Автор: Герасимова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 116 «Сударушка»
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Кейс игр и упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
_________________детский сад № 116 «Сударушка»_________________
(МБДОУ детский сад № 116 «Сударушка»)
Кейс игр и упражнений по формированию основ правовой культуры
у детей старшего дошкольного возраста
Герасимова Татьяна Владимировна
1. «Кто права нарушил?»
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть
нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои
поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка,
корзина для предметов.
Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5
предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой
сказке, где нарушаются права героев.
Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»
Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).
Кто нарушает это право?
Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение
образования, право на владение имуществом).
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?
Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).
Кощей Бессмертный
Какие права он нарушил, и в каких сказках?
Баба Яга
Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно
ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация
и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.
2. «Я имею право»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка;
картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается
на велосипеде, играет, поливает цветы).
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям
Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право» (шаблон может быть
выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают
правильность принятого решения.
3. «Я не должен»
Цели: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей
о социальных нормах.
Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми
взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок –
окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен» (знак «-» ) картинки,
которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми,
между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой
выбор.
4. «Кто стучится в дверь мою»
Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними
в одной квартире.
Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в
квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные
уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и
интонации.
Примерные ситуации:
Почтальон принес срочную телеграмму;
Слесарь пришел ремонтировать кран;
Милиционер хочет проверить сигнализацию;
Медсестра принесла лекарство для бабушки;
Мамина подруга пришла в гости;
Соседи просят йод для поранившегося ребенка;
Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
Женщине нужно срочно вызвать скорую помощь.
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
5. «Колобок»
Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью
речи.
Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает
мяч, должен задать какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например:
«Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не
попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.
6. «Поводырь»
Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать
доверительное отношение друг к другу.
Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья,
кубики, обручи.
Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети
распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку,
ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик»,
«Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.
7. «Помоги себе сам»
Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель предлагает:
Медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;
«занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;
«занять делом» ступни ног – побегать, попрыгать, поприседать (выполнить
упражнения, требующие больших затрат энергии);
«занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.