Автор: Котвицкая Инна Филипповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Проект
Тема: "Мы родом из России"
Дата публикации: 16.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Проект
«
-
:
Мини музей мы родом из
»
России
Воспитатель: Котвицкая И.Ф.
Нижневартовск.
Содержание
1
Информационная карта Проекта…………………………………………………….
3
2
Пояснительная записка…………………………………………………………………..
4
3
Методическое обеспечение……………………………………………………………...
5
4
Тематическое планирование (1 год обучения – возраст дошкольников 4-5 лет)
…………………………………………………………………………………….......
7
5
Тематическое планирование (2 год обучения – возраст дошкольников 5-6 лет)
…………………………………………………………………………………………..............
8
6
Тематическое планирование (3 год обучения – возраст дошкольников 6-7 лет)
…………………………………………………………………………………….......
8
7
Мониторинг ……………………………………………………………...….....................
10
8
Ожидаемые результаты……………………………………………………………..........
10
9
Оборудование и материалы……………………………………………………...............
11
10
Ресурсы………………………………………………………………………..
11
11
Финансовые ресурсы…………………………………………………………………….
11
12
Литература………………………………………………………………………..............
12
13
Приложение……………………………………………………………………………… 13
1.
Информационная карта Проекта
Наименование проекта
«Мини-музей: Мы родом из России».
Основание для
разработки
программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 237 – ФЗ от 29.12.2012 года;
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об
утверждении правил оказания платных образовательных услуг;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
20.12.2010 №164 «Об утверждении режима работы в дошкольных
организациях от 15.05.2013г.
- Программа дополнительного образования художественно
эстетической направленности «Бумажная фантазия» разработана на
основе методических пособий Давыдовой Г.Н., Ханны Линд, Джун
2
Джексон, О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.
Заказчики программы.
Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ №37
«Дружная семейка»
Составитель
программы
Котвицкая Инна Филипповна
Целевая группа
Воспитанники от 5 до 7 лет, законные представители, воспитатели.
Цель проекта
Создание условий для формирования уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье, городу, стране, ее прошлому и
настоящему.
Задачи проекта
•Воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, улице, селу.
•Развивать
интерес
к
русским
традициям
и
промыслам.
•Организовать процесс усвоения элементарных знаний о правах
человека.
•Расширять
представление
о
городах
России.
• Знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном).
• Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
• Сформировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их
традициям.
Ожидаемые
результаты проекта
•
Увеличение
числа
вовлеченных
родителей
и
их
детей
при
организации мини-музея.
•
Повышение
интереса к российским традициям и промыслам.
• Продолжена реализация процесса усвоения элементарных знаний о
правах человека.
• Расширено представление о городах России.
• Обеспечено знакомство детей с символами государства (гербом,
флагом, гимном).
• Развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны.
• Сформированы толерантность, чувство уважения к другим народам,
их традициям.
Направленность
Духовно-нравственная, гражданско-патриотическая направленность
Срок реализации
2 года
Пояснительная записка
В
Муниципальном
автономном
дошкольном
образовательном
учреждении
города
Нижневартовска №37 «Дружная семейка» созданы условия, которые отвечают потребностям всех
участников
образовательного
процесса
и
способствуют
эффективности
реализации
патриотического воспитания посредством организации мини-музея в группе детского сада.
Посещение мини-музея осуществляется в рамках совместной деятельности с детьми в любое
свободное время.
Дети знакомятся с историей, обычаями, традициями народов города Нижневартовска, что
позволяет проведение познавательных бесед: «А знаете ли вы?», «Игрушка нашего народа», «По
дорогам сказок», «Ремесло всему голова», «Праздники нашего города Нижневартовска», «Гость в
доме» и т.д.
Проект «Мини-музей: Мы родом из России» позволяет детям усвоить сложный материал
через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс,
3
интересным и мотивационным. Данный вид деятельности развивает творческие способности
дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Проект
соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Тематика занятий
строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения
детьми содержания проекта учитывается темп развития специальных умений и навыков.
