Напоминание

Влияние хореографии народного танца на развития детей школьного возраста


Автор: Малыш Анна Дмитриевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние хореографии народного танца на развития детей школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




"Влияние хореографии народного танца

на развития детей школьного возраста"

Народный

танец

-

это,

красочное

творение народа,

являющееся эмоциональным

художественным отображением его быта,

характера, мыслей,

чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего

мира.

Танец в специфической художественной форме выражает и

раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и

идеалы. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину

их чувств. При этом, народный танец, произрастающий из

народных традиций и жизни людей вовсе не является чем-то

хаотичным, ведь народный танец всегда имеет ясную тему и идею -

он всегда содержателен. В нём существует драматургическая

основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные

образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим

движениям,

пространственным

рисункам

(построениям).

Восприятие этих образов происходит как непосредственно, так и

путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность

танцевальных

образов

определяется

их

содержанием

и

танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её

характером, ритмом и темпом.

Своими корнями народный танец уходит в историю народа, где

каждый

танец

обладал

своей

особой

хореографией,

отличительными чертами, преимуществами и особенностями.

Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде

всего,

как

явление

русской

национальной

культуры.

Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается

настоятельная,

так

как подобная школа обеспечит будущее

хореографического ансамбля, позволит подготовить приток новых

сил в ансамбль, создать и утвердить качественно новый репертуар

на русской национальной основе и пополнять его характерными

танцами

других

народов

России,

поднять

уровень

профессионального владения танцем.

Понятие “школа” более широкое, емкое в отличие от

проектировавшейся

ранее

“студии”.

Школа

это

выучка,

приобретение опыта, сам опыт. Школа осуществляет широкую

учебно-образовательную программу, где предусматривается чтение

лекций по курсам общенациональной культуры, эстетике, истории

русского балета, костюму, фольклору, а также практические уроки

танцев по хореографическим дисциплинам.

Результатом овладения навыками и знаниями является переходные

экзамены в конце каждого года с вручением сертификата качества

об окончании школы (наиболее талантливые и одаренные дети

продолжают занятия в хореографическом ансамбле).

В связи с решением направить работу хореографического

коллектива в новое специфическое русло, автор предлагает

“идеальный” вариант школы.

Студия” также название специального учебного заведения, но в

плане работы несколько сужена сфера ее деятельности. Хотя, в

рабочем варианте, допустимо название школы – студия.

Данная образовательная программа является экспериментальной,

так как не имеет аналогов по своему содержанию, объему,

специфике. Автор в создании программы использует современные

методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт

работы

в

области

хореографии.

В

отличие

от

других

существующих

программ

это

единственная

комплексная

программа, составленная специально для школы русского танца,

впервые открывающейся в регионе. Она рассчитана на обучение

детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров,

приобретение

профессиональных

навыков

и

путей

совершенствования. Занятия в школе приобщают учащихся к

пониманию

искусства

танца

и

знакомят

с

богатейшей

художественной

культурой

прошлого

и

настоящего

России.

Поскольку занятия в школе автор рассматривает как систему

общего эстетического и общественного воспитания, то программа

должна включать в себя не только тренировочные упражнения,

определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику

занятий по правилам общественного поведения, танцевальному

этикету, музыкальной грамоте.

В программе освещены принципы организации многообразных

форм

обучения

детскому

танцу,

вопросы

материально-

технического и хозяйственного обеспечения этих форм, даются

методические рекомендации и практические советы. Значительное

место

отведено

рассмотрению

общей

методики

учебно-

воспитательной

работы

в

школе

русского

танца.

Подробно

раскрываются учебная программа и учебный план, музыкальное

оформление учебных занятий.

Репертуар, как доминирующая часть всей работы школы и

ансамбля, не представлен в полном объеме, а дан в виде

методических советов, в основном, как нужно работать по

репертуару.

В основе развития личности ребенка лежит русский танец. Он

близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка,

мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой

ценнейший материал для художественного развития учащихся.

Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и

уважения

к

народному

танцевальному

творчеству

и

к

запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что

приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего

национального материалу, ибо он понятен юным исполнителям и

является лучшей основой для более быстрого и правильного

стилевого усвоения народных танцев. Новизна и оригинальность

авторских идей заключается в поиске новых форм и путей

совершенствования через учебный материал на национальной

основе (образы и особенности русского танца), через ввод новых

дисциплин

(грим,

костюм),

через

разнообразные

методы

достижения цели.

Образовательная программа школы русского танца реализует

идею, связанную с развитием и изучением российской культуры в

целях сохранения наследия русского танца, с изучением русского

танца по областным особенностям. Современное отношение к

истокам национальной культуры позволило не только заявить о

необходимости

возрождения

былых

традиций

и

духовности

русского танца, но и разработать цельную учебно-образовательную

программу.

Главным основанием для построения такой

программы

выступает

ориентация

на

дифференциацию

и

индивидуализацию учащихся. Итак, образовательная программа

позволяет

реализовать

принцип

личностной

ориентации

в

образовательном

процессе

через

определенные

условия,

способствующие

учащимся

с

разными

образовательными

возможностями

и

потребностями

достижения

установленного

стандарта образования. Работать с детьми – значит ежедневно

отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, формируя из

него личность.

Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье,

школе, и, конечно же, художественное воспитание в школе танца.

Экспериментальная программа ШРТ рассчитана на учащихся

дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включает

в себя три этапа обучения, является многоуровневой, комплексной

учебно-образовательной программой.

В данном случае сама образовательная программа представляет

собой вариативный модуль, но при этом имеет самостоятельное

наполнение.

За пятилетний период обучения в ШРТ программа в перспективе

своей позволяет учащихся применить свои способности, развить

склонности,

приобрести

опыт

собственной

творческой

деятельности.

Это

выступления

в

концертах,

фестивалях,

конкурсах, открытых уроках и т. д., то есть показать результаты

своего труда и творчества, что отвечает задачам поставленного

эксперимента.

Назначение программы

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного,

младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется детским

хореографическим коллективам (школам-студиям, кружкам танца).

Ею могут воспользоваться руководители со спецобразованием.

Программа

предполагает

широкое

ознакомление

детей

с

предметами специального цикла по курсу хореографии и общей

культуры. В школу-студию принимаются все желающие физически

здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности

на конкурсной основе. В подготовительную группу принимаются

дети

с

шестилетнего

возраста.

Особо

одаренные

или

подготовленные дети в виде исключения могут попасть в школу с

семи и даже десяти лет.

Детская самодеятельная хореографическая школа-студия готовит

детей для дальнейшего обучения в колледже культуры, институте

культуры, для занятий в ансамблях, готовит организаторов для

передачи знаний, приобретенных в школе, в образовательной

школе, оздоровительном лагере, а также воспитывает творческие

кадры для музыкальных народных театров и ансамблей страны.

Занятия по танцу с детьми содействуют росту их общей культуры,

нравственному и физическому развитию. Занятия в ШРТ знакомят

учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их

возрастного развития доступные для них знания и навыки. В

конечном

результате

занятия

в

хореографических

кружках

подводят учащихся к пониманию искусства танца и к умению

правдиво и выразительно отображать художественные образы в

танце.

Овладение

определенным

кругом

знаний

и

навыков

содействует развитию художественного вкуса учащихся, что

представляет

одну

из

существенных

задач

эстетического

воспитания. Занятия по танце и коллективные выступления с

танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство

ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.

На занятиях детям прививаются навыки культурного поведения.

Занятия по танцу способствуют физическому развитию учащихся,

укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и

культуре движений. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом,

музыкой, национальными особенностями не только русского

народа, но и других народов России. Настоящая программа также

является попыткой внести вклад в решение задач повышения

квалификации педагогов-хореографов в сельской местности и

является пособием для практической деятельности и расширения

педагогической

эрудиции,

рассчитана

на

руководителей

хореографических коллективов.



В раздел образования