Напоминание

Применение инновационных технологий на уроках эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей


Автор: Алексеева Екатерина Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: город Находка, Приморский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Применение инновационных технологий на уроках эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования ДМШ №1 НГО

Применение инновационных технологий

на уроках эстрадного вокала в условиях

дополнительного образования детей

Преподаватель сольного пения,

Алексеева Екатерина Владимировна

Применение инновационных технологий на уроках

эстрадного вокала в условиях дополнительного

образования детей.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые

критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему

универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на

рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей

творчески

подходить

к

решению

проблем;

быть

зрелой

личностью,

способной

критически

оценивать

окружающую

действительность

и

поступающую извне информацию.

Проблема качества образования затрагивает содержание и музыкального

образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми

процедурами, а также затрагивает музыкально – педагогический процесс,

обеспечивающий

ребёнку

прохождение оптимального

пути овладения

знаниями.

Музыкальное образование нуждается в переоценке целей, методов, форм

обучения и воспитания.Очевидна актуальность поиска инновационных

технологий в области музыкального образования, обеспечивающих развитие

целостной

личности

каждого

ребёнка

и

качество

его

музыкального

образования.

Инновационный прпоцесс заключается в формировании и развитии

содержания и организации нового. В целом, под инновационным прцессом

понимается комплексная деятельность по созданию ( рождению, разработке),

освоению, использованию и распространению новшеств.

В инновациях нуждаются все области музыкальных направлений, в том

числе и одно из самых современных и «молодых» видов музыкального

искусства – эстрадный вокал.

Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос-

инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к

активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального

искусства.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у

детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной

из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей

профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих

способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её

форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде

и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства

среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому

кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», «

Детский Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», «

Детское Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по

мнению специалистов в этом направлении, стало очевидным, что начинать

заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.

Популяризация детского эстрадного вокала и достижение таких высоких

результатов

стало

возможным

благодаря

применению

различных

инновационных технологий в области эстрадного вокала.

Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры

детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры

дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств.

С возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом

возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся,

острая необходимость в разработке программ и методик по эстрадному

направлению.

И

это

неслучайно,

т.к.

эстрадное

пение

развивает

художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный

кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.

Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось

от

слияния

народного

и

академического

пения.

Несмотря

на

существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение

базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового

аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения:

близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре,

отсутствие

выраженного

прикрытия

«верхов».

Для

обучения

физиологическим принципам в работе голосового аппарата включены

упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:

- дыхательной гимнастики индийских йогов,

- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,

- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.

-методики педагога – вокалиста Украины- Ирины Цукановой.

Перечисленные методики, применяемые на занятиях по эстрадному вокалу,

являются инновационными, т.к. позволяют по-новому приобретать и

развивать навыки эстрадного исполнительства.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее

важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как

некий

технологический

процесс

художественного

пения.

Любой

исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть

определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой

технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека

происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение

нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса,

причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и

других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека

приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется

самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный,

узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим

образом. Надо отметить, что правильная постановка голоса является очень

значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека.

Как принято считать, при правильной постановке даже небольшой голос

может звучать сильно.

Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание,

что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов

человека.

Поэтому

занятия

пением,

даже

на

любительском

уровне,

оздоравливают наш организм. Что касается профессионального пения, то это,

прежде

всего,

тяжелый

и

упорный

труд,

сравнимый

с

работой

профессионального спортсмена.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и

развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при

желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в

практически любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок.

Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил

природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром голоса

и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту категорию?

Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и усиленно

заниматься. Существует множество упражнений, которые укрепят певческое

дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, развивают музыкальный слух,

силу голоса и т.д.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в

отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма.

Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека

разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый

человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому,

главным принципом вокалиста должен быть девиз “найди свой голос”.

Эстрадное

пение,

несмотря

на

существенные

различия

с

академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в

работе голосового аппарата

Стоит отметить, что настоящей инновацией является обучение не

только

правильному и красивому исполнению произведений в данном

жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим

движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших

составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать

правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из

неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент

выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к

сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром,

герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим

моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские

задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни,

слиться с этим образом и только после этого считать произведение

выученным, готовым к показу.

Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо

изучать, т.е. «снимать» чужие «фишки» и нюансы. Но, делать это надо

адаптировано под свой голос. Это очень важно, т.к. в эстрадном пении

ценится именно индивидуальность, открытие новых музыкальных «ниш»,

способность воздействовать на слушателя своей «энергетикой», легко

узнаваемой манерой исполнения. Вокальная педагогика учитывает, что

каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая

свойственными

только

ей

психическими,

вокальными

и

прочими

особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и

творческого подхода к методам их развития.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в

отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма.

Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека

разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый

человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому,

главным принципом вокалиста должен быть девиз “найди свой голос”.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть

главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных

исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основе разработки инновационных технологий:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

подхода.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся

является учебный и концертный репертуар, который строится на основе

следующих принципов:

- постепенного усложнения, направленного на решение педагогических,

технических и художественных задач;

-

отбором

высокохудожественных

произведений

отечественной

и

зарубежной классики;

- произведений местных, национальных композиторов;

- разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и

форм;

- учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Одним из основных принципов инновационных технологий является

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ.

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением

собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо

индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо

индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные

певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая

«звучит» только в их исполнении.

Ещё

одним

важным

принципом

является

ПРИНЦИП

ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Голосовые

связки

являются

частью

человеческого

организма.

Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно

натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши

связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос

служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее

простого

звукоизвлечения.

Оно

рисует

нам

образы,

отображает

эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не

только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти

образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.

Поэтому

следующим

важным

принципом

является

ПРИНЦИП

ЕДИНСТВА

ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.

Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится

между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от

академического и народного целями и задачами исполнения.

Академические

и

народные

певцы

поют

в

рамках

«канона,

определённых музыкальных правил и законов». Отклоняться от них не

принято. Задача эстрадного исполнителя-поиск своей оригинальной манеры,

характерной, узнаваемой.

Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения

текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт

длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь.

Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой

звукообразования является важнейшей задачей.

Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе

является ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ». Это значит научиться

произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой

позиции (низком, среднем, высоком).

Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

Далее будут изложены различные приёмы и упражнения, которые

ПОЗВОЛЯТ

ПОДГОТОВИТЬ

ГОЛОС

К

ИСПОЛНЕНИЮ

МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, которые будут полезны и применимы

в работе не только со взрослыми, но и с детьми разного возраста и

подростками,

а

также

помогут

развить

все

необходимые

качества

исполнения.

В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому

сегодня существует большое количество вокальных студий, школ и клубов.

Определиться и выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно

трудно. Примечательно, что когда человек поет, он слышит себя не так, как

слышат его окружающие люди, поэтому даже опытный вокалист не всегда

может самостоятельно изучить и исправить свои ошибки. Для этого так

важно участие профессионального педагога, который подскажет в нужный

момент и укажет на ошибки. Огромное значение, конечно, имеет опыт и

профессионализм преподавателя по вокалу. Дело в том, что неправильные

занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к

заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует

только под руководством опытного педагога. Также стоит сказать о том, что

обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться

петь за несколько уроков практически невозможно. Поэтому желающие взять

уроки вокала должны быть готовы к трудной и кропотливой работе, которая,

в конце концов, будет вознаграждена.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных

и

безопасных

условий

ее

развития,

реализации

ее

природных потенциалов.

Личность ребенка в этой технологии – это приоритетный субъект, она

является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-

либо отвлеченной цели.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы

обучения

является

признание

индивидуальности

ученика,

создание

необходимых условий для его развития.

Стиль педагогического общения, при котором взаимоотношения с

учащимися строятся на уровне личность – личность, т.е. по принципу

равноправного

отношения

к

ребенку,

обеспечит

введение

любых

прогрессивных методик для быстрого развития коллектива.

Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в

совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что

окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребёнка,

но и на нравственное формирование его личности.

Личностно

-

ориентированный

подход

является

преобладающим

методом обучения эстрадному вокалу, учёт индивидуальных особенностей

каждого ребенка, позволяет сохранить и развить его голосовые особенности:

тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает

метод творческого диалога, когда педагог и воспитанник совместно ищут и

находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно

оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них

позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-

эстетическими позициями, собственным творчеством.

Таким образом, современное занятие по обучению эстрадному вокалу

должно отвечать следующим требованиям:

реализации личностно ориентированного обучения;

воспитательной направленности занятий;

созданию

отношений

в

системе

«педагог

ДО-воспитанник»

с

приставкой

«со»:

сопереживание,

сотрудничество,

соучастие,

сотворчество;

развитию творческого потенциала детей посредством воспитания

певческой культуры;

построению занятий с учётом метода художественно – педагогической

драматургии;

использованию в практике обучения эстрадному вокалу интеграции с

другими видами искусства, литературой, историей.

