Автор: Якименко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО "Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста
Населённый пункт: Воронежская область, город Острогожск
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дата публикации: 14.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Роль сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями слуха.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих
отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного
рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом
для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет
особенности самосознания человека и его отношение к миру.
Cюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых,
элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,
охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть
не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных
игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это
окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и
достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном
становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена
известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В.
Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н.
Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В. Краснощековой.
Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует
внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и
воплощении своих замыслов.
Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой»
саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности
создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной
к самореализации.
Детский возраст – это время чудес и много всего интересного, где дети
познают, учатся и расширяют свой кругозор.
На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для
формирования положительных взаимоотношений детей и формирования
положительных морально-нравственных качеств личности старшего
дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего
упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые
сформировались в быту.
Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать,
размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески
в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же взрослых, то есть
переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится
интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими
действиями.
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности
детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного
персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в
социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей,
ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в
суждениях.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его
интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта
деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В своей работе со старшими дошкольниками, детьми с нарушением слуха в
сюжетно – ролевой игре я использую: беседы по играм, просмотр
видеопрезентаций, рисование, аппликацию по играм, чтение художественной
литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, прочитывание
адаптированных текстов, изготовление плакатов, атрибутов для игры
(конвертов, почтового ящика, журналов и т.д.), дидактические игры:
«Разрезные картинки», «Профессии»», «Лото», пазлы «Виды профессий»,
«Кому что нужно» и многое другое.
В процессе сюжетно – ролевых игр дети приобретут знания о разных
профессиях, о труде взрослых. Совместная игровая деятельность
стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.
В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул
вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Практика показывает, что дети
становятся более увереннее играть друг с другом в сюжетно ролевые игры,
находить общий язык, договариваться между собой. У детей обогащается
словарный запас, диалогическая речь становиться лучше. Они аккуратнее и
бережнее относятся к игровым атрибутам.
В игровых ситуациях у детей появляется опыт , что способствует в
дальнейшем к развитию сюжетов.
Использованная литература:
1.
Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова :Сюжетно-ролевые игры для
старших дошкольников-2010 г
2.
Н.Ф Комарова, : «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми
играми в детском саду».- 2012 г.
3.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под
ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. – М.: Педагогика, 1987.
4.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева,
З.А.Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007
5.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/
Н.В.Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа
развития).