Создание информационно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ детей
дошкольного
возраста
в
рамках
проекта
«Мини-музей»
способствует
формированию
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, городу, стране.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с
родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники
формирования личности ребенка. Родители являются активными участниками в пополнении
экспонатов музея, а также принимают участии в организации выставок: «Куклы наших бабушек»,
«Умелые руки не знают скуки» и др. в тематических выставках: «Дымковская игрушка», «Гжель».
Таким образом, уровень материально-технического обеспечения в дошкольном учреждении
позволяет сохранять культурные ценности и передавать информацию о прошлом из поколения в
поколение. Проект «Мини-музей: Мы родом из России» является инновационной технологией в
сфере
личностного
воспитания
детей,
создающая
условия
погружения
в
специально
организованную предметно-пространственную среду.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда в группе детского сада должна
способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей:
Познавательное развитие – представление о социокультурных ценностях нашего народа.
Речевое развитие – овладение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской
литературой.
Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим
существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования
деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ. При этом одна их основных
функций ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.
Социальное воспитание дошкольников также рассматривается на основе приобщения детей к
культурно-историческим традициям. Культурно – исторические традиции – это такие традиции,
которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла,
творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. – все то, чем наполнена культурно
– историческая среда.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его семьи, малой Родины –
родного края. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к
большому надо прививать с малого: любовь к близким, любовь к родному городу, краю, наконец,
к большой Родине.
Хранилищами истории – являются музеи. Музей – высшее учреждение единства, собор лиц.
Храня память, музей способствует «образованию души».
Музей – это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной
информации из поколения в поколение. О грамотном включении музея в образовательный процесс
рассказывают все публикации данного тематического раздела.
Музейная среда является частью социокультурной среды и определяется как общественные,
материальные и духовные условия деятельности человека, созданные в рамках музея, и
отношения, которые возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Она включает в
себя ряд компонентов: пространство, экспозиция, экспонат.
Роль мини-музея в жизни образовательного учреждения трудно переоценить – она
многофункциональна. Именно мини-музей становится важной базой патриотического воспитания
подрастающего
поколения,
центрами
патриотического
воспитания
в
образовательном
учреждении.
Мы решили создать «Мини-музей: Мы родом из России». Обратились за помощью к
родителям. Они откликнулись на нашу просьбу и вместе с детьми участвовали в создании музея:
4
приносили разнообразные книги, помогали в оформлении экспозиции. В настоящих музеях
трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно брать книги с
полок, читать и рассматривать иллюстрации. Ребенок соавтор, творец экспозиции, причем не
только он сам, но и его родители, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения и
совместной работы воспитателей, детей и их семей.
К средствам патриотического воспитания можно отнести: книги направленные на развитие
патриотического воспитания, познавательные журналы, фильмы о войне, театр, выставки, музеи
воинской славы, игры, художественная самодеятельность, беседа с интересным собеседником,
различные предметы культуры и природы. Также для полноценного патриотического воспитания
могут
использоваться
разнообразные
методы
и
формы
работы
с
учетом
возрастного
мировосприятия младших школьников:
экскурсии и целевые прогулки;
рассказы и семейные беседы;
наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в школе
и в городе;
беседы о родном городе, стране, ее истории;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
прослушивание аудиозаписей, например, Гимна страны и пр.;
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен,
игр);
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
организация тематических выставок;
участие в общественных и календарных праздниках;
участие младших школьников в посильном общественно-полезном труде.
В условиях музейной среды обеспечивается единство таких педагогических категорий как
воспитание, развитие, обучение и образование. Музейно-педагогический процесс представляет
собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и
учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой
личности [8, c. 19].
Методическое обеспечение
В процессе создания мини-музеев необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной
программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных
областей, в частности, «Социализация», по воспитанию у детей патриотических чувств.
Принцип
деятельности
и
интерактивности
–
мини-музеи
должны
предоставлять
воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать
экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и
т.д.).
Принцип
природосообразности
–
мини-музеи
должны
быть
созданы
с
учетом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для
раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику
мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то
же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для
всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в
рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение
детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм
национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном
пространстве.