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

«Относитесь бережно к своему голосу.

Только при разумном отношении к нему вы

сохраните его до глубокой старости»

И.Витта

Здоровье всегда было и остается неизменным и наиболее важным

приоритетом. Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением

здоровья уже с раннего возраста, тем самым приучая его к здоровому образу

жизни. Постоянные занятия эстрадным вокалом очень этому способствуют.

Ответ на этот вопрос дают неоднократные исследования в области

физиологии

и

музыкально-акустической

терапии.

Вот

несколько

утверждений:

1.

В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но и весь

организм поющего человека.

2.

При правильном пении благодаря активной работе мышц, корпуса

улучшается кровообращение и обменные процессы в организме.

3.

Разночастотные

вибрации,

звуковые

волны

во

время

пения

пронизывают весь организм поющего, способствуют очищению клеток

в первую очередь головного мозга.

4.

Регулярные вокальные занятия являются профилактикой простудных

заболеваний, т.к. это отличная тренировка и вентиляция легких,

способствующая снятию в них застойных явлений. Увеличивается

жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности,

предотвращает заболевания дыхательного аппарата.

5.

Вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов,

способствующее их функционированию и оздоровлению.

6.

Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению

нервной

системы.

Пение

отличный

способ

психической

саморегуляции, снятия стрессов, эмоциональной стабильности.

7.

Занятия пением совершенствуют речевую функцию человека, делая

голосовой аппарат более сильным, тренированным, выносливым.

Следующее направление работы – становлению певческого голоса.

Основная задача, стоящая перед педагогом ДО по эстрадному вокалу –

оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных

особенностей, а это возможно лишь при условии:

учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в

процессе занятий;

включения в занятия комплекса мероприятий, направленных на

формирование устойчивого интереса детей к певческой эстрадной

деятельности, знаний о эстрадном исполнительстве и особенностях

голосового аппарата;

использования на занятиях комплекса упражнений, построенных на

адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод

развития

голоса»

для

формирования

вокально-хоровых

навыков

школьников.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный,

вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и

тренировочных задач для постановки голоса.

Искусство пения – это, прежде всего,

правильное дыхание

, которое и

является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно,

что

пение

-

это

лучшее

дыхательное

упражнение

:

тренируется

дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается

жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует

умению

управлять

своим

организмом.

Медленный

выдох

помогает

расслабиться,

успокоиться,

справиться

с

волнением

и

раздражительностью

.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца,

головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной

астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих

болезней.

Работая

над

дыханием,

мы

занимаемся

так

называемой

парадоксальной

дыхательной

гимнастики

А.

Н.

Стрельниковой

,

известной далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине

удивительны.

С

помощью

нескольких

несложных

динамических

дыхательных

упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на

вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной

астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть

заикание, вернуть потерянный голос.

В

настоящее

время

дыхательная

гимнастика

Стрельниковой

применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при

заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно -

сосудистых проблемах, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах

у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и

помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях. Нам же она

помогает научиться правильно, дышать во время пения. В гимнастике есть

упражнения для

тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой

маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно

используются и для исправления различных деформаций костной системы:

грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях —

позвоночника

(сколиозы,

лордозы,

кифозы),

а

также

для

увеличения

подвижности суставов.

Пение - это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не

на какой-то орган в отдельности, а не весь организм в целом. В процессе

пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует

воспитанию хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает

иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки

эстрадного вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по

другим предметам.

Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в

течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное

воздействие

на

организм

человека.

Оно

активизирует

умственные

способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух,

память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь

дыхательный аппарат. Вокалотерапия является исключительно эффективным

антистрессовым средством.

Исходя

из

всего

вышеизложенного,

можно

сделать

вывод,

что

эстрадный вокал и вообще пение само по себе являются здоровье

сбережением для подрастающего поколения. Эстрадное пение и вокал не

только поддерживает здоровье человека, но и укрепляют его, полностью

соответствуя определению.

Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна.

Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена

величайшая профилактика старости и многих заболеваний.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Сегодня на первый план для педагога выходит личность воспитанника.

И ценность совершенно не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не

знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу,

думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,

полученные в ходе образовательного процесса, находят в игре практическое

применение и развитие.

