Автор: Индралиева Юлианна Тахировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск Наименование материала: Программа Тема: "Мы - вместе" Раздел: начальное образование
Семья и школа - это берег и море.
На берегу, ребёнок делает первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л.А.Кассиль
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную
роль
семьи
в
решении
задач
воспитания
и
обучения
ребенка.
Права
и
обязаннос ти
родителей определены в статьях 38-й и 43-й Конституции РФ, в Семейном кодексе (глава
12), в законе «Об образовании) (ст. 18, 19, 52)
Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее
помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире
школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению,
широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи
и школы становится все более актуальным и востребованным.
В
различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем
обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная
семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия
направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в
семьях,
на
повышение
педагогической
культуры
родителей,
совершенствование
воспитательного потенциала семьи.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является
работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития
детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на
разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются
родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно,
что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые
надо решать незамедлительно.
Учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете,
получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не
изучается, поэтому в школах найти классного руководителя - профессионала гораздо
сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы
обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится
слышать от родителей: «Снова родительское собрание - потеря времени», «Чего я там не
слышала» и многое другое.
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ
на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы
школа стала для них вторым домом.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка,
увидеть
его
в
разных
ситуациях
и
таким
образом
помочь
взрослым
в
понимании
индивидуальных
особенностей
детей,
развитии
их
способностей,
формировании
ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в
поведении.
Однако
практика
показывает,
что
некоторые
родители
не
имеют
специальных
знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед
ними
стоит
задача
совместно
найти
наиболее
эффективные
способы
решения
этой
проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель:
Создание
максимально
комфортных
условий,
направленных
на
воспитание
и
развитие личности ребёнка, для взаимодействия детей и родителей, развитие и
укрепление
партнерских
отношений
между
ними,
повышение
педагогической
культуры родителей.
Основные задачи:
Создание условий взаимного доверия и принятия между педагогами и родителями;
Осуществление
социальной,
правовой,
психолого-педагогической
поддержки
семьи;
Оказание
помощи
родителям
в
развитии
у
детей
социального
опыта,
коммуникативных навыков и умений;
Расширение родительских представлений о своем ребенке;
Выявление
и
использование
в
практической
деятельности
позитивного
опыта
семейного воспитания.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
родительское собрание;
творческие мастерские и игровые тренинги, творческие группы родителей класса,
презентация опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
трудовая деятельность: оформление кабинетов, выставка семейных поделок и т.д.;
досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы,
игровые программы и т.д.).
Принципы в работе:
управление
с
самого
начала
должно
предусматривать
участие
всех
членов
коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со
взрослыми.
внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации
совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
утверждение здорового образа жизни;
активизация
педагогического,
культурного,
образовательного
потенциала
родителей;
создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по
формированию
у
подрастающего
поколения
ценностей,
ориентированных
на
всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
наблюдение и анализ межличностных отношений;
контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
отзывы детей, родителей.
Темы бесед с родителями:
«Адаптация ребёнка к новым условиям. Поддержка ребёнка в период адаптации».
«Что делать, если ребёнок плохо себя ведет? «Трудный ребёнок» «Поощрения и
наказания».
«Негативные эмоции: как с ними справиться?»
«Азбука общения». Основы коммуникативной культуры».
«Игра и развитие ребёнка».
«Развиваем память и внимание ребёнка».
«Развиваем речь ребёнка».
«Как помочь ребёнку полюбить Книгу».
Темы родительских собраний в начальной школе:
«Первые шаги в школе. Особенности периода адаптации».
«Возрастные особенности первоклассников».
«Эмоциональное благополучие ребёнка».
«Наш класс!». Родители – помощники учителя в развитии детского коллектива».
«Режим дня в жизни школьника».
«Переход в среднюю школу без стресса».
Список литературы
Ануфриев А. В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось -
89, 1999.
Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М.,2001.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось - 89, 2002.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.
Иванов С.А. Помоги себе сам. М., 2001.
Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск. 2002.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось - 89,2001.
Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1996.
Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
Филимонова Н.И. Через занимательное - к развитию личности.