемые
действия;
проговаривать
вслух
последовательность
производимых действий, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности;
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; осознавать самого
себя как движущую силу к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
понимать
и
интегрировать
информацию
в
имеющийся
запас
знаний,
преобразовывать,
структурировать, применять, извлекать нужную информацию, определять цели предстоящей
учебной
деятельности,
последовательность
действий
и
оценивать
достигнутые
результаты;
понимать информацию, представленную в схематичной форме, анализировать языковые единицы
с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Коммуникативные УУД:
связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы,
слушать и слышать других;ф ормулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения,
осуществлять
совместную
деятельность
в
рабочих
группах
с
учётом
конкретных
научно
–
познавательных задач; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.
3.Предметные:
-
видеть
и
объяснять
опознавательные
признаки
словосочетания,
простого
и
сложного
предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены
предложения; находить обращения; определять слова автора и прямую речь;
- различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания при
однородных
членах,
обобщающем
слове,
обращении,
прямой
речи,
диалоге,
анализировать
языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи;
- научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации при работе с текстом.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
- чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление
примеров, устная работа с текстом;
- чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
- контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие
мышечной усталости.
Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор, экран, магнитная доска, карта
ученика.
Этапы урока
Формы и методы
Учебные задания
Деятельность
учащихся
Формы
оценивания
1
Самоопределен
ие. Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Демонстрация
мультфильма
Звучит куплет и припев песни
«Улыбка» из мультфильма
«Крошка Енот».
Ребята, давайте тоже
улыбнемся друг другу и
настроимся на работу.
Эмоционально
настраиваются
на работу.
Самоанализ
своего
настроения
2
Актуализация
знаний
учащихся через
создание
проблемной
ситуации
Наблюдение,
демонстрация
Все разделы языка тоже, как и
герои нашего мультфильма,
дружат и связаны друг с
другом. Посмотрите на слайд
и вспомните основные
разделы русского языка. Что
они изучают? (Слайд 1)
Определяют
логическую
взаимосвязь
разделов и
изучаемые
единицы
Устный
взаимоконтроль
Терминологи-
-С каким разделом дружит
Морфология? Чтобы ответить
на этот вопрос, выполним
несколько заданий. Перед
нами карта ученика.
Записывают
термины в
карту
Самопроверка
(индивидуальная
форма контроля)
ческий
диктант
Записываем ответы на
вопросы к заданию №1.
- Что состоит из двух слов,
одно из которых главное?
(Словосочетание).
- Что может быть
повествовательным,
вопросительным или
побудительным?
(Предложение).
- Все его последовательно
расположенные предложения
связаны общей темой,
основной мыслью. Что это?
(Текст).
- Какой же раздел науки
изучает словосочетание,
предложение и текст?
(Синтаксис)
3
Формулирован
ие темы
Наблюдение над
языком
- Запишем слово синтаксис и
выполним необычную
проверку записи.
- 1-я буква в названии части
речи, обозначающей предмет
(С);
- с какой буквы пишем
название падежа, который
узнаём по вопросу Кто? (И);
-1-я буква названия
неизменяемой части речи
(вопросы Как? Куда?( (Н);
- с какой буквы пишем
название падежа,
отвечающего на вопросы кем?
чем? (Т);
- 3-я буква в названии части
речи, обозначающей действие
предмета (А);
- звук, который мы слышим в
конце слова предлог (К);
- 1-я буква в названии части
слова, стоящей между корнем
и окончанием (С);
- эта буква – самый
распространенный союз (И);
- звук, который слышим на
конце слова арбуз (С).
Записывают
слово в карте
ученика
(ученик,
отгадавший
букву,
прикрепляет ее
на доску;
собирают
слово).
Самопроверка на
основе
зрительного
восприятия
слова на доске
Создание
проблемных
ситуаций
- А Синтаксис разве ни с кем
не дружит?
