Напоминание

Кейс игр и упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Герасимова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 116 «Сударушка»
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Кейс игр и упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

_________________детский сад № 116 «Сударушка»_________________

(МБДОУ детский сад № 116 «Сударушка»)

Кейс игр и упражнений по формированию основ правовой культуры

у детей старшего дошкольного возраста

Герасимова Татьяна Владимировна

1. «Кто права нарушил?»

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть

нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои

поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка,

корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5

предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой

сказке, где нарушаются права героев.

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение

образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно

ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация

и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

2. «Я имею право»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка;

картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается

на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям

Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право» (шаблон может быть

выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают

правильность принятого решения.

3. «Я не должен»

Цели: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей

о социальных нормах.

Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми

взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок –

окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен» (знак «-» ) картинки,

которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми,

между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой

выбор.

4. «Кто стучится в дверь мою»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними

в одной квартире.

Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в

квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные

уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и

интонации.

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер хочет проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла в гости;

Соседи просят йод для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно срочно вызвать скорую помощь.

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

5. «Колобок»

Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью

речи.

Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает

мяч, должен задать какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например:

«Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не

попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.

6. «Поводырь»

Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать

доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья,

кубики, обручи.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети

распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку,

ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик»,

«Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

7. «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры: воспитатель предлагает:

Медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;

«занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;

«занять делом» ступни ног – побегать, попрыгать, поприседать (выполнить

упражнения, требующие больших затрат энергии);

«занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.



В раздел образования