Автор: Федорова Татьяна Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Гаджиево, Мурманской обл.
Наименование материала: Методическая разработка музыкально-познавательного занятия
Тема: "Ребёнок должен знать свои права"
Дата публикации: 17.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-познавательное
занятие «Ребёнок должен знать свои права»
Действующие лица: ведущий, старуха Шапокляк.
Цель: познакомить дошкольников с основными правами
детей, провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их
реализации.
Ход мероприятия: СЛАЙД 1 (название)
Звучит музыкальная композиция «Небо - одно на всех»
Ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди, одновременно с ними появились и главные
вопросы:
- Что людям можно делать?
- Что люди обязаны делать?
- На что люди имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, а когда наконец их
решили, то появились законы, то есть такие специальные
правила. Соблюдая законы, люди уже не боялись ошибиться.
Они были уверены, что будут всегда поступать правильно.
Под музыку появляется старуха Шапокляк.
Шапокляк: Привет! Девчонки и мальчишки! Что не ждали
меня?
Ведущий: Здравствуйте, гражданка, а Вы кто такая?
Шапокляк: Я – злая и вредная старуха Шапокляк. Я очень
люблю делать всякие пакости! Ха-ха-ха! На днях я всех
перессорила! Начался такой скандал, беспорядок! Смех, да и
только! Ха-ха-ха! (Хватается за живот.) Прямо живот
надорвать можно от смеха!
1
Ведущий: Ой, какая Вы нехорошая особа оказывается!
Правда, ребята? (Да!)
Шапокляк: Хватит разговоры разговаривать. Вы чего тут
собрались-то?
Ведущий: Мы с ребятами тут собрались, чтобы разобраться,
какие права имеют все люди, а еще – чтобы узнать законы.
Шапокляк: Чего-чего? Какие такие законы?
Ведущий: Законы – это правила, которые устанавливает
государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Главный (основной) закон нашей страны называется
Конституцией. СЛАЙД 2 (Конституция РФ)
В Конституции записаны права наших граждан (право на
жизнь, образование, охрану здоровья, отдых, труд и пр.).
Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и
беречь природу, защищать Родину и пр.)
Шапокляк: Ничего я не поняла! Это очень сложно!
- Что за права у граждан? Что за право такое?
- Что за обязанности у граждан?
И вообще,,, Граждане-то, кто такие.
Ведущий: Шапокляк, не волнуйтесь, пожалуйста! Сейчас я
Вам всё объясню.
Гражданин – это человек, принадлежащий к населению
данной страны.
Право – это правила, по которым живут люди.
Эти правила охраняются государством и определяют отношения
людей в обществе.
- Ребята, вы знаете сказку " Золотой ключик или приключение
Буратино"? (Да!)
- Как Карабас Барабас обращается с куклами? (ответы детей)
Правильно – жестоко, грубо, несправедливо.
2
С детьми взрослые порой тоже обращаются несправедливо,
иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые люди
всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать,
чтобы у детей было счастливое детство. И был составлен
документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны
основные права детей. СЛАЙД 3 (Конвенция)
Шапокляк: Как интересно оказывается! А какие же права
имеют дети?
Ведущая: Чтобы ответить на Ваш вопрос, уважаемая
Шапокляк, мы сейчас все вместе послушаем песенку
Смешариков.
МУЗЫКА «СМЕШАРИКИ»
Ведущая: Ребята, о каких правах детей вы услышали в
песенке Смешариков? (О праве на имя, на развитие, на
равенство, на заботу, на любовь).
Шапокляк: А я узнала, что ребенок – это человеческое
существо, которое еще не достигло 18 лет.
Ведущий:
Каждый маленький ребенок
Вылезая из пеленок
Должен знать свои ПРАВА!
Самое главное право каждого ребенка – это ПРАВО НА
ЖИЗНЬ!
А еще у ребенка есть ПРАВО НА ДОСУГ!
Шапокляк: Ура! А давайте поиграем!
