Напоминание

«Применение современных технологий и методов активного обучения на уроках математики в условиях профильного обучения»


Автор: Заостровцева Тамара Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Устьянская СОШ"
Населённый пункт: с.Шангалы Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: «Применение современных технологий и методов активного обучения на уроках математики в условиях профильного обучения»
Раздел: полное образование





Назад




Сведения об авторе:

Заостровцева Тамара Николаевна

Место работы: МБОУ «Устьянская СОШ»

Педагогический стаж в системе образования – 49 лет

Преподаваемый предмет – математика

Контактный телефон: 89214702780

Тема опыта:

«Применение современных технологий и методов

активного обучения на уроках математики в условиях

профильного обучения».

2023г

1

«Считай несчастным тот день или тот час,

в котором ты не усвоил ничего нового

и ничего не прибавил к своему образованию»

Я. А. Коменский.

На современном этапе развития важную роль играет профессиональная

компетентность педагога, которая заключается в непрерывном

самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании педагога.

Основные этапы самообразовательной работы учителя можно представить в

виде таблицы. (Приложение1.) Свою работу над конкретной

самообразовательной темой оформляю в виде схемы (Приложение2). Любое

дело, независимо от сферы деятельности, начинается всегда с рассмотрения

теоретической составляющей. Вот и я начала с обучения на on-line курсах

сайта «Продленка» по теме «Современные подходы к преподаванию

математики в условиях реализации ФГОС (72 ч.)», прослушала курс

вебинаров в сети Интернет: «Технология проблемного обучения»,

«Активные методы обучения», «ИКТ – компетентность педагога», прошла

Всероссийское тестирование по теме: «Основы педагогического мастерства»,

проработала книгу М.М.Поташника и М.В.Левита «Как помочь учителю в

освоении ФГОС». Анализируя большой объем информации, оформила

теоретические сведения в виде схем и таблиц. (Приложения 3, 4).

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается

небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется

высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как

способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения.

Именно математика учит аргументировать, выделять главное и

существенное, учит умению рассуждать, доказывать, находить рациональные

пути выполнения заданий, делать выводы, обобщать и применять их при

решении конкретных вопросов.

В сегодняшних условиях нужна образовательная система советского типа,

основанная на современных технологиях и методах. Традиционный урок, как

родной человек, в нем все близко и понятно, а репродуктивные методы

тренируют память. Уход от традиционного урока (в буквальном его

понимании) через использование новых методик позволяет устранить

однообразие образовательной среды и монотонность образовательного

процесса, создает условия для методически грамотного применения

активных методов обучения. Все эти составляющие формируют

положительную мотивацию, без которой никакое дело не дает хорошего

эффекта. Я считаю, что обучение должно быть интересным и деятельным,

ведь только тогда оно приобретает личностный смысл и эмоциональную

окраску.

В своей практической деятельности я реализую федеральные

государственные образовательные стандарты в старшей школе. Учащиеся

учатся по индивидуальным учебным планам, изучают математику на

2

углубленном уровне. Поэтому, цель моей педагогической деятельности в

условиях профильного обучения - совершенствование форм и методов,

направленных на достижение качества образования, воспитание

информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к

изменяющимся условиям жизни.

Достижение этой цели вижу возможным через применение современных

образовательных технологий и эффективное построение учебного процесса

с активными методами обучения, на которые акцентирует внимание новый

стандарт образования.

Основная методическая составляющая построения учебного процесса -

применение элементов технологий, основанных на деятельностном методе.

Эту технологию я использую в следующей модификации:

• на уроке ученик ставит свою, конкретную для него, учебную задачу;

• ищет пути реализации этой задачи, исходя из условий данного урока;

• сопоставляет с эталоном решения, предложенном учителем или учеником-

консультантом, или учебной литературой;

• адекватно оценивает свою деятельность.

Эти этапы удобно проводить, так как уроки в 10-11 классах двухчасовые. С

учащимися эффективно применяю в работе «Маршрутный лист».

(Приложение 5).

Хорошо работает на уроках обобщающего повторения метод «Кубик Блума».

