Автор: Платунова Евгения Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с социумом"
Раздел: дошкольное образование
Культурная практика «Волонтёрское движение «Карусель добра».
Платунова Евгения Викторовна
Инструктор по Физической культуре
МКДОУ № 195 г. Кирова
Гуманное отношение к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию -
проявляется в самых разных жизненных ситуациях. В наше время актуальным является
вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте,
который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие,
доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе,
отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких
качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого,
маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит
помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-
то значимого, интересного для себя.
С 2018 года в России официально существует ДЕНЬ ВОЛОНТЕРА- 5 декабря.
Предпосылкой к внедрению такой культурной практики стала проблема:
-в социуме у детей старшего возраста наблюдается отсутствие проявления опыта
положительной социализации и социально-нравственной позиции .
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно
мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать
сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все
любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на
смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях большинство детей не знает правды, что в мире есть не только
здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет
родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В
основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги и родители в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и
пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово " Волонтер" переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые
добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному
человеку.
Данный вид культурной практики актуален.
Наша совместная задача, педагогов и родителей –обеспечить положительную
социализацию дошкольников, не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости,
терпения и любви.
Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также
сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и
пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и
умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» -
животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое
сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а
суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и
порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и
разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к
самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают.
В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении
считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все
стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень
хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
При совместном обсуждении педагогов и родителей этой темы, возникла идея культурной
практики «Карусель добра»
- организация волонтёрского движения в ДОУ как активной формы общения взрослых и
детей в социуме.
Новизна данной культурной практики:
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим
факторам нравственного развития.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура
складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что
все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на
проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей,
таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера
в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой.
Цель данной социализации
:
-развитие волонтёрского движения в ДОУ как совместной формы получения опыта
положительной социализации
- внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на
развитие духовно-нравственной личности дошкольников
- формирование у воспитанников высокого патриотического сознания
- формирование положительной социализации детей.
Задачи практики:
-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
-Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,
способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя
своего народа.
-Создание благоприятных условий для реализации основных направлений ФГОС
дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
-воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией
-развитие навыков общения в разновозрастном коллективе и коллективе взрослых
( педагоги, родители)
-создание условий для самореализации дошкольников
-повышение социальной активности детей
Отсюда вытекает гипотеза:
Если мы будем активными участниками волонтёрского движения, то мы обретём навыки:
-положительной социализации
-ответственное взаимодействие
-лидерские навыки
-исполнительская дисциплина
-инициативность
Принципы практики:
-ситуация успеха
-творчество и сотворчество
-добровольность
-толерантность
-учёт психолого-возрастных особенностей
-развитие и самореализация
-партнёрство и сотрудничество
-правовое равенство
Работа с родителями: Этапы внедрения культурной практики:
I этап - подготовительный(сбор информации, постановка целей и задач, поиск партнёров)
II этап - основной(разработка плана работы и проведение акций)
III этап – заключительный(обобщение результатов, постановка перспектив)
Мероприятий, проведенных в рамках данной культурной практики очень много.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях.
Акция «В гости к первокласснику»
Наш ДОУ активно сотрудничает со средней школой № 9. В сентябре мы ходим «в гости»
к нашим выпускникам- первоклассникам , оказывааем им моральную поддержку,
присутствуем у них на уроках, дарим сюрпризы, сделанные своими руками.
Акция «Жизнь в безопасности»
Регулярно обходим территорию нашего сада и места, опасные для других сходом снега и
льда, ограничиваем специальными лентами.
При совместной работе с родителями: «Дарю улыбку»
Очень интересна наша идея- дарить улыбку людям. Просто выходим с ребятами в наш
микрорайон с плакатами, сделанными совместно в группе, и дарим людям улыбку,
обнимаем их и таким образом поднимаем настроение. Делаем счастливее даже тех, кто не
может выйти из дома.
Акция «Если не мы, то кто же?
В нашем детском саду традиция помогать ближним существует уже много лет. Самые
близкие нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в элементарной помощи-
одеться на прогулку.
При участии родителей: Акция «Мокрый нос»
Наш социальный партнер- Центр по работе с детьми и молодежью «Калейдоскоп» и
волонтерский отряд «Стражи Галактики». Совместно мы оказываем помощь приютам для
бездомных животных.
