Напоминание

Роль сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.


Автор: Якименко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО "Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста
Населённый пункт: Воронежская область, город Острогожск
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дата публикации: 14.11.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями слуха.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем

мире».

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих

отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного

рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом

для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет

особенности самосознания человека и его отношение к миру.

Cюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых,

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть

не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это

окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и

достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном

становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена

известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В.

Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н.

Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В. Краснощековой.

Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует

внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и

воплощении своих замыслов.

Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой»

саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности

создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной

к самореализации.

Детский возраст – это время чудес и много всего интересного, где дети

познают, учатся и расширяют свой кругозор.

На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для

формирования положительных взаимоотношений детей и формирования

положительных морально-нравственных качеств личности старшего

дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего

упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые

сформировались в быту.

Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать,

размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески

в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же взрослых, то есть

переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится

интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими

действиями.

Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности

детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного

персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в

социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей,

ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в

суждениях.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его

интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта

деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

В своей работе со старшими дошкольниками, детьми с нарушением слуха в

сюжетно – ролевой игре я использую: беседы по играм, просмотр

видеопрезентаций, рисование, аппликацию по играм, чтение художественной

литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, прочитывание

адаптированных текстов, изготовление плакатов, атрибутов для игры

(конвертов, почтового ящика, журналов и т.д.), дидактические игры:

«Разрезные картинки», «Профессии»», «Лото», пазлы «Виды профессий»,

«Кому что нужно» и многое другое.

В процессе сюжетно – ролевых игр дети приобретут знания о разных

профессиях, о труде взрослых. Совместная игровая деятельность

стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.

В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул

вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Практика показывает, что дети

становятся более увереннее играть друг с другом в сюжетно ролевые игры,

находить общий язык, договариваться между собой. У детей обогащается

словарный запас, диалогическая речь становиться лучше. Они аккуратнее и

бережнее относятся к игровым атрибутам.

В игровых ситуациях у детей появляется опыт , что способствует в

дальнейшем к развитию сюжетов.

Использованная литература:

1.

Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова :Сюжетно-ролевые игры для

старших дошкольников-2010 г

2.

Н.Ф Комарова, : «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми

играми в детском саду».- 2012 г.

3.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под

ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. – М.: Педагогика, 1987.

4.

Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в

игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева,

З.А.Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007

5.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/

Н.В.Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа

развития).



В раздел образования