На гранях куба написаны слова: «Назови», «Почему?», «Объясни»,

«Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик (или учитель) бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на

которую выпадет кубик. Таким образом, повторяются знания как

репродуктивного, так и исследовательского характера. (Приложение 6.)

Технологию проблемно-диалогового обучения и взаимодействия,

основная цель которой - создание атмосферы психологического комфорта и

сотрудничества, реализую через применение следующих элементов:

• диалог между различными участниками учебного процесса организуется в

форме: взаимообмена приготовленными заданиям, взаимопередачей тем,

соотнесением своего мнения с мнением других;

• подготовка вопросов на предложенную тему в следующей форме:

Твои вопросы:

Учителю:

Ученикам:

Группе:

• работа с математической формулой. Учащимся необходимо выразить

каждый параметр из формулы через другие и представить свой результат;

• работа с математическим объектом. Предлагается объект и набор разных

слов. Необходимо выбрать те из них, которые характеризуют данный объект;

• карточки с заданием: «Продолжи фразу», «Объясни данную

математическую запись», «Закончи предложенную формулу»;

3

• работа с математическим определением. Учащиеся отвечают на вопросы:

«Какие знакомые термины вы встретили?», «Из какой темы данное

определение?», «Приведите пример, удовлетворяющий данному

определению». Эти элементы пошагово подводят к формированию нового

знания, к анализу суммы знаний, рефлексии, а также помогают включать

учащихся в активную учебную деятельность, развивают устную и

письменную речь, показывают правильную модель поведения в разных

социальных ролях.

Изменения в системе высшего образования требуют значительных

изменений и в системе работы в старших классах. Перед школой становится

актуальной проблема подготовки учащихся к продолжению обучения в

высшей школе. И здесь я вижу главное направление работы: дать учащимся

необходимые умения и навыки в плане организации собственной работы -

самостоятельной, с дополнительной литературой, навыками быстрой и

понятной записи лекций педагога, умение проявить волевые усилия,

выступать понятно и грамотно перед аудиторией. Для этого я включаю в

систему уроков элементы, так называемой, «вузовской технологии

обучения»:

• Типовой расчет по теме. Даются 15 задач по определенной теме,

уточняется срок выполнения. За это время консультация учителя

предлагается один раз.

• Допуск к контрольной работе. Учащимся нужно написать теоретический

минимум по предложенной теме: продолжи запись, выпиши определение,

запиши пример на применение данной формулы, заполни таблицу.

Положительный результат дает возможность перейти к контрольной работе.

• Серия уроков по интегральной технологии (вводное повторение, активная

лекция, тренинг опорных задач, модульные уроки). (Приложение 7)

• Контрольная работа, которая включает задания типового расчета и задания

вида «Эффект неожиданности" (необычная формулировка задания)

• Домашнее задание обязательно в виде типового расчета.

• Рефлексия

Для отслеживания результатов обучения использую рейтинговую систему

контроля, приближенную к вузовской системе. (Приложения 8).

Для формирования способности анализировать различную информацию с

позиций логики, практикую приемы технологии развития критического

мышления (кластер, «Корзина идей», синквейны, интеллектуальная

разминка, таблицы, пазлы, открытые и закрытые вопросы по теме.)

(Приложение 9).

В профессиональном стандарте педагога умение объективно оценивать,

используя разные формы и методы, отмечается как одна из главных

компетенций современного учителя. Для оценочной технологии, кроме

стандартных способов, разработан элемент – «Лицевой счет». (Приложение

10).

4

С помощью данного элемента отслеживается умение работать с заданиями

на разных уроках, отмечается последовательность и преемственность

учебных операций.

Кроме этого разработаны варианты алгоритмов оценивания разных видов

работ для взаимооценки и самооценки устных ответов учащихся,

выступлений на семинарах. (Приложение 11).

На этапе рефлексии (кроме обычных способов) использую составление

«Паспорта математического понятия» и способ «Открытый микрофон»,

которые помогают развивать речевую коммуникацию, четко и лаконично

изложить свою мысль, сделать вывод. (Приложение 12).