- Чтобы вспомнить,
посмотрим на слайд 2.
-Перед нами три пары друзей.
-Кто друг словосочетания?
(Предложение).
- С кем дружит сказуемое?
( С подлежащим).
- А как зовут подружку
Синтаксиса? (Пунктуация).
- Какое слово мы запишем в
карте ученика рядом со
словом СИНТАКСИС?
(ПУНКТУАЦИЯ).
- Попробуйте сформулировать
тему сегодняшнего урока.
В карте
ученика
записывают
слово
ПУНКТУАЦИ
Я
Формулируют
тему урока.
Самопроверка с
образцом на
слайде.
Постановка
учебных задач
Скажите, пожалуйста, вам
знакомы разделы
СИНТАКСИС и
ПУНКТУАЦИЯ? (Да).
- Что они изучают?
- Значит, какие цели мы
поставим на сегодняшний
урок?
(Повторить и обобщить, что
мы знаем о синтаксисе и
пунктуации).
Формулируют
цели урока
Обобщение и
систематизация
знаний.
(Подготовка
учащихся к
обобщенной
деятельности.
Воспроизведен
ие на новом
уровне)
Работа в парах
Слайд 3. Составьте и из
предложенных слов два
словосочетания, запишите их
в карте ученика. (Задание 3) .
Выполните разбор этих
словосочетаний.
Записывают
словосочетания
(красная
звезда, лучи
солнца.
Взаимопроверка
(групповая
форма контроля)
Тестирование.
Самостоятельная
работа по
алгоритму
действий.
Задание 4. В карте ученика.
Сопоставьте схемы с
предложениями (знаки
препинания не расставлены).
Выполняют
задание на
нахождение
соответствия
предложения
схеме.
Взаимопроверка
по образцу
(ответы на
слайде)
Поставьте
оценку за этот
этап работы:
«5» - без
ошибок,
«4» –
1- ошибка,
«3» -
2 - ошибки
Физкульт-
минутка
Здоровьесбере-
жение
Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти
встряхнули – ветер срывает
листву.
В сторону рук плавно
помашем – птицы на юг так
летят.
Как они сядут, тихо покажем
– руки сложили вот так.
Выполняют
упражнения
для снятия
усталости.
Применение
знаний и
умений в новой
ситуации
Дифференци-
рованное задание.
Самостоятельная
работа в группах
по вариативному
Задание А
1.Вставьте пропущенные
буквы, расставьте знаки
препинания. (2б)
2.В предпоследнем
Каждая группа
получает текст
с заданием.
Группа сама
выбирает,
За уровень А – 6
баллов, за
уровень Б – 12
баллов, за
уровень В - 16
типу.
предложении подчеркните все
определения. (2б)
3. У слова МОЛОДАЯ
обозначьте окончание,
укажите род, число, падеж.
(2б)
Б.
1.Вставьте пропущенные
буквы, расставьте знаки
препинания. (2б)
2.Определите тему текста и
озаглавьте его. (2б)
3.Объясните значение
выделенного слова
ПЕРСОНАЖ. (2б)
4.Со словом СНЕГУРОЧКА
составьте восклицательное
предложение, где это слово
было бы обращением. (2б)
5.Выпишите из текста одно
глагольное и одно именное
словосочетание. (2б)
6.В первом предложении
подчеркните все дополнения.
(2б)
В.
1.Вставьте пропущенные
буквы, расставьте знаки
препинания.(2б)
2. Определите, к какому
стилю относится данный
текст? Почему? (3б)
3.Подберите антонимы к
словам: теплым, молодая.(2б)
4.Выполните синтаксический
разбор предложения:
Снегурочка это литературный
персона(ж,ш).(3б)
5.Объясните постановку
знаков препинания в
предложении Снегурочка -
это литературный
персонаж.(3б)
6.Найдите в тексте сложное
предложение. Начертите
схему.(3б)
какого уровня
сложности
задание она
будет
выполнять.
