Автор: Малыш Анна Дмитриевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние хореографии народного танца на развития детей школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
"Влияние хореографии народного танца
на развития детей школьного возраста"
Народный
танец
-
это,
красочное
творение народа,
являющееся эмоциональным
художественным отображением его быта,
характера, мыслей,
чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего
мира.
Танец в специфической художественной форме выражает и
раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и
идеалы. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину
их чувств. При этом, народный танец, произрастающий из
народных традиций и жизни людей вовсе не является чем-то
хаотичным, ведь народный танец всегда имеет ясную тему и идею -
он всегда содержателен. В нём существует драматургическая
основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные
образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим
движениям,
пространственным
рисункам
(построениям).
Восприятие этих образов происходит как непосредственно, так и
путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность
танцевальных
образов
определяется
их
содержанием
и
танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её
характером, ритмом и темпом.
Своими корнями народный танец уходит в историю народа, где
каждый
танец
обладал
своей
особой
хореографией,
отличительными чертами, преимуществами и особенностями.
Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде
всего,
как
явление
русской
национальной
культуры.
Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается
настоятельная,
так
как подобная школа обеспечит будущее
хореографического ансамбля, позволит подготовить приток новых
сил в ансамбль, создать и утвердить качественно новый репертуар
на русской национальной основе и пополнять его характерными
танцами
других
народов
России,
поднять
уровень
профессионального владения танцем.
Понятие “школа” более широкое, емкое в отличие от
проектировавшейся
ранее
“студии”.
Школа
–
это
выучка,
приобретение опыта, сам опыт. Школа осуществляет широкую
учебно-образовательную программу, где предусматривается чтение
лекций по курсам общенациональной культуры, эстетике, истории
русского балета, костюму, фольклору, а также практические уроки
танцев по хореографическим дисциплинам.
Результатом овладения навыками и знаниями является переходные
экзамены в конце каждого года с вручением сертификата качества
об окончании школы (наиболее талантливые и одаренные дети
продолжают занятия в хореографическом ансамбле).
В связи с решением направить работу хореографического
коллектива в новое специфическое русло, автор предлагает
“идеальный” вариант школы.
Студия” также название специального учебного заведения, но в
плане работы несколько сужена сфера ее деятельности. Хотя, в
рабочем варианте, допустимо название школы – студия.
Данная образовательная программа является экспериментальной,
так как не имеет аналогов по своему содержанию, объему,
специфике. Автор в создании программы использует современные
методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт
работы
в
области
хореографии.
В
отличие
от
других
существующих
программ
–
это
единственная
комплексная
программа, составленная специально для школы русского танца,
впервые открывающейся в регионе. Она рассчитана на обучение
детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров,
приобретение
профессиональных
навыков
и
путей
совершенствования. Занятия в школе приобщают учащихся к
пониманию
искусства
танца
и
знакомят
с
богатейшей
художественной
культурой
прошлого
и
настоящего
России.
Поскольку занятия в школе автор рассматривает как систему
общего эстетического и общественного воспитания, то программа
должна включать в себя не только тренировочные упражнения,
определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику
занятий по правилам общественного поведения, танцевальному
этикету, музыкальной грамоте.
В программе освещены принципы организации многообразных
форм
обучения
детскому
танцу,
вопросы
материально-
технического и хозяйственного обеспечения этих форм, даются
методические рекомендации и практические советы. Значительное
место
отведено
рассмотрению
общей
методики
учебно-
воспитательной
работы
в
школе
русского
танца.
Подробно
раскрываются учебная программа и учебный план, музыкальное
оформление учебных занятий.
Репертуар, как доминирующая часть всей работы школы и
ансамбля, не представлен в полном объеме, а дан в виде
методических советов, в основном, как нужно работать по
репертуару.
В основе развития личности ребенка лежит русский танец. Он
близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка,
мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой
ценнейший материал для художественного развития учащихся.
Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и
уважения
к
народному
танцевальному
творчеству
и
к
запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что
приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего
национального материалу, ибо он понятен юным исполнителям и
является лучшей основой для более быстрого и правильного
стилевого усвоения народных танцев. Новизна и оригинальность
авторских идей заключается в поиске новых форм и путей
совершенствования через учебный материал на национальной
основе (образы и особенности русского танца), через ввод новых
дисциплин
(грим,
костюм),
через
разнообразные
методы
достижения цели.
Образовательная программа школы русского танца реализует
идею, связанную с развитием и изучением российской культуры в
целях сохранения наследия русского танца, с изучением русского
танца по областным особенностям. Современное отношение к
истокам национальной культуры позволило не только заявить о
необходимости
возрождения
былых
традиций
и
духовности
русского танца, но и разработать цельную учебно-образовательную
программу.
Главным основанием для построения такой
программы
выступает
ориентация
на
дифференциацию
и
индивидуализацию учащихся. Итак, образовательная программа
позволяет
реализовать
принцип
личностной
ориентации
в
образовательном
процессе
через
определенные
условия,
способствующие
учащимся
с
разными
образовательными
возможностями
и
потребностями
достижения
установленного
стандарта образования. Работать с детьми – значит ежедневно
отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, формируя из
него личность.
Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье,
школе, и, конечно же, художественное воспитание в школе танца.
Экспериментальная программа ШРТ рассчитана на учащихся
дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включает
в себя три этапа обучения, является многоуровневой, комплексной
учебно-образовательной программой.
В данном случае сама образовательная программа представляет
собой вариативный модуль, но при этом имеет самостоятельное
наполнение.
За пятилетний период обучения в ШРТ программа в перспективе
своей позволяет учащихся применить свои способности, развить
склонности,
приобрести
опыт
собственной
творческой
деятельности.
Это
выступления
в
концертах,
фестивалях,
конкурсах, открытых уроках и т. д., то есть показать результаты
своего труда и творчества, что отвечает задачам поставленного
эксперимента.
Назначение программы
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного,
младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется детским
хореографическим коллективам (школам-студиям, кружкам танца).
Ею могут воспользоваться руководители со спецобразованием.
Программа
предполагает
широкое
ознакомление
детей
с
предметами специального цикла по курсу хореографии и общей
культуры. В школу-студию принимаются все желающие физически
здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности
на конкурсной основе. В подготовительную группу принимаются
дети
с
шестилетнего
возраста.
Особо
одаренные
или
подготовленные дети в виде исключения могут попасть в школу с
семи и даже десяти лет.
Детская самодеятельная хореографическая школа-студия готовит
детей для дальнейшего обучения в колледже культуры, институте
культуры, для занятий в ансамблях, готовит организаторов для
передачи знаний, приобретенных в школе, в образовательной
школе, оздоровительном лагере, а также воспитывает творческие
кадры для музыкальных народных театров и ансамблей страны.
Занятия по танцу с детьми содействуют росту их общей культуры,
нравственному и физическому развитию. Занятия в ШРТ знакомят
учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их
возрастного развития доступные для них знания и навыки. В
конечном
результате
занятия
в
хореографических
кружках
подводят учащихся к пониманию искусства танца и к умению
правдиво и выразительно отображать художественные образы в
танце.
Овладение
определенным
кругом
знаний
и
навыков
содействует развитию художественного вкуса учащихся, что
представляет
одну
из
существенных
задач
эстетического
воспитания. Занятия по танце и коллективные выступления с
танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство
ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.
На занятиях детям прививаются навыки культурного поведения.
Занятия по танцу способствуют физическому развитию учащихся,
укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и
культуре движений. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом,
музыкой, национальными особенностями не только русского
народа, но и других народов России. Настоящая программа также
является попыткой внести вклад в решение задач повышения
квалификации педагогов-хореографов в сельской местности и
является пособием для практической деятельности и расширения
педагогической
эрудиции,
рассчитана
на
руководителей
хореографических коллективов.