Напоминание

"Работа с социумом"


Автор: Платунова Евгения Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с социумом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Культурная практика «Волонтёрское движение «Карусель добра».

Платунова Евгения Викторовна

Инструктор по Физической культуре

МКДОУ № 195 г. Кирова

Гуманное отношение к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию -

проявляется в самых разных жизненных ситуациях. В наше время актуальным является

вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте,

который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие,

доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе,

отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких

качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого,

маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит

помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-

то значимого, интересного для себя.

С 2018 года в России официально существует ДЕНЬ ВОЛОНТЕРА- 5 декабря.

Предпосылкой к внедрению такой культурной практики стала проблема:

-в социуме у детей старшего возраста наблюдается отсутствие проявления опыта

положительной социализации и социально-нравственной позиции .

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно

мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать

сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все

любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на

смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях большинство детей не знает правды, что в мире есть не только

здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет

родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В

основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги и родители в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и

пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые

добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному

человеку.

Данный вид культурной практики актуален.

Наша совместная задача, педагогов и родителей –обеспечить положительную

социализацию дошкольников, не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости,

терпения и любви.

Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также

сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и

пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и

умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» -

животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое

сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а

суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и

порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и

разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к

самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают.

В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении

считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все

стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень

хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

При совместном обсуждении педагогов и родителей этой темы, возникла идея культурной

практики «Карусель добра»

- организация волонтёрского движения в ДОУ как активной формы общения взрослых и

детей в социуме.

Новизна данной культурной практики:

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим

факторам нравственного развития.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура

складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что

все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической

принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на

проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей

является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной

реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному

созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей,

таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера

в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой.

Цель данной социализации

:

-развитие волонтёрского движения в ДОУ как совместной формы получения опыта

положительной социализации

- внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на

развитие духовно-нравственной личности дошкольников

- формирование у воспитанников высокого патриотического сознания

- формирование положительной социализации детей.

Задачи практики:

-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

-Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,

способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя

своего народа.

-Создание благоприятных условий для реализации основных направлений ФГОС

дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией

-развитие навыков общения в разновозрастном коллективе и коллективе взрослых

( педагоги, родители)

-создание условий для самореализации дошкольников

-повышение социальной активности детей

Отсюда вытекает гипотеза:

Если мы будем активными участниками волонтёрского движения, то мы обретём навыки:

-положительной социализации

-ответственное взаимодействие

-лидерские навыки

-исполнительская дисциплина

-инициативность

Принципы практики:

-ситуация успеха

-творчество и сотворчество

-добровольность

-толерантность

-учёт психолого-возрастных особенностей

-развитие и самореализация

-партнёрство и сотрудничество

-правовое равенство

Работа с родителями: Этапы внедрения культурной практики:

I этап - подготовительный(сбор информации, постановка целей и задач, поиск партнёров)

II этап - основной(разработка плана работы и проведение акций)

III этап – заключительный(обобщение результатов, постановка перспектив)

Мероприятий, проведенных в рамках данной культурной практики очень много.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях.

Акция «В гости к первокласснику»

Наш ДОУ активно сотрудничает со средней школой № 9. В сентябре мы ходим «в гости»

к нашим выпускникам- первоклассникам , оказывааем им моральную поддержку,

присутствуем у них на уроках, дарим сюрпризы, сделанные своими руками.

Акция «Жизнь в безопасности»

Регулярно обходим территорию нашего сада и места, опасные для других сходом снега и

льда, ограничиваем специальными лентами.

При совместной работе с родителями: «Дарю улыбку»

Очень интересна наша идея- дарить улыбку людям. Просто выходим с ребятами в наш

микрорайон с плакатами, сделанными совместно в группе, и дарим людям улыбку,

обнимаем их и таким образом поднимаем настроение. Делаем счастливее даже тех, кто не

может выйти из дома.

Акция «Если не мы, то кто же?

В нашем детском саду традиция помогать ближним существует уже много лет. Самые

близкие нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в элементарной помощи-

одеться на прогулку.

При участии родителей: Акция «Мокрый нос»

Наш социальный партнер- Центр по работе с детьми и молодежью «Калейдоскоп» и

волонтерский отряд «Стражи Галактики». Совместно мы оказываем помощь приютам для

бездомных животных.

