Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: село Месягутово
Наименование материала: Консультация
Тема: «Воспитание детей с особенностями в поведении: гиперактивные, агрессивные, тревожные дети»
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Воспитание детей с особенностями в поведении:
гиперактивные, агрессивные, тревожные дети»
Цель: ознакомить родителей с поведенческими проблемами детей (гиперактивность, агрессивность,
тревожность); способами реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать
чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.
Гиперактивные дети
В каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно довольно долго сидеть на
одном месте молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе
воспитателя,
потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны,
безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников.
По данным специалистов, более 30% детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в
нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Такому ребенку
необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная
личность.
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы
помочь гиперактивному ребенку?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную
активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что
гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не
определяется диагностическими тестами. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в
раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к
конфликтам в семье, в детском саду и школе.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим
увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на
более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного
результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о
себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия
неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим,
ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки,
которые являются диагностическими симптомами
гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях,
во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6.При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным
поведением или недостаточностью понимания).
7.С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или
во время игр.
8.Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13.Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или
острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если присутствуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Все
эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
• чрезмерная двигательная активность;
• импульсивность;
• отвлекаемость-невнимательность.
Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются
недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению
интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных
характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания
занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди
мальчиков - 22%, среди девочек - около 10%.
Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к
различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно,
свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень
функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных
высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с
детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик
в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Гиперактивные дети испытывают определенные проблемы при обучении в детском саду.. Эти дети
на занятии постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и,
тем более, выполнить его до конца. Педагога они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны
педагогам в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А т. к. современный детский сад
представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно
говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к paботе с гиперактивными детьми.
Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все
более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов.
Так, гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении.
Проблема
двигательной активности детей на занятиях в детском саду решается за счет частой смены форм
деятельности детей, позы, проведения физкультминуток.
Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и
нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка уста-
новившейся схеме: вопрос педагога - ответ ребенка. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока
педагог разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит
с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема
требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские,
психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести
разграничительную черту между ними.
Первоначальная
постановка
врачом-невропатологом
или
врачом-психиатром
диагноза
и
медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет
комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении
негативных проявлений данного синдрома.
Очень важную роль играет коррекция в семье. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт
гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым
несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить взаимоотношения
его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая
ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
•
с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
•
с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с
излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более
глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются
коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не
сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким
взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и
возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный
вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В
последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так
называемых минимальных мозговых дисфункций, т. е. врожденного неравномерного развития отдельных
мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических
поражений головного мозга
вызванных патологией беременности, осложнениями при родах,
употреблением алкоголя, курением родителей и т. д. Однако в настоящее время проявления
гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с
патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы
детей в силу неудовлетворительного
воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности
как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
Агрессивные дети
Детская агрессивность, что это такое, как она проявляется?
Детская агрессивность — это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.
Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит,
дерется, кусается, пинается, отбирает
игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвет книжки и т.д.
Что означает такое поведение, откуда оно берется?
Детская агрессивность — одна из значимых тем педагогики. Детская агрессивность — это абсолютно
нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил,
установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши
запреты и предписания. Одни — спокойно, другие же — реагируют таким поведением, которое мы
воспринимаем как агрессивное.
Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например,
Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот — это были в большей степени
униженные и подавленные дети. Унижение — вот семя, из которого в будущем произрастает
преступность. Униженная до основания личность спасает свое равновесие, лишь унижая других. Каждому
человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют ее по-разному. Одни —
чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие — чтобы уничтожать или
разрушать, их энергия деструктивная.
В какой степени агрессивность нормальна для дошкольника?
В определенный период детства (2—4 года) детям свойственна агрессивность, так как детская
жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся
травмирующими для ребенка.
Так, уже в раннем возрасте ребенку присуща агрессивность. Своим плачем младенец выражает
злость и возмущение и требует удовлетворения собственных физиологических потребностей.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-
девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно.
До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не
обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое
воспринимается как агрессивное или асоциальное. В действительности это является отчаянной попыткой
удовлетворить потребности,
восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто
ребенок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, так он борется за
выживание в окружающем мире.