С целью предотвращения перегрузки учащихся не забываю «азбуку»

здоровьесбережения»: чистота, дизайн кабинета, физиологически грамотное

построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки и смена видов

деятельности. Для эмоциональной разрядки, а параллельно и для развития

интеллектуального фона класса, использую крылатые фразы, подбирая их

соответственно возрасту учащихся и этапа урока. (Приложение 13).

Для увеличения плотности и эффективности урока, скорости обратной связи

«ученик-учитель» использую ИКТ (презентации, Интернет-сервисы), чаще

всего- документ-камеру.

Применяя ИКТ, никогда не забываю: они должны быть вместе с учителем, а

не вместо него!

Для активного взаимодействия учащихся вместе с педагогом дает хороший

результат «Кейс- технология», которая помогает развивать умение работать

в команде, слушать и слышать собеседника, делать выводы, отстаивать свое

мнение. В своей практике я использую обучающие и исследовательские

кейсы печатного вида в сочетании с мини – проектами. Использую «Метод

разбора корреспонденции». (Приложение14).

Использование современных технологий и методов активного обучения на

уроках математики в условиях реализации федеральных государственных

образовательных стандартов среднего общего образования позволяет

повысить мотивацию обучающихся, добиваться запланированных

результатов педагогической деятельности, а именно: качественного усвоения

знаний, развития творческих и исследовательских способностей, повышения

уверенности обучающихся в собственных силах, развития у учащихся

коммуникабельности, умения слушать и слышать, грамотно и доказательно

излагать свои мысли, воспитания интереса к математике как к науке,

побуждения к самостоятельному поиску знаний. Все это необходимо

будущему студенту и далее специалисту в своей области.

Во время работы стараюсь пользоваться следующими постулатами:

• современный урок могут отличать любые черты, но главное, чтобы

учитель и ученики приходили на него с большим желанием работать;

• при проведении уроков соблюдать разумный баланс между

«увлекательными элементами» и кропотливым трудом;

5

Формирование креативности, мотивации,

самостоятельности, коммуникативности.

ЕГЭ

• каждый ребенок в классе должен иметь свой положительный статус. Важно

заметить и отметить даже маленький успех ученика.

Примером в педагогической работе для меня являются слова И.Г.

Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут

открывать это новое сами. Моя главная задача помочь им раскрыться и

развить собственные идеи».

Итогом любой работы (а значит и по самообразованию учителя) является ее

результат. В педагогической деятельности результативность необходимо

отслеживать для различных сторон образовательного процесса. Результат

работы по данной теме рассматриваю со следующих позиций:

Я поделилась опытом того, что я узнала и проверила на практике и как

предостеречь других учителей от ошибок. Останавливаться на достигнутом

не в моих правилах, ибо педагогическое кредо моей профессиональной

деятельности: «Искать и пробовать, творить и развиваться!»

Приложения.

6

Современные образовательные

технологии

Улучшение качества

знаний .

Профессия

ВУЗ

Приложение 1.

Этапы

Направления

(для каждого этапа)

Формы

Диагностический

Профессиональное

Психолого- педагогическое

Методическое

Информационно- коммуникативное

Прогностический

Практический

Внедренческий

Приложение 2.

Приложение 3.

7

2. Почему мне

это важно?

(значимость)

1.Что я хочу?

(Цель)

3. Как я могу

этого достичь?

(шаги)

4. Как я пойму,

что достиг

желаемого?

(критерии)

Приложение4.

8

Приложение 5.

Маршрутный лист (11 класс)

Ф.И.

_________________________________________________________________

Мои задачи

___________________________________________________________

1.

Азбука уравнений и неравенств (заполни таблицу).

Узнал

Вид

Прием решения

2.

Работа в группах.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

____________

3.

Самостоятельная работа. Вариант ______________

Ответы: 1. 2. 3. 4.

4.

«Взгляд назад». Я по этой теме:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

____________

Приложение 6.

10 класс. Тема урока: «Решение логарифмических и показательных

уравнений» (обобщающее повторение). Учащимся заранее сообщается тема,

они повторяют, находят примеры уравнений из различных источников, по 2

уравнения решают (д/з), для одного уравнения находят разные способы

решения. В классе ученики выбрасывают кубик, с каким словом выпадает

грань, отвечают своими заданиями. Например: грань-«объясни» - ученик

выходит к доске и объясняет решение может воспользоваться документ-

камерой или приготовленной презентацией выступления). Если выпала

грань «предложи»- ученик показывает разные способы решения одного и

того же уравнения (заранее приготовленного дома). Грань «назови»- ученик

называет способы решения показательных и логарифмических уравнений.

9

Приложение 7.

1). Активная лекция по теме: «Интеграл» оформляется в виде таблицы.

Основные мысли

и факты

Собственные

мысли

Вопрос по

лекции

Справочный

материал

Показываю условные знаки, которые можно применить для быстрой записи

за речью учителя, оформляю с учащимися глоссарий темы, иногда предлагаю

текст моей лекции каждому ученику и вывожу ее на экран. По мере рассказа

учителя ученики в своих записях делают пометки - что понятно (знак +),

непонятно (знак ?), самое важное (знак !). Полученный промаркированный

текст вклеивается в тетрадь. Ученики дома работают с лекцией, находят

дополнительные сведения и ответы на непонятные моменты в разных

источниках. На следующем уроке учитель отвечает на вопросы учеников.

2). Модульный урок по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства»

11 класс. Углубление темы через элементы дифференциации: учащиеся по

результатам типового расчета разбиваются на группы. Первая группа-

«эксперты – профессионалы»- (высокий уровень знаний по теме, им дается

задание № 15 с ЕГЭ). Группа «интенсивного развития»- им даются «квадраты

сомнений» и выбор заданий. Группа «ООС»- (обратная оперативная связь) те

учащиеся, кому нужна индивидуализированная доза помощи.

Приложение 8.

Рейтинговая система контроля по теме «Тригонометрические уравнения и

неравенства».

Вместе с учащимися оговариваем пункты «Договора» (модули) по которым

осуществляется проверка: 1. Простейшие уравнения (10 уравнений- по 1

баллу за уравнение). 2. Частные случаи (8 уравнений по 1 баллу). 3. Введение

новой переменной (4 уравнения по 2 балла за уравнение). 4. Сложные случаи

(№13 из ЕГЭ 2 уравнения по 3 балла за каждое). 5. Тригонометрические

неравенства (2 простых по 1 баллу и2 сложных по 2 балла).

У каждого ученика определяется : сумма баллов за каждый модуль, общая

сумма баллов и рейтинг работы (в %).

Нормы оценивания: 85-100%-«5», 65-84%- «4», 29-64%-«3».

Ученик может повысить рейтинг (работа в качестве консультанта – 3 балла,

составление по теме с/р с решением -5 баллов.

Можно получить штрафные баллы (неаккуратность оформления –минус 5

баллов, несвоевременная сдача работы – минус 2 балла).

Льготы (если за работу «5», то освобождается от допуска к контрольной

работе).

10

Приложение 9.

1. Тема «Тригонометрические функции» 10 класс.

Заполнение сводной таблицы помогает проанализировать свойства всех

тригонометрических функций.

y=sin x

y=cos x

Свойства

y=tg x

y=ctg x

Область определения

Область значений

Четность, нечетность

Периодичность

Монотонность

Наибольшее, наименьшее

значения

2. Заполнить таблицу при изучении темы «Вычисление производных».

(11 класс).

Надо знать

Знаю

Хочу узнать

Заполнение таблицы помогает каждому ученику определить уровень знаний

по теме «Производная».

3. Применение метода «Теорема- пазл» (Урок стереометрии10 класс. Тема-

«Теорема о трех перпендикулярах». Задание – собрать теорему из четырех

фрагментов: формулировка теоремы, чертеж к теореме, что дано, что

требуется доказать, доказательство).

4. Применение метода «Определение –пазл» (повторительно- обобщающий

урок по теме «Планиметрия» 11 класс). Задание: «Составить логическую

цепочку по теме «Треугольники» (ученикам предлагаются слова и

словосочетания из геометрии 7-9, связанные темой «Треугольник»-

определения, теоремы, свойства). Ученики составляют предложения из

теории по данному вопросу.