Акция «Твори добро»

Мы учим малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята

ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут

провести настоящий мастер- класс на разные темы.

Совместно с родителями: Акция «Цветущий город»

Активно принимаем участие в ежегодных городских акциях по совместной работе по

благоустройству города, в частности, нашего ДОУ .

Акция «Технология добра»

Приобщаем и родителей, личным примером они делятся с нами идеями по

обустройству участков .

Акция «Вместе»

Продвигаться к положительной социализации помогает наш постоянный социальный

партнер Центр Калейдоскоп. Совместно с родителями устраиваем познавательные беседы

и развлечения, семейные клубы по интересам.

Совместно с родителями: Акция «Большая помощь маленькому другу»

Зимой развешиваем кормушки на участках и подкармливаем птиц. Это развивает у детей

интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с

ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе,

быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру,

проявлять заботу и уважение к нему.

Работа с родителями: Акция «Добровольцы детям»

Изготавливаем своими руками и совместно с родителями игровые модули и макеты для

малышей. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости»,

возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания,

общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее

удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это

постепенно входит в практику педагогической работы.

Работа с родителями: Акция «Добрые эльфы»

Выступаем вместе с родителями на развлечениях детей других групп, устраиваем

тематические вечера, игровые и сладкие часы.

Работа с родителями: Акция «Добрая Вятка»

Принимали участие в рамках доброй акции, которая прошла по всей Кировской

области с

помощью общественных, культурных, экологических, спортивных и молодёжных

организаций. Задачей нашей акции- популяризация "Марафона добрых территорий

"Добрая Вятка". - Любой желающий сможет присоединиться к любой из акций и подарить

свою заботу или помощь . Мы организовали онлайн-трансляцию из нашего мини-музея

«Космос».

Акция «Дети детям»

Ребята очень любят такие акции, когда мы выходим к младшим и учим их творить.

Акция «Тренинги добра»

Помогаем малышам снять эмоциональное напряжение и скорее пройти адаптацию к саду.

Акция «Экодоброволец»

Постоянно предлагаем свою помощь работнику зимнего сада, ухаживаем за растениями и

животными.

При участии родителей: «От сердца к сердцу»

Сотрудничаем еще с одним нашим социальным партнером Библиотекой № 12, пополняем

недра библиотеки книгами.

Работа с родителями: Акция «Ветеран живет рядом»

Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким

пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и

старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких

пенсионеров. А потом ребята поздравляют и вручают подарки. Умение делать подарки -

это труд, это воспитание сердца.

Акция «Марш победы»

Одной очень важной традицией нашего детского сада является поздравление ветеранов

ВОВ во время митингов, посвященных Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом

чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.

Заключение

Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в

малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не

рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не

произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и

какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести,

чтобы показывать достойный пример детям.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры -это

сильные люди, способные прийти на помощь.

Данный вид культурной практики является новым для меня видом работы , очень

интересным и детям, и взрослым.

Предполагаю основным результатом данной культурной практики –положительную

социализацию дошкольника через :

-расширение представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов

детского сада, родителей воспитанников;

-формирование у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям

независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

-приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества, государства.

-привлечение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и

начального общего образования.

-организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через

взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди.

Данная культурная практика расширила представления дошкольников о патриотизме,

мужестве, героизме, доброте и её роли в жизни каждого человека, познакомила с

художественными произведениями на данную тему, воспитывает гуманные чувства,

доброжелательное отношение к окружающему миру, развила способности помогать и

сочувствовать ближайшему окружению, повысила мотивацию детей к ведению здорового

образа жизни. Дети активно участвовали во всех этапах культурной практики, радовались

выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали

участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом

взаимопонимание, взаимовыручку.

Открой своё сердце… Протяни руку помощи!

Даже маленький вклад неоценим и очень важен

Список литературы:

Амирова Р.И. Волонтерсво как инновационная практика в России.- Самара 2017.

Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности .- Москва, 2003

Соколова О.Д. Памятка для волонтеров.- Вологда, 2006.

Слобжанин Н.И. Как эффективно работать с волонтерами.- СПб, 2000.

Семенака С.И. «Уроки добра» .- Москва , 2004



В раздел образования