Напоминание

Прием формирования каллиграфических навыков у детей ОВЗ


Автор: Зинаида Семеновна Степанова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16 им. Черных С.Г.
Населённый пункт: город Якутск РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Прием формирования каллиграфических навыков у детей ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Приемы формирования каллиграфических навыков у детей с ОВЗ

Степанова Зинаида Семеновна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №16

( из опыта работы)

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а

процесс его формирования длительный и многоэтапный.

В данное время

проблема подготовки руки к письму является актуальной так как техника

письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также

хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Многие

дети с ОВЗ, до поступления в школу не посещали детский сад. При

поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития,

мелкой моторики. Поэтому очень сложно научить писать чисто, аккуратно,

каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в

обучении. Проблема актуальна потому что небрежное письмо ведёт к

орфографической неграмотности.

Дамир поступил в 1 класс в возрасте 8 лет. Ранее не посещал детский сад. С 1

сентября 2022 г., обучается на дому по адаптированной программе для детей с

нарушением опорно-двигательной системы: ДЦП и задержкой психического

развития. Дамир воспитывается в полной семье, является первым ребенком.

Ребенок в семье желанный, любим всеми членами семьи. Дамиру уделяется

очень много внимания со стороны родителей. Из-за плохого развития моторики

рук, Дамир с трудом прописывает буквы, тяжело запоминает их написание.

Написание многих букв сильно отличается от образца. Обучение письму идет

очень медленно. Однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме

(наглядность, конструкторы, дидактические игры).

Изучая различные методики, пособия по обучению навыков письма, я взяла за

основу те методики которые подходят Дамиру

- развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления

моторики пальцев)

- развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода)

- закрепление знаний, умений, навыков.

Развитие мускульной памяти

Цель: Развивать силу и ловкость рук, чувствительность ладоней,

координацию движений.

Для этой цели используем специальные массажные шарики с шипами (продают в

аптеках).Данный метод обладает высокой эффективностью, безопасностью и

простотой.

1) Прокатывая шарики между ладонями, сжимая шарики в кулачках, Дамир

повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2) Бумагу делим на 2 части. Дальше задача смять листочек, а потом нужно

максимально быстро выпрямить листочки. Держим руки на весу.

3) Упражнения для мышц запястья:

- Вращательные движения с поворотом кисти.

-Поворачивать ручки двери

-Ловить мяч

-Открывать замок ключом

Развитие тактильной памяти

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, пространственного восприятия и

воображения.

Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного

ощупывания букв из негрубой бумаги, причём рука движется слева направо, как

это происходит при письме.

1)Я использовала шершавый алфавит (по Монтессори).

Шершавый алфавит основан на тактильном восприятии предметов. Проводя

пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные

ощущения, которые откладываются в памяти.

Выполняются буквы из декоративной веревки, из гофрированного картона,

бархатной бумаги. Дамир ощупывая букву, проговаривает себе весь путь

пальчика. Учу Дамира внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и

отмечать сходство и различие.

2) Я заметила, что при написании заглавных букв с одинаковыми элементами

Л , М, И , Ш Дамир испытывает трудность поэтому вырезала буквы из разного

материала.

Букву И из декоративной Букву Ш из гофрированной. Букву Л из бархатной

веревки бумаги бумаги

Закрепление знаний, умений, навыков

Отрабатываю наиболее сложные для Дамира формы букв, которые труднее всего

даются. Ведя пальцем по шероховатой поверхности Дамир медленно обводит

букву точно так, как она пишется . Потом буквы (строчные и заглавные) мы

распечатали на листе А4. Поместили шаблон прозрачный файл. Далее с помощью

маркера на водной основе аккуратно обводим буквы. Затем как закрепление

пишем буквы на доске.

Развитие графомоторных навыков

Цели:

1.

Научить ребенка проводить непрерывную линию.

2.

Развивать внимание.

3.

Тренировать координацию

Вот такие обводилки направлены на развитие графомоторных навыков, плавности,

точности, скоординированности движений рук ( развитие крупной и мелкой

моторики).

«Кулак, ребро, ладонь»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание,

улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное

взаимодействие.

В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у Дамира

появилась мотивация, самооценка и наблюдается динамика в развитии

графомоторных навыков. Дамир с интересом занимается

на уроках, работает

активно. Возникающие трудности пытается преодолеть либо с помощью учителя,

либо самостоятельно.

Литература.

1.Потапова Е.Н. Радость познания – М.: Просвещение, 1999 г.

2.Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования

графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. П. Буцикина. – М. :

Логопед, 2005. – №3.- С. 84-94.

3. М.Монессори. Упражнения с Монтессори-материалом. Глава 5. Упражнения с

шершавыми буквами.

4.

И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

школьников. Москва, цетр «Владос», 1997г.



В раздел образования