5
Принцип регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию
работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других
народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ,
организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев
и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно
дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме,
содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие
окружающего мира.
Обеспечение проектной деятельности: ФГОС, проектный метод.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, экспонаты)
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры.
Ресурсное обеспечение программы:
Материально-техническое обеспечение:
- Нестандартное оборудование;
- В рамках финансирования бюджета.
Информационное обеспечение:
- Мониторинг эффективности работы по всем направлениям;
- Подготовка информационного материала для родителей;
- Создание и внедрение новых форм работы с родителями, эффективно способствующих
положительной динамике по всем разделам.
Программно-методическое обеспечение:
- Разработка программно-методического комплекса для родителей и педагогов.
Формы мини-музея
Театрализация
(дети
примеряют
на
себя
различные
историко-культурные
и
психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает
информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и
отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо
ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая
деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с
семейных архивом, семейными реликвиями.
Дошкольники чувствуют свою причастность к
музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты.
В русской избе
размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью
экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью
или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного
праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от
содержания экскурсий
Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты –
конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон: Красный угол; Горница; Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим
блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
6
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг,
коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето,
совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники,
подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем собрать различные виды замков. Шире использовать в работе
музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематическое планирование (1 год обучения – возраст дошкольников 4-5 лет)
Дата
Тема
Цель.
Использование атрибутов
музея
Интеграция с другими
видами деятельности
Сентябрь
«Милости просим в избу»
Формирование
представлений об избе,
знакомство с хозяйкой.
Народная игра «Катя,
Катя маленька»
Октябрь
«Сорока-сорока»
Формировать представление
о кухонной утвари:
глиняный горшок, миска
Обыгрывание потешки
«Сорока»
Ноябрь
Ай, качи, качи.
Знакомство с колыбелькой,
зыбкой.
Чтение «Вот и люди
спят», игра «Бай, качи»
Декабрь
Водичка-водичка.
Знакомство с рукомойником.
Пение попевки «Вода-
водица»
Январь
С гуся вода, с Ваня
худоба.
Закрепление представлений
о зыбке, рукомойнике.
Исполнение потешек об
умывании,
колыбельных.
Февраль
Стоит изба из кирпича, то
холодна, то горяча
Показать назначение печи,
чугуна, ухвата. совок.
Народная игра «Лады»
Март
Наша –то хозяюшка умела
была.
Закрепить представление об
использовании веника,
голика,
Разучивание потешки
«Наша-то хозяйка»
Апрель
Колобок – румяный бок.
Познакомить с такими
экспонатами музея, как сито,
скалка.
Инсценирование сказки
Май
Идёт коза рогатая.
Познакомить с назначением
крынки, подойника.
Использовать потешки о
корове и козе
Тематическое планирование (2 год обучения – возраст дошкольников 5-6 лет)
Дата
Тема
Цель.
Использование атрибутов
музея
Интеграция с другими
видами деятельности
Сентябрь
«Дорогим гостям
рады»
Продолжать знакомить с избой,
показать назначение красного
угла.
Пробуем угощение-
овсяный кисель
Заучивание
«Восенушка-осень»
Октябрь
«Как Иванушка на
ярмарке был»
Продолжать знакомить с
атрибутами праздничного
народного костюма (ленты,
Обыгрывание потешки
«Ай, тари, тари, тари»
7
бусы)
Ноябрь
«Пошла млада за
водой»
Рассмотреть вёдра, коромысло.
Инсценирование песни.
Украшение коромысла
Декабрь
«Из бабушкиного
сундука»
Продолжить знакомство с
народными игрушки (бирюльки,
матрёшки, игрушки-свистульки)
Изготовление куклы-
скрутки
Январь
«Приходите во
горницу»
Скалка, печь, чело, подтопок
Рассказывание сказки
«Лисичка со скалочкой»
Февраль
Наши подружки -
ложки, миски, кружки
Знакомить со старинной
деревянной утварью.
Деревянные ложки как предмет
обихода и музыкальный
инструмент.
