Автор: Никифорова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 20 имени Васьлея Митты с УИОП"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: конспект
Тема: "Превращение воды" (Познание)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Васьлея Митты
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект непосредственно - образовательной деятельности.
Образовательная область « Познание».
Тема: « Превращение воды»
( старшая группа).
Выполнила: Никифорова Т.А.
г. Новочебоксарск 2023
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды,
Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Развивающие задачи.
Развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования с жидкостями воды; прозрачность, отсутствие
формы, вода-растворитель.
Развивать навыки проведения опытов.
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Воспитывать усидчивость
Речевые задачи.
Активизировать и обогащать словарный запас детей
существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, проектор, ноутбук,
подборка музыкального сопровождения.
Раздаточный материал: Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая,
белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый
стол (4 стакана с водой), тряпочки, кусочки льда, термос с горячей водой,
стекло или зеркальце, ноутбук.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды».
Рассматривание глобуса, карты мира.
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.
Наблюдения за осадками, сезонными явлениями.
Ход занятия.
Воспитатель: Слайд№1. “Здравствуйте, ребята! Это мы три сестрички
капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды
солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом
нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и
застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И
осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и
не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”. Ребята,
помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные
сестры.
Воспитатель: – Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Дети: - Хотим. Надо доказать, что они все из воды.
Воспитатель: Представьте, что наша комната научно–исследовательская
лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные
сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Но сначала немножко поиграем.
Игра называется «Четыре стихии». Будьте внимательны. На слова «воздух»
- руки вверх, «огонь» - вращение руками, согнутыми в локтях, «земля» - руки
вниз, «вода» - волнообразные движения руками. (В ходе игры воспитатель
сам показывает неправильные движения, сбивая тем самым играющих).
Молодцы, все были очень внимательны!
Воспитатель: Слайд№2. Прежде, чем приступить к исследованиям,
вспомним правила поведения в лаборатории:
Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с
посудой.
Воспитатель: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Дети: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Все правила вы помните. Ну, что приступим? (дети проходят к
рабочим местам. Одевают фартуки.)
Воспитатель: Первый опыт. Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой,
сладкой, кислой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Значит
вода имеет вкус или нет?
Дети: Нет, вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Наш второй опыт поможет узнать, льется ли вода. У Вас на
столе 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагаю вам перелить воду из
одного стакана в другой и посмотреть льется ли вода и почему. (Работа
детей).
Дети: Вода жидкая, она льется.
Воспитатель: Чтобы определить какого цвета вода, я предлагаю
использовать полоски, которые лежат у вас на столе. Приложите и сравните
цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с
одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода?
Дети: У нее нет цвета.
Воспитатель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?
Дети: Положить что-нибудь.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь:
на чайную ложку, на соседа. Его видно?
Дети: Да. Вода прозрачная.
Воспитатель: Третий опыт поможет нам узнать есть ли у воды форма. А для
этого вам надо сравнить форму воды в своем стакане с водой (воспитатель
показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает
форму этой посуды).
Воспитатель: Что можно сказать о форме воды?
Дети: Она не имеет формы.
Воспитатель: Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы
почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А
понюхайте воду, чем она пахнет?
Дети: Ничем не пахнет.
Воспитатель: Значит, у воды есть запах или его нет?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Четвертый опыт. У меня две льдинки. А теперь узнаем, какая
льдинка растает быстрее большая или маленькая. (Можно использовать снег,
а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике). Во что
превратились наши льдинки?
Дети: в воду.
Воспитатель: Правильно, лед, снег – тоже вода. А как вы думаете, пар – это
тоже вода? Ответы детей: да, нет.
Воспитатель: Пятый опыт. У меня есть термос, в нем – кипяток.
( Открывает его и показывает детям пар. Над ним ставит зеркало и стекло.
Показывает, что пар – это тоже вода). Итак, можем ли мы сказать, что
снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Они все состоят из воды.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в
капельки и тоже побываем в разных состояниях. 1,2,3, 4, глазки крепко мы
закрыли, покружились, покружились, в капельки мы превратились!
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие
капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно –
они замерзли. Ребята, а как можно изобразить лед?
Дети: .......
Воспитатель: Встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком
льда.
Воспитатель: А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы
берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся
за руки и попробуем походить по группе по кругу змейкой, как будто
ручеек бежит весной.
Воспитатель: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее
молекулы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем
наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Отдохнули? А вы хотите поиграть в игру «Где спряталась
вода»? Ребята, как вы думаете, а у нас в группе тоже живут сестрички-
капельки? Поищем их.
Дети идут по группе и делают остановки:
Уголок природы около растений
Воспитатель: Для чего нужна здесь вода?
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, им нужна
вода (Приклеивают капельку).
Туалетная комната
Воспитатель: А что мы делаем водой в этой комнате?
Дети: Моем руки, лицо (Приклеивают капельку).
Моечная комната
Дети: Моют посуду (Приклеивают капельку).
У стола, где стоит чайник с водой
Дети: Чтобы мы могли пить (Приклеиваю капельку).
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: А сейчас, чтобы еще лучше запомнить, где и в каком виде нам
встречается вода, я предлагаю вам посмотреть мультимедийную
презентацию «Вода, опять вода».
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня показалось наиболее интересным?
Какое доброе дело мы сделали? Как мы доказали капелькам, что они родные
сестры?
Дети: Мы помогли сегодня помириться сестричкам капелькам. Узнали, что
вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и
жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха. Вода нужна нам, чтобы мы
могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, мыть посуду, ухаживать за
растениями.
Воспитатель: Ты вода, вода, вода,
Интересна нам всегда:
Льдом когда ты замерзаешь,
Паром в чайнике шипишь,
Льешься ручейком весенним,
Чудеса свои творишь.
Воспитатель: А о новых чудесах воды мы узнаем с вами в следующий раз.