Агрессия может возникать:
1. Как крайняя мера, когда у ребенка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как
выход переполнявшей ребенка энергии (ребенку надо бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик,
при его отсутствии — своего соседа).
1. Как "наученное" поведение, когда ребенок ведет себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой
мультфильма и т.д.).
2. Агрессивность и конфликтность как следствие эгоистичности ребенка, который привык к вниманию дома и
требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия — конфликты, ссоры, драки.
Главное — быть в центре внимания.
3. Агрессия — как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.
Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым.
Оборона у маленького агрессора
заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому задире трудно подружиться с другими
детьми — они стараются держаться от него подальше, избегают его.
5.
Агрессия — в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворенность ребенка. Если
ребенок "заброшен", то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве,
издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.
В такой ситуации необходимо обследование ребенка и помощь специалиста.
В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, так как мы отвечаем за
безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста. Если кусается двухлетний ребенок, это
одно, а если шестилетний, то это довольно тревожный сигнал. Тревожно не то, что ребенок зол и раздра-
жен, а то, каким именно способом он выражает свою злость, т.е. способом, присущим двухлетним детям.
Значит, следует различать реакцию на переживания и соответствие формы этой реакции определенному
возрасту.
Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.
Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них
протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках, ведь мы не
хотим видеть абсолютно покорного ребенка.
Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что-то требуют или запрещают.
Проявление агрессивных влечений у детей — вполне нормальное явление.
Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте
запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой-нибудь
компромисс.
Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя "разруливать" никакие
конфликтные ситуации с детьми.
Различаются три вида агрессии:
Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
■ Словесная (вербальная) агрессия.
■ Косвенная агрессия.
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ проявляется у детей достаточно часто и немедленно
привлекает к себе внимание взрослых. Ребенок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как
резаный, хнычет, выпрашивает утешение. "Обидчик" имеет возможность немного приврать. То и
другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать
разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить
"обиженного", обнять его, погладить по голове и сказать: "Не огорчайся, он не хотел сделать тебе
больно". С
"обидчиком"
разговаривать надо не столько в
"ругательном" ключе,
сколько
конструктивно: есть проблема, ее нужно решить. Ребенку надо установить правило: "Бить нельзя.
Если злишься, хочешь ударить, — отойди в сторону. Можешь об этом рассказать взрослому", т.е мы
должны учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обяза-
тельно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удается разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.
Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?
Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают
детей к новой агрессии, а реплики "Иди и дай сдачу" ребенок воспринимает, как руководство к
действию — иди и бей. Однако, если ребенок постоянно ссорится со сверстниками, необходимо
вместе с психологом изучить причины такого чрезмерно агрессивного поведения и выработать
определенную тактику поведения с дошкольником.
СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) АГРЕССИВНОСТЬ - это выражение негативных чувств не только
через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия,
ругань).
Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова, выкрикивают
оскорбления, дразнят товарищей или ругаются. Однако это не повод для беспокойства.
Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут.
Некоторые родители и сами учат ребенка определенным выражениям. Отдельные слова ребенок
усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим
поводом для ребенка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, они открывают для
себя новое оружие агрессии.
Бывает и так, что ребенок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступать в
этом случае?
Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.
Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо
сделать выговор ребенку, если он знает, что это бранное слово: резкое неодобрительное "Довольно"
действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к
сквернослову и не обеспечивать ему внимание аудитории.
Дети, как и мы с Вами, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому хорошо предлагать им слова,
альтернативные брани, которые можно произносить с чувством в приступе гнева. Например, "елки-
палки" или какие-то дразнилки.
Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и
принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребенка, который оскорбляет
людей. Порой надо твердо сказать: "Ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится".
Часто за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым.
Раннее стремление к бранным словам может говорить и о более серьезных психологических
проблемах маленького человека, который за все свои несчастья "мстит" злословием и ложью.
Наша задача сделать так, чтобы у детей не возникало желание ругаться. Оградить от бранных слов мы не
можем, а вот повлиять на них — наша задача.