Первая
карточка -
уровень А –
базовый,
вторая
карточка –
уровень В –
средний,
третья
карточка –
уровень С –
продвинутый.
баллов.
Рефлексия
Аналитическая
индивидуальная
работа
В карте ученика дополните
предложения предложенными
словами (на выбор)
Заканчивают
предложения
(на выбор)
Самооценка
Заключение
В данной методической разработке использованы различные формы и методы
работы с учащимися.
Демонстрация
мультфильма
способствует
эмоциональному
настрою
учащихся.
Проблемные
вопросы
активизируют
мыслительную
деятельность.
Использование слайдов с иллюстрациями для возникновения интереса у учащихся к
изучаемому материалу. Кроме того, зрительное восприятие терминов служит для
формирования орфографической грамотности. Работа по алгоритму формирует у
учащихся умение выполнять определенный порядок действий, выполнение заданий
по вариативному типу позволяет ученикам реализовать право выбора задания, а
учителю
определить
их
уровень
усвоения
материала,
аналитическая
работа
направлена на развитие самооценки. Предусмотрена индивидуальная работа, работа
в парах и в группах.
В работе подробно описаны учебные задания и деятельность учащихся.
Кроме того, представлены формы оценивания.
Содержание
используемого
текста
отражает
сведения
региональной
направленности (Костромской области), интегрирует урок русского языка с уроками
истории и литературы.
В приложениях 1 и 2 – карта ученика и материал для слайдов.
Список используемой литературы
1. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И.Капинос и др./ под ред.М.М.Разумовской, 2020.
2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» 5 класс./ под
ред.М.М.Разумовской.
3. Тесты по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской. ФГОС./А.В.Кудинова.
4.Рабочая программа к УМК М.М.Разумовской.
5. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Методическое
пособие с электронным приложением /Н.В.Верескун, С.С.Грачева и др.
5. Интернет-ресурсы.
Приложение 1.
Слайд 1.
-
С каким же разделом связана морфология?
Слайд 2.
Слайд 3.
Звезда, лучики, красная, солнце.
Приложение 2.
Карта ученика (5 класс)
(Фамилия, имя)____________________________________________________
Задание 1.Терминологический диктант.
_____________________________ _______________________________ ______________________
Задание 2.
Задание 3.Запишите словосочетания и выполните их разбор.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 4.
Сопоставьте схемы с предложениями (знаки препинания не расставлены).
1
Павлик выскочил из-за стола и побежал на
улицу.
Б.
(Когда…), [- =].
2
Беседка сарай дом всё было занесено снегом.
В.
„П!” – а.
3
Гранит прочный камень.
Г.
[ О и О].
4
Когда пароход отчалил мы помахали
провожающим.
Д.
[ _, _, _ - О…].
5
Медведь идет закричали перепуганные дети
Е.
[О: О, О и О].
6
Мы приготовили походный инвентарь котлы
чайники и топоры.
Ж.
[- =], и [- =].
7
Деревья уже опали и желтые листья засыпали
колеи дорог
З.
[ ..,о, …].
8
Давайте ребята жить дружно!
И.
[ - - = ].
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание 5. Дифференцированное задание. Работа с текстом.
Только у нашего Деда М..роза есть внучка Сн..гурочка и р..дилась она в
России. Снегурочка это литературный персона(ж,ш). Вскоре после по..вления Деда
Мороза, в 1873 году у него по..вилась м..лодая помощ(?)ница - Снегурочка. Это
пр..изошло благодаря пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка»
которую он создал на основе народной ска(з,с)ки о девушке, вылепленной из снега и
растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты пр..вратили ее во
внуч(?)ку.
Оцените урок
На уроке я работал…
активно / пассивно
Своей работой на уроке я …
доволен / не доволен
Урок для меня показался…
коротким / длинным
За время урока …
я устал / я не устал
Мое настроение…
стало лучше/ стало хуже
Материал урока мне был…
интересен / скучен