5. Составить 3 открытых вопроса по теме «Функция и ее свойства» -10

класс. Предложить ответить одноклассникам на вопросы и попросить

сделать их закрытыми вопросами.

6. Тема: «Предмет стереометрии» 10 класс.

Класс делим на группы (например 3 колонки). Каждая колонка вытягивает

ключевое слово. «Треугольники», «Четырехугольники», «Окружность и

11

круг». Учащиеся пишут по каждой теме опорные слова, термины, теоремы.

Затем оформляют на доске данные из своих тетрадей. В итоге перед

учащимися появляется обзор по 3 темам. Это и есть кластер.

Приложение 10.

«Лицевой счет» ФИ ученика________________________________

Тема урока __________________________________________

Виды урока

Д/з

С/р

Теория

Блиц-опрос

Итог

Повторение

Изучение

нового

Приложение 11.

Алгоритм оценивания работ учащихся. (Разработанный совместно с

учениками). Можно применять для самооценки и взаимооценки):

1) в чем заключалось задание?

2) удалось ли получить конкретный ответ на вопрос задания?

3) правильно ли выполнено задание? (варианты ответов: правильно,

с одной ошибкой,

с двумя ошибками).

4) как выполнено задание? (самостоятельно

с помощью,

необходимы существенные дополнения).

5) ваша отметка за работу.

Приложение 12.

1. Составьте паспорт математического понятия «Интеграл» (11 класс) по

схеме:

1. Имя (можно применять различные названия- синонимы).

2. Математическая запись.

3. Формула.

4. Особые свойства,

5. Правила вычисления.

6. Дополнительные сведения (из различных источников, кроме учебника).

2. 10 класс. Тема «Тригонометрические формулы двойного и половинного

углов».

12

Рефлексия в форме: «Открытый микрофон». Случайная выборка

предложенных вопросов: «Самая спорная мысль урока?». «Что бы вы

изменили в уроке?», «Самая важная формула для вас на уроке?», «Ваши

предложения учителю по плану урока?», «Вам повезло- у вас ответ «Три-два-

один» (скажите три вещи, о которых вы узнали на уроке, две вещи- хотите

узнать дополнительно, одна – вызвала трудности).

Приложение 13.

Крылатые фразы и афоризмы из проведенных уроков:

1. «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями.

Однако уравнения важнее, ибо политика существует до определенного

момента, а уравнения будут существовать вечно» (Альберт Эйнштейн) Тема:

«Уравнения», 11 класс.

2. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (О. Бальзак). Можно

применить к различным урокам.

3. «Сегодня на уроке – знание, мысль, воображение» (к урокам открытия

знаний).

4. «Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые» (обзорные уроки

по повторению – 11 класс).

5. «Уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть

озарение» (тригонометрические уравнения 10 класс).

6. «Чувства могут обмануть, разум - нет» (отчет по недельным заданиям).

7. «Мы не рабы Интернета, он – наш помощник» (уроки по презентациям

учащихся).

8. «Теория – полководец, практика – солдаты» (Л.Д.Винчи), «Практика-

критерий истины». Применяется на уроках решения опорных задач.

9. «Смотреть- не значит видеть» (Уроки – тренинги).

Приложение 14.

Урок по «Кейс- технологии» по теме «Системы уравнений». (Урок открытых

мыслей 11 класс). Эпиграф («Что мы знаем, что мы помним из прошедших

школьных лет»).

На доске системы уравнений из задач по химии и математики. Задача урока:

найти способы решения данных систем. Каждая сформированная группа (их

3) получает кейс, в котором находятся материалы, связанные с системами:

тексты из разных источников, набор заданий с ЕГЭ, опорные схемы. Группа

методом случайной выборки получает задание: метод сложения, метод

подстановки, метод введения новых переменных для решения систем.

Группа создает продукт в виде таблицы или блок- схемы, или опорного

конспекта и афиширует его перед классом. Затем проводится контрольный

опрос по данной теме.

13



В раздел образования