Продуктивная
деятельность «Укрась
посуду»
Март
«Эх, лапти мои»
Показать лапти, познакомить с
их назначением.
Сказка «Пузырь,
соломинка и лапоть»
Апрель
«Хозяйкины
помощники»
Уточнить представление о таких
экспонатах музея, как сито,
скалка, самовар
Отрывок из сказки
«Федорино горе»
Май
«Курочка в избушке
веником метёт
Веник, голик, совок.
Народные загадки
Тематическое планирование (3 год обучения – возраст дошкольников 6-7 лет)
Дата
Тема
Цель.
Использование атрибутов
музея
Интеграция с
другими видами
деятельности
Сентябрь
«Как Марьюшку бельё
стирала и гладила»
Показать утюги (жаровой и
угольный), рубель, валёк
Знакомство с предметами
обихода, используемыми при
стирке (корыто, доска),
Народные загадки об
утюге. Стирка
платочков.
Октябрь
«Волшебные спицы»
Знакомить с спицами и вязанием
на них. Рассматривание
шерстяных вещей, беседа
«Откуда шерсть берётся»
Продуктивная
деятельность
«Украсим Марюшке
вязаные вещи»
Ноябрь
Золотое веретено
Познакомить со старинными
орудиями и материалами
традиционного женского труда
(Кудель, прялка, веретено)
Народная игра
«Прялица»
Декабрь
Волшебная иголка
Роль вышивки, лоскутных
изделий в создании домашнего
уюта. (подзоры, занавески,
лоскутные одеяла, половики)
Рисование узоров для
вышивки со знаками
Земли-матушки
Январь
Как Марьюшка детей
растила.
Познакомить с традициями
воспитания в семье, с народной
игрушкой.
Картина Маковского
«Крестьянские дети»
Потешка «Лады-лады»
Февраль
Сверху пар, снизу
жар-это русский
самовар
Познакомить с традицией
чаепития.
За самоваром
знакомимся с
докучными сказками.
Март
Весна пришла, сороки
привела.
Сито, скалка, ларь
Печём жаворонков.
Апрель
Одежда наших
предков
Знакомство с женской народной
одеждой (сарафан, кокошник),
особенностями её изготовления.
Пение «Уродись, бел
ленок»
8
Май
Прощание с избой
Закрепить представление о
музее, как месте погружения в
прошлое, месте хранения
старинных редких предметов.
Народные
Модель организации проекта
Образовательная область «Познание»:
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в историю города»
составление генеалогического древа, герба семьи;
КВН «Знатоки родного города»;
Мое имя, его значение.
Образовательная область «Социализация» включает:
- Подвижные игры;
- Дидактические игры;
- Сюжетно-ролевые игры.
- Игры народов Севера Образовательная область «Художественное творчество»: o
Рисование
(«Моя
семья»,
«Улицы
родного
города»,
«Любимые
места
горожан»,
«Достопримечательности Нижневартовска», «Портрет мамы», «Дорога в детский сад» и др.);
- Аппликацию («Подарок маме, папе», «Дома бывают разные», «Мой микрорайон» и др.);
- Ручной труд («Изготовление хантыйских кукол-акань», изготовление поделок из бисера);
- Выставки предметов совместного творчества детей и родителей (составление герба своей
семьи, родового (генеалогического) дерева, выставка рисунков о родном Нижневартовске,
- Выпуск плаката и стенгазеты ко дню рождения города (9 марта)
Образовательная область «Музыка»:
- Музыкальные занятия;
- Совместную деятельность: разучивание стихов, песен.
- Развлечения: «Увлечения моей семьи», «Пальчики оближешь».
- Театральные представления.
- Родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников.
Мониторинг
Данное исследование осуществлялось в рамках мониторинга достижений воспитанников.
Целью
диагностического
обследования
является:
определение
уровня
знаний
и
представлений детей о родном крае, городе (истории города, окружающей природы и природных
ресурсах, труде взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций).