Акция «Твори добро»
Мы учим малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята
ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут
провести настоящий мастер- класс на разные темы.
Совместно с родителями: Акция «Цветущий город»
Активно принимаем участие в ежегодных городских акциях по совместной работе по
благоустройству города, в частности, нашего ДОУ .
Акция «Технология добра»
Приобщаем и родителей, личным примером они делятся с нами идеями по
обустройству участков .
Акция «Вместе»
Продвигаться к положительной социализации помогает наш постоянный социальный
партнер Центр Калейдоскоп. Совместно с родителями устраиваем познавательные беседы
и развлечения, семейные клубы по интересам.
Совместно с родителями: Акция «Большая помощь маленькому другу»
Зимой развешиваем кормушки на участках и подкармливаем птиц. Это развивает у детей
интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с
ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе,
быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру,
проявлять заботу и уважение к нему.
Работа с родителями: Акция «Добровольцы детям»
Изготавливаем своими руками и совместно с родителями игровые модули и макеты для
малышей. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости»,
возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания,
общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее
удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это
постепенно входит в практику педагогической работы.
Работа с родителями: Акция «Добрые эльфы»
Выступаем вместе с родителями на развлечениях детей других групп, устраиваем
тематические вечера, игровые и сладкие часы.
Работа с родителями: Акция «Добрая Вятка»
Принимали участие в рамках доброй акции, которая прошла по всей Кировской
области с
помощью общественных, культурных, экологических, спортивных и молодёжных
организаций. Задачей нашей акции- популяризация "Марафона добрых территорий
"Добрая Вятка". - Любой желающий сможет присоединиться к любой из акций и подарить
свою заботу или помощь . Мы организовали онлайн-трансляцию из нашего мини-музея
«Космос».
Акция «Дети детям»
Ребята очень любят такие акции, когда мы выходим к младшим и учим их творить.
Акция «Тренинги добра»
Помогаем малышам снять эмоциональное напряжение и скорее пройти адаптацию к саду.
Акция «Экодоброволец»
Постоянно предлагаем свою помощь работнику зимнего сада, ухаживаем за растениями и
животными.
При участии родителей: «От сердца к сердцу»
Сотрудничаем еще с одним нашим социальным партнером Библиотекой № 12, пополняем
недра библиотеки книгами.
Работа с родителями: Акция «Ветеран живет рядом»
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким
пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и
старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких
пенсионеров. А потом ребята поздравляют и вручают подарки. Умение делать подарки -
это труд, это воспитание сердца.
Акция «Марш победы»
Одной очень важной традицией нашего детского сада является поздравление ветеранов
ВОВ во время митингов, посвященных Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом
чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.
Заключение
Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в
малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не
рваться вперед.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не
произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и
какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести,
чтобы показывать достойный пример детям.
Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры -это
сильные люди, способные прийти на помощь.
Данный вид культурной практики является новым для меня видом работы , очень
интересным и детям, и взрослым.
Предполагаю основным результатом данной культурной практики –положительную
социализацию дошкольника через :
-расширение представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов
детского сада, родителей воспитанников;
-формирование у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям
независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
-приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества, государства.
-привлечение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и
начального общего образования.
-организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через
взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди.
Данная культурная практика расширила представления дошкольников о патриотизме,
мужестве, героизме, доброте и её роли в жизни каждого человека, познакомила с
художественными произведениями на данную тему, воспитывает гуманные чувства,
доброжелательное отношение к окружающему миру, развила способности помогать и
сочувствовать ближайшему окружению, повысила мотивацию детей к ведению здорового
образа жизни. Дети активно участвовали во всех этапах культурной практики, радовались
выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали
участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом
взаимопонимание, взаимовыручку.
Открой своё сердце… Протяни руку помощи!
Даже маленький вклад неоценим и очень важен
Список литературы:
Амирова Р.И. Волонтерсво как инновационная практика в России.- Самара 2017.
Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности .- Москва, 2003
Соколова О.Д. Памятка для волонтеров.- Вологда, 2006.
Слобжанин Н.И. Как эффективно работать с волонтерами.- СПб, 2000.
Семенака С.И. «Уроки добра» .- Москва , 2004