Напоминание

"Превращение воды" (Познание)


Автор: Никифорова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 20 имени Васьлея Митты с УИОП"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: конспект
Тема: "Превращение воды" (Познание)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Васьлея Митты

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Конспект непосредственно - образовательной деятельности.

Образовательная область « Познание».

Тема: « Превращение воды»

( старшая группа).

Выполнила: Никифорова Т.А.

г. Новочебоксарск 2023

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды,

Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Развивающие задачи.

Развивать познавательный интерес детей в процессе

экспериментирования с жидкостями воды; прозрачность, отсутствие

формы, вода-растворитель.

Развивать навыки проведения опытов.

Воспитательные задачи.

Воспитывать любовь к природе.

Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Воспитывать усидчивость

Речевые задачи.

Активизировать и обогащать словарный запас детей

существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, проектор, ноутбук,

подборка музыкального сопровождения.

Раздаточный материал: Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая,

белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый

стол (4 стакана с водой), тряпочки, кусочки льда, термос с горячей водой,

стекло или зеркальце, ноутбук.

Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды».

Рассматривание глобуса, карты мира.

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Наблюдения за осадками, сезонными явлениями.

Ход занятия.

Воспитатель: Слайд№1. “Здравствуйте, ребята! Это мы три сестрички

капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды

солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом

нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и

застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И

осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и

не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”. Ребята,

помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные

сестры.

Воспитатель: – Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Дети: - Хотим. Надо доказать, что они все из воды.

Воспитатель: Представьте, что наша комната научно–исследовательская

лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные

сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Но сначала немножко поиграем.

Игра называется «Четыре стихии». Будьте внимательны. На слова «воздух»

- руки вверх, «огонь» - вращение руками, согнутыми в локтях, «земля» - руки

вниз, «вода» - волнообразные движения руками. (В ходе игры воспитатель

сам показывает неправильные движения, сбивая тем самым играющих).

Молодцы, все были очень внимательны!

Воспитатель: Слайд№2. Прежде, чем приступить к исследованиям,

вспомним правила поведения в лаборатории:

Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с

посудой.

Воспитатель: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Дети: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Все правила вы помните. Ну, что приступим? (дети проходят к

рабочим местам. Одевают фартуки.)

Воспитатель: Первый опыт. Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой,

сладкой, кислой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Значит

вода имеет вкус или нет?

Дети: Нет, вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Наш второй опыт поможет узнать, льется ли вода. У Вас на

столе 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагаю вам перелить воду из

одного стакана в другой и посмотреть льется ли вода и почему. (Работа

детей).

Дети: Вода жидкая, она льется.

Воспитатель: Чтобы определить какого цвета вода, я предлагаю

использовать полоски, которые лежат у вас на столе. Приложите и сравните

цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с

одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Дети: Положить что-нибудь.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь:

на чайную ложку, на соседа. Его видно?

Дети: Да. Вода прозрачная.

Воспитатель: Третий опыт поможет нам узнать есть ли у воды форма. А для

этого вам надо сравнить форму воды в своем стакане с водой (воспитатель

показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает

форму этой посуды).

Воспитатель: Что можно сказать о форме воды?

Дети: Она не имеет формы.

Воспитатель: Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы

почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А

понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети: Ничем не пахнет.

Воспитатель: Значит, у воды есть запах или его нет?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Четвертый опыт. У меня две льдинки. А теперь узнаем, какая

льдинка растает быстрее большая или маленькая. (Можно использовать снег,

а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике). Во что

превратились наши льдинки?

Дети: в воду.

Воспитатель: Правильно, лед, снег – тоже вода. А как вы думаете, пар – это

тоже вода? Ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Пятый опыт. У меня есть термос, в нем – кипяток.

( Открывает его и показывает детям пар. Над ним ставит зеркало и стекло.

Показывает, что пар – это тоже вода). Итак, можем ли мы сказать, что

снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Дети: Да

Воспитатель: Почему?

Дети: Они все состоят из воды.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в

капельки и тоже побываем в разных состояниях. 1,2,3, 4, глазки крепко мы

закрыли, покружились, покружились, в капельки мы превратились!

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие

капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно –

они замерзли. Ребята, а как можно изобразить лед?

Дети: .......

Воспитатель: Встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком

льда.

Воспитатель: А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы

берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся

за руки и попробуем походить по группе по кругу змейкой, как будто

ручеек бежит весной.

Воспитатель: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее

молекулы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем

наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Отдохнули? А вы хотите поиграть в игру «Где спряталась

вода»? Ребята, как вы думаете, а у нас в группе тоже живут сестрички-

капельки? Поищем их.

Дети идут по группе и делают остановки:

Уголок природы около растений

Воспитатель: Для чего нужна здесь вода?

Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, им нужна

вода (Приклеивают капельку).

Туалетная комната

Воспитатель: А что мы делаем водой в этой комнате?

Дети: Моем руки, лицо (Приклеивают капельку).

Моечная комната

Дети: Моют посуду (Приклеивают капельку).

У стола, где стоит чайник с водой

Дети: Чтобы мы могли пить (Приклеиваю капельку).

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: А сейчас, чтобы еще лучше запомнить, где и в каком виде нам

встречается вода, я предлагаю вам посмотреть мультимедийную

презентацию «Вода, опять вода».

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня показалось наиболее интересным?

Какое доброе дело мы сделали? Как мы доказали капелькам, что они родные

сестры?

Дети: Мы помогли сегодня помириться сестричкам капелькам. Узнали, что

вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и

жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха. Вода нужна нам, чтобы мы

могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, мыть посуду, ухаживать за

растениями.

Воспитатель: Ты вода, вода, вода,

Интересна нам всегда:

Льдом когда ты замерзаешь,

Паром в чайнике шипишь,

Льешься ручейком весенним,

Чудеса свои творишь.

Воспитатель: А о новых чудесах воды мы узнаем с вами в следующий раз.



В раздел образования