ХОРОВОДНАЯ ИГРА «МЫ СЕЙЧАС ПОЙДЕМ
НАПРАВО»
3
Ведущий: А у меня вот такой сундук есть! (выносят сундук)
Давайте посмотрим, что же в нем находится? (Достаёт
документ и показывает его детям.) Это свидетельство о
рождении. Оно есть у каждого ребенка. В этом документе
записаны ваши Имя и фамилия, потому что каждый ребенок
имеет ПРАВО НА ИМЯ.
Шапокляк: (достаёт из сундучка сердечко) Какое же
право может обозначать сердце?
Ведущий: ПРАВО НА ЛЮБОВЬ И ЗАБОТУ.
Шапокляк: (достает домик) А домик-то почему там лежит?
Какое право он обозначает?
Ведущий: ПРАВО НА ИМУЩЕСТВО. Чужую вещь брать
нельзя.
Шапокляк: (достает письмо в конверте) А зачем здесь в
сундучке лежит конверт?
Ведущий: Запечатанное письмо обозначает, что никто не
имеет право читать чужие письма и подглядывать. Это ПРАВО
НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ.
Шапокляк: (достаёт из сундучка азбуку) А азбуку вы зачем
сюда положили? Ничего понять не могу!
Ведущий: Азбука обозначает ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Каждый ребенок имеет право учиться.
Шапокляк: (достает картинку с изображением плачущего
ребенка) Чего это плачет маленький?
4
Ведущий: Эта картинка обозначает, что каждый ребенок
имеет ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ НАСИЛИЯ. А это значит,
что, если вас, ребята, кто-то обижает, бьет, обзывает, обратитесь
за помощью к старшим, например, к воспитателю.
Шапокляк: Или ко мне!
Ведущий: Поверьте, взрослые обязательно вас защитят.
Шапокляк: (удивленно достает утку с утенком) Ничего не
пойму!
Ведущий: Это право ребенка всегда быть с мамой! ПРАВО
НА СЕМЬЮ.
Поскорее все вставайте,
Для мамы польку начинайте!
ТАНЕЦ «ПОЛЕЧКА ДЛЯ МАМОЧКИ»
Шапокляк: (достает скакалку) А скакалка-то зачем?!
Ведущий:
Каждый ребёнок имеет ПРАВО НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ.
А еще каждый ребенок имеет ПРАВО НА ОТДЫХ. И, чтобы
отдохнуть, мы свами поиграем.
ЭСТАФЕТА «ЛОВКИЕ И БЫСТРЫЕ»
Ведущий: А сейчас я хочу проверить все ли права ребенка вы
запомнили.
Шапокляк: Я все запомнила! Для меня это сущий пустяк!
5
Ведущий: Тогда поиграем в игру. Я буду читать вам стихи и в
тех местах, где я останавливаюсь, вы должны будете хором
сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!
ИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ-ЗАПРЕЩАЕТСЯ»: (Шапокляк
отвечает неверно и мешает детям)
«Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка строго… (запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить… (разрешается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить (разрешается)
Стих «Права» читает Даниил З.
«Как хорошо, что есть права!
Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права,
И у собаки, и у кошки тоже.
Без прав на свете жить не сможем
Всегда нам право и везде поможет.
Я очень хочу, чтобы вы, ребята, и вы, уважаемая Шапокляк,
запомнили всё сказанное на нашем занятии.
6
Шапокляк: Спасибо вам большое! Теперь я знаю, что у всех
есть свои права. Больше никаких ссор и скандалов! Буду со
всеми дружить, стану доброй, милой и веселой!
Ведущая:
И в заключении нашего мероприятия
Всех нас музыка зовет
В развеселый хоровод!
ХОРОВОД «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
Шапокляк:
Знаю я теперь права!
До свидания, детвора! (Под музыку покидает зал).
Ведущий: На этом наше мероприятие окончено.
Свои права вы знайте
И законы соблюдайте! До новых встреч! (Звучит музыка,
мероприятие окончено.)
АТРИБУТЫ:
1. Сундук
2. Свидетельство о рождении
3. Сердечко
4. Домик
5. Конверт
6. Азбука
7. Картинка с плачущим ребенком
8. Утка с утенком (или другие мама с малышом)
9. Скакалка
10.
Мячи для эстафеты
7