Напоминание

«Семья, дружба, человек и сотрудничество как основа социального направления воспитания»


Автор: Алексеева Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Семья, дружба, человек и сотрудничество как основа социального направления воспитания»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семья, дружба, человек и сотрудничество

как основа социального направления воспитания.

Консультация для родителей.

Ведущим

факторами

в

формировании

личности

ребенка

являются

нравственная

атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями

подразумеваются

социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг

с

другом

и

с

окружающими

людьми,

семейные

традиции,

педагогическая

образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность

детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные

связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является

хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает

лучшие качества людей. Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в

основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в

собственной

жизни

и

жизни

людей.

Он

начинает

осваивать

все

многообразие

социальных

отношений

и

социальных

ролей.

Он

учится

действовать

сообща,

подчиняться

правилам,

нести

ответственность

за

свои

поступки,

действовать

в

интересах

семьи,

группы.

Формирование

правильного

ценностно-смыслового

отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного

воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная

инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

Традиция — это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть

будущее. Поэтому и нужно возрождать семейные традиции. Они способны сближать,

укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так

сильно не хватает большинству современных семей.

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом

можем

попробовать

их

условно

разделить

на

две

большие

группы:

общие

и

специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином

виде. К ним можно отнести:

Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по

местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям,

он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.

Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и

маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат

разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка,

ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.

Семейный

обед.

Очень

многие

семьи

чтят

традиции

гостеприимства,

что

помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются

важные

вопросы,

обсуждается

ситуация,

строятся

дальнейшие

планы,

рассматривается бюджет семьи и т.д. Очень важно привлекать к совету детей –

так

ребенок научится

быть ответственным,

а

также

лучше понимать своих

родных.

Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно

(если

можно)

наказывать

ребенка,

и

как

его

поощрять.

Кто-то

дает

дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное

для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать

ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.

Дни памяти умерших родных и близких.

Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в

путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и

насыщенной.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной

семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным

отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда

они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться:

«А не придумать ли мне чего - нибудь?».

Итак, примеры интересных семейных традиций:

Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся

немногие! Но зато, и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!

Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок

лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все

веселые, счастливые и испачканные в муке!

Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или

дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к

подарку.

Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское

побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в

зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.

Рисовать

друг

другу

открытки.

Просто

так,

без

повода

и

специального

художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я

тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок».

Вместе с детьми печь коржики на праздник для детей-сирот. Совместные

бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и

участливее, и вырасти небезразличными людьми.

Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все

взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.

Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на

площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное

– не повторяться!

Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек,

сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и

поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и

кукольный театр.

«Подкладывание»

подарков

соседям.

Оставаясь

незамеченными,

семья

одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!

Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные

слова и комплименты. Воодушевляет, правда?

Важным

аспектом

является

формирование

у

дошкольника

представления о

мире

профессий

взрослых,

появление

к

моменту

подготовки

к

школе

положительной

установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная

цель

социального

направления

воспитания дошкольника

заключается

в

формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии

дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с

детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре

и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных

видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.

Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:

-

эмпатии

(сопереживания),

коммуникабельности,

заботы,

ответственности,

сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной

зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание

на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,

традиционные народные игры и пр.;

- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

-

учить детей

сотрудничать, организуя групповые формы в

продуктивных видах

деятельности;

- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

- создавать доброжелательный психологический климат в группе.



В раздел образования