Ожидаемые результаты
- имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях,
- имеет представление о жизни коренных народов Югры;
- знаком с национальным орнаментом;
-
умеет
творчески
применять
полученные
знания,
умения,
навыки
в
игровой,
художественно-продуктивной деятельности;
- владеет исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать
вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности;
9
- умеет выступать перед аудиторией;
- способен организовать свою деятельность;
- любит родной край, уважительно относится к коренным народам;
- осознает себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры;
- знает животный и растительный мир своего родного края;
- бережно относится к природе края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения,
учатся сохранять и преумножать богатство родной земли;
- у детей сформируются национальные самосознания, мировоззрение, нравственно –
патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой
родине;
- формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий,
убеждений, языка;
- осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение
детей разных национальностей в ДОУ, так и специальное ознакомление с жизнью других народов,
в частности народов ханты и манси.
- смогут адаптироваться в регионе России не зависимо от национальности;
- чувствуют свою сопричастность к миру, осознают родовую связь с природой
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что
успешное воспитание интереса, любви к малой родине и повышение краеведческих знаний у детей
дошкольного возраста можно осуществить с помощью интеграции краеведческого материала во
все компоненты воспитательно-образовательного процесса. Цель и задачи представлены в
проекте.
Оборудование и материалы
Организация образовательного процесса:
Группа: старшая, подготовительная.
Срок реализации программы: два года.
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия:
Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут
отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы.
Воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют знания о своѐм городе,
родном крае, животном и растительном мире Югры, о жизни и быте коренных жителях – ханты и
манси, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы
и приемы;
10
Профильные специалисты (по музыкальной деятельности) оказывают влияние на
эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством
классической музыки в современной обработке и т.д.
Совет родителей осуществляет контроль за работой участников педагогического
процесса, принимает участие в совместной деятельности ДОУ и семьи в организации экскурсий,
выездов на природу, проведение гостиных и т.д.
Заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует
управленческую и финансово-экономическую деятельность, учебно- воспитательный процесс,
обеспечивает взаимодействие с родителями.
Ресурсы
Финансовые ресурсы
Бюджетное финансирование
Внебюджетные ресурсы
Литература
1.
Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей
младшего школьного возраста // Начальная школа, 2016. – № 9. – С. 17-22.
2.
Бирюкова,
П.А.
Гражданско-патриотическое
воспитание
учащихся
средствами
музейной педагогики // Образование в современной школе, 2018. – №4. – С . 9-11.
3.
Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. – Ростов н/Д:
Феникс, 2017. – 282 с.
4.
Кукушин, B.C. Теория и методика воспитания. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 508 с.
5.
Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика, 2018. –
№ 5. – С. 52-59.
6.
Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском
становлении личности // Образование, 2017. – № 6. – С. 23-31.
7.
Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева. – М.: Карапуз, 2015. – 287с.
8.
Поштарева, Т.В. Патриотизм как интегративное личностное образование детей //
Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной
11
личности в поликультурной среде. Сб. матер. / Под ред. В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса,
С.В.Стенанова. Ставрополь: СКИПКРО, 2016. – Вып. 28. – С. 19-23.
9.
Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и
родителями. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018. – 96 c.
10.
Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М. Ю.
Юхневич. – М., 2019. – 223 с.
Приложение
Приложение 1
Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью
Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми // Авт.-сост. А.В.Белошистая,
О.Г.Жукова. – М., Аркти, 2006.
Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – СПб.: Детство-пресс, 2003 г.
Дубровская Н.В. Яркие ладошки. – СПб., Детство-пресс, 2006 г.
Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль, 2007
Список художественной литературы для чтения детям:
Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
Детские
сказки
варьеганских
ханты.
//Сост.
Н.Б.Кошкарева.
Ханты-Мансийск,
Полиграфист, 2006.
Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
12
Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов. –
Екатеринбург, Сократ, 2002.
Сказки народов ханты. – СПб., Алфавит, 1995.
Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург,
1992.
Чучелина Т. Сказки Югры.
М., Наш современник, 1995.
Шешкин
П.Е.,
Шабалина
И.Д. Мансийские орнаменты.
Альбом.
–
СПб.,
Просвещение,
1994.
Приложение 2
Мини-музей
13
14