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - это такая агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо —
это злобные сплетни, шутки; а также агрессия, проявляющаяся в крике, топанье ногами, битье кулаками по
столу и т.д.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом "перенесения". Например, мать не дает ребенку
конфету, он тут же отшвыривает игрушку, на которую "переносит" свой гнев и агрессию. При этом следует
помнить, что потом дети долго страдают от своего поступка. У них рождается чувство вины, а также боязнь
утратить любовь и заботу родителей. Что в свою очередь может развивать агрессивность. Возникает порочный
круг, и агрессивность ребенка направляется на другие объекты.
Что может сделать взрослый, чтобы облегчить агрессивные переживания ребенка? (Высказывания
родителей)
Следует помнить, что в агрессивном состоянии человек страдает и переживает, поэтому можно
перенести гнев на какой-либо предмет, которому не причинишь ущерба (Ребенок ударился о стол —
виноват стол.). Психологи советуют использовать боксерскую грушу — тогда ярость быстро улетучивается.
Необходимо помнить и о ритуале примирения, который приносит очищение.
Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинять боли, не должно унижать
ребенка.
Профилактика агрессивности.
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод —
беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные
слова и одерживает над ними власть. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.
"Как ты себя сегодня чувствуешь?' — вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок
испытывает тревогу, проговаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии.
Давать чувствам название — своего рода часть "психотерапевтической" работы. Снимать агрессивную
энергию можно с помощью прорисовки картины гнева, впоследствии ее уничтожая, тем самым снимая часть
конфликтов, которые могли бы возникнуть в дальнейшем.
Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя
агрессивные чувства.
Принимать большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным.
Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем
останется эгоизма.
Тревожные дети
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это
состояние сопутствует человеку в любом виде
деятельности. Когда же человек боится чего-то
конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх
замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки
ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх
неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских
работников). В 3—5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.
В 5—7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о
ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить
о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из ос-
новных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают,
что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может
быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями,
либо родителями и школой
(детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого еамочувствия, а
учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2.Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно
повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем,
что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
3.Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое
отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошкольном и младшем
школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше
волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят
насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама
или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики,
скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с Доброжелательными
отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы,
уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель
выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не
удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть,
именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему
спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку,
постоянные сравнения его с другими детьми.
Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг,
робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что, он
ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже
труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные
дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их
отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия.
Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые
игры, приступать к новым видам деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень
самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что
они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех
делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения,
головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления
тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Критерии определения тревожности у ребенка
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов.
Средняя — 7—14 баллов.
Низкая — 1—6 баллов.
В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в
возрасте двух-трех лет наличие этой черты до
пустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной
группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей,
на это следует обратить особое внимание.
КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно
проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за
незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть
искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за
что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их.
Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова
соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не
может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду
можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.
Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто
ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы
каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а
потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать,
что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им
казалось, только для них.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как
знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация
«боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фи-
гуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть
чего-то страшного, чего боится ребенок).
Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого,
помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий.
Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-
разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять
напряжение в реальной жизни.
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень
полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто
растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными
помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу.
Профилактика тревожности
(Рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя
говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы
разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если
ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите
поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок
по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы
отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявляется
все его многочисленные таланты.
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
1.
В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в
каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить
уверенность ребенка в собственных силах.
2.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3.
Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка.)
4.
Давайте ребенку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его
завершить.
5.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6.
Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например,
работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
7.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних
заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и
т.д. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
9.
Во время игр ограничивай ребёнка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных
приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
11.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная
физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика,
плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и
неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Приложение
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в
своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не
стройте при нем планов мести.
3. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и
почему возникла ссора или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
4. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную
минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
5. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на
расширение поведенческого репертуара:
■ "Воздушный шарик". — Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости
все больше, ты уже весь ею заполнен — вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще
немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно
выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
■ "Брыкание". — Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
■ Прыгать, как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
■ Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
■ Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха...
■ Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил...
Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко,
пчелка над цветами...
Приложение
Шпаргалка для взрослых по воспитанию тревожных детей.
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5.
Чаще обращайтесь к ребенку пo имени.
6.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его