Игровые

технологии

обладают

средствами,

активизирующими

и

интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена

педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на

усвоение общественного опыта. «Делу время – потехе час» - говорит

большинство педагогов: «На занятии надо вести себя хорошо, сидеть смирно,

слушать преподавателя и запоминать материал». Но ребенку сложно долго

сидеть на одном месте и сохранять внимание. Ему непонятно, зачем учить

тот или иной материал, каким образом и где потом можно применить

полученные знания. Поэтому необходимо искать способы его интересной

подачи.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой

регламентации деятельности и комфортность условий для творческого и

индивидуального развития детей создают благоприятные условия для

внедрения игровых технологий в практику их деятельности.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Она вводит ребенка в жизнь,

в общение с окружающим, с природой, способствует приобретению знаний.

В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы,

воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

Для ребёнка игра – это средство самореализации и самовыражения. Она

позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить

собственный мир.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем,

что дети интуитивно усваивают манеру говорить, петь, двигаться под

музыку, взаимодействовать. В игре есть все необходимое для развития:

интерес,

положительные

эмоции,

образ,

фантазии,

речевое

общение,

движение.

Чтобы

обучение

детей

пению

было

радостным,

увлекательным,

понятным и легким, методика вхождение ребенка дошкольного и младшего

школьного возраста в мир вокального искусства должна проходить через

«волшебный мост» игры.

Использование

на

занятиях

вокала

игровых

упражнений

для

артикуляционной гимнастики: «Улыбка», «Хоботок», «Бегемот», «Домик

открывается»,

«Хомяк»,

«Кружок»,

«Покусаем

язык»,

«Чистим

зубы

снаружи», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Обезьянка», «Бульдог» и др.,

позволяет устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

разогреть

мышцы

языка,

губ,

щек,

челюсти;

развить

мимику,

артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Игры и упражнения «Воздушный шар», «Ежик», «Кошка сердится»,

«Две собаки», «Свеча», «Пчела», «Ветер» и другие, направлены на развитие

речевого и певческого дыхания, помогают привить навык правильного

певческого

дыхания,

способствуют

оздоровлению

всей

дыхательной

системы, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани

кислородом, укрепляют нервную систему.

Использование на занятиях эстрадного вокала развивающих игр с

голосом:

«Встреча

с

жителями

удивительной

страны»,

«Кошка»,

«Пробуждение», «Лес

ночной»,

«Самолет»,

способствует

расширению

диапазона речевого и певческого голоса ребенка,

снятию усталости и

утомления,

готовит

детей

к

управлению

своим

голосом,

дыханием,

артикуляцией, дикцией.

Речевые зарядки: «Мы ногами топ-топ», «Шел мишка к броду»,

«Шалтай-Болтай», «Любопытная Варвара» снимают чувство усталости,

повышают

работоспособность

детей,

способствуют

развитию

речевой

моторики, интонационной выразительности.

Использование на занятиях речевых ритмо - интонационных игр и

упражнений:

«Имена»,

«Речевой

портрет»,

«Эхо»,

«Динозавр»,

«Попрошайка», способствует развитию диапазона речевого и певческого

голоса, музыкального слуха, чувства ритма, выразительной речи детей.

Упражнения на ритмодекламацию: «Радость», «Кислые стихи» и др.,

позволяют развить музыкальный и поэтического слух, чувства слова,

воображения, а игровой массаж: «Дружок», «Капуста», «Две Наталочки»,

«Дождь», повышает защитные свойства всего организма.

Игры и упражнения позволяют педагогу легко и незаметно подготовить

голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного

аппарата,

обострить

интонационный

слух,

подвести

детей

к

воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более

легким, понятным и привлекательным.

Игровая деятельность помогает педагогу установить контакта со всеми

детьми, вступить в доверительные, дружеские отношения, способствует

быстрому запоминанию изученного материала, творческому выражению и

раскрепощению детей, а также сплочению коллектива.

Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на

занятии вокала.

1.

Наличие специального кабинета (кабинет вокала).

2.

Наличие репетиционного зала (сцена).

3.

Фортепиано, синтезатор (по возможности)

4.

Музыкальный центр или магнитофон, ноутбук с выходом в

интернет, диктофон.

5.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6.

Аудиоаппаратура - микрофоны: шнуровые и радио, микшерный

пульт, аудио - колонки.

7.

Зеркало.

8.

Нотный материал, подборка репертуара.

9.

Аудио- и видеозаписи выступлений, концертов

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс,

делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают

сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным,

прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают

результативность учебы.

Применение

СОТ

актуально,

педагогически

целесообразно

и

необходимо:

эффективность

современных

образовательных

технологий

способствует повышению результата в решении педагогических задач.



В раздел образования