Напоминание

"Работа с социумом"


Автор: Горошникова Екатерина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с социумом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация взаимодействия ДОУ с родителями в целях позитивной социализации

дошкольников: дискуссионный модуль «Семейный клуб» как форма педагогического

просвещения родителей в ДОУ»

Старший воспитатель МКДОУ № 195 г. Киров

Бледных Лариса Викторовна

Собрать вместе это начало,

Остаться вместе это процесс,

Работать вместе – это успех!

Генри Форд

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт

родители и где начинается их систематическое

педагогическое и психологическое

просвещение. За годы работы в детском саду мы определились с выбором темы. Работу с

родителями мы выбрали неслучайно, ведь только при тесном взаимодействии с семьей ребенка

можно лучше узнать его: его характер, внутренний мир. При всей

своей универсальности и

незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего

развития личности. Актуальность определяется спецификой семейного воспитания. В век

информационной загруженности приходится наблюдать, как родители практически не

занимаются воспитанием своих детей и часто перекладывают это на бабушек и других членов

семьи, что негативно сказывается на развитии личности ребенка. Многочисленные наблюдения

за воспитанием ребенка в семье, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании, обусловлены

недостатком педагогических, правовых знаний, умений родителей. А также развитие ребенка

зависит от стилей воспитания, от видов семей (благополучные и неблагополучные семьи).

Мы решили взять за основу модульное воспитание Маслоу и использовали его систему в работе

с родителями. В результате этого у нас получилось модульное просвещение родителей. Что

такое модульное просвещение родителей? Это знакомство, информирование и сотрудничество.

Модульный

принцип

организации

педагогического

просвещения

даёт

возможность

реализовать

современные

требования

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов к организации работы дошкольной организации и семьи, о необходимости строить

образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет

сделать жизнь детей и их родителей в детском саду и дома более интересной, а

просветительский процесс – мотивированным.

1.Модульное просвещение позволяет строить работу с родителями на основе интеграции всех

видов детской деятельности.

2. Педагогическое просвещение родителей становиться более экономичным, позволяет за

небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

3. Педагогические знания для родителей становятся необходимыми в реальной жизни.

Родители чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания

4. Понимание значимости своей роли родителя и удовлетворения от качества её конечного

результата создаёт у них положительный эмоциональный настрой и желание выполнить

действия лучшим способом.

5. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений

между родителями детьми и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к

личностно-ориентированной модели обучения.

За время работы мы исследовали несколько нетрадиционных модулей.

Этапы модульного просвещения родителей

1.

Модуль «Сотрудничество». Он делится на 2 этапа:

* Изучение литературы по данной теме. За основу взяли Образовательную программу

МКДОУ № 195, а также программа развития и воспитания «Радуга», Н.М. Метенова

Родительские собрания, «Взрослым о детях», О.Жукова «Не хочу идти в детский сад»,

Праздники в детском саду», Н.А. Рогалева «Психологический клуб для родителей».

Проводили анкетирование с родителями. Для родителей была создана просветительская

гостиная (картотеки игр с детьми, библиотечка для родителей, буклеты, брошюры и т.д.)

* Общение установление взаимных деловых, педагогических, дружеских контактов на

основе общих интересов, связанных с воспитанием и развитием детей. Происходит оно на

нескольких уровнях: «ребенок – взрослый» «ребенок – ребенок», «родитель – педагог». Для

детей это общение в процессе игры, для взрослых – неформальное межличностное общение,

лекторий, обмен опытом, игры.

2.

Модуль

«Информирование».

Освоение

педагогической

информации,

получение

сведений

о

содержании,

организации

работы

с

детьми,

их

особенностях

их

психического, физического развития и здоровья в разные возрастные периоды. Беседы

по вопросам воспитания детей. Работа над новыми подходами к оформлению и

содержанию наглядной информации в ДОУ как средства педагогического просвещения

родителей, где раскрывала такие рубрики как: «Поделимся опытом», «Наша жизнь день

за днем» «Наше творчество». Систематически оформляла выставки детских работ. Дома

родители организовывали вечера семейного творчества, и осваивали новые методики и

техники совместно с детьми: квиллинг, батик, бисероплетенпие, скрпбукинг, что

способствует познанию, получению новой информации и пополнение развивающей

среды в группе

3.

Модуль «Отдыхаем вместе с детьми».

Это организация спортивных праздников,

развлечений/ театрализованных представлений, походов и экскурсий, в которых

участвуют взрослые и дети. Два года работали в направлении « Наша жизнь вне детского

сада». Осуществляли совместные с родителями и детьми выезды в театр, цирк, музей, в

походы на природу.

4.

Модуль «Педагогическое сотрудничество» Организация нетрадиционных форм и

методов работы с родителями: лекции, дискуссии, практикумы общения, заседания

круглый стол, деловые игры,

«Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за

шагом» (детский сад будущего).

5. Дискуссионный модуль «Семейный клуб». На этом мы остановимся подробнее.

В процессе общения у нас возникла идея создания дискуссионного модуля «Семейный клуб»

в частности для мам и пап. Эта модель создается с целью содействия развитию общественной

инициативы молодых семей, ориентации молодых семей на здоровый образ жизни,

организованный творческий досуг и отдых; распространение опыта семейного воспитания.

«Семейный клуб» - это групповая организация, предоставляющая возможность свободного

педагогического общения молодых мам и не только, имеющих детей дошкольного возраста.

В ходе функционирования клуба мы предполагаем, что у матерей сформируются определенные

модели поведения с ребенком, повысится уровень педагогических знаний и умений,

активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать и преодолевать трудности

воспитания

детей;

сформируется

установка

на

здоровый

образ

жизни,

установятся

доверительные отношения с ДОУ, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии

ребенка дошкольного возраста.

Цель работы клуба: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в

вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; Помогать родителям,

рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком

на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом

интересов и потребностей детей.

Задачи: Повышать психолого-педагогическую культуру родителей; выявлять положительный

опыт семейного воспитания; вырабатывать единый стиль общения с ребенком в дошкольной

организации и семье, формировать навыки адекватного общения родителей с детьми, оказывать

методическую, информационную поддержку молодым семьям, организовывать и проводить

совместные мероприятия, способствовать укреплению семей, решать проблемы по воспитанию

детей.

Основные направления деятельности «Семейного клуба» - общение, информирование,

дистанционное обучение, дискуссии, развитие творческих начал, отдых и занятия. Подобное

выделение условно, ведь сами направления изменчивы и подвижны и зачастую тесно связаны

между собой или пересекаются в тех или иных аспектах.

Организация занятий включает в себя:: практические упражнения, приемы, тесты, методики,

проблемный вопрос, памятки, вопрос – ответ, рефлексия, прощание, лист отзывов.

*Практические упражнения, приемы, тесты, методики

– включают индивидуальную и

коллективную работу участников, а также групповое обсуждение. Родители с помощью

педагога получают возможность увидеть роль матери, результаты совместного взаимодействия

в воспитании ребенка и рассмотреть разногласия в этом вопросе.

*Проблемный вопрос. Родители отвечают на поставленный вопрос о том, насколько хорошо

они знают свою семью, своего ребенка. Это задание позволяет в процессе группового

обсуждения дополнить и скорректировать представления о дошкольниках, поможет родителям

увидеть разнообразные стороны личности своих детей.

*Памятки – раздаточный материал, которые родители получают в качестве поощрения. Это

помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться

своими впечатлениями и полученным опытом с домочадцами.

*Вопрос – ответ – вопросы родителей по теме встреч, на которые педагог и специалисты

дошкольной организации дают ответы.

*Рефлексия

– участники встречи говорят о своих чувствах, переживаниях о том опыте,

который они получили. Делятся полученными впечатлениями.

*Прощание

педагог

дает

домашнее

задание

(если

оно

планируется).

Родителям

предоставляется право выбора темы следующей встречи. Затем участники прощаются с

наилучшими пожеланиями.

*Лист отзывов

– в конце встречи педагог просит участников написать свои отзывы,

предложения и замечания о прошедшей встрече

Родители на протяжении работы клуба активно участвуют в разработке проектов предметно-

развивающей и образовательной среды для воспитанников детского сада, «Моя семя», «Моя

родословная», «Герб моей семьи», созданы и реализованы познавательно – исследовательские

проекты «Дымковская игрушка», «Мусорные фантазии» и работа мини-музея « Волшебный

мир космоса». Как один из видов социокультурных практик мини – музеи хорошо

зарекомендовали себя на базе дошкольного учреждения Идея мини – музея космос возникла на

очередном собрании в маме клуб, и была приурочена к дню космонавтики в апреле, родители

изготовили творческие работы совместно с детьми на свободную тему (поделки, рисунки,

аппликации). Оформили мини- музей в группе, и со временем места в группе стало

недостаточно и было решено на основе группового мини музей создать за пределами группы,

родители принимали активное участие, музей находится в доступном для детей месте, все

экспонаты детям доступны.

-организованна и проводится работа по внедрению компьютерных технологий в процесс

взаимодействия с детьми, родителями и педагогами, это использование презентаций,

видеофильмов в педагогическом процессе, при проведении организованной образовательной

деятельности, родительских собраний, совместных развлечений.

Нетрадиционные мероприятия в работе с родителями:

- «Мозаика креативности», организация деятельности с детьми, родителями, педагогами по

формированию творческих способностей;

- «Радужная капель», нетрадиционная культурная практика формирование изобразительных

навыков

детского творчества, взаимодействие с родителями; совместно с психологом

проводили

различные

этюды

творчества,

где

родители

раскрывали

свои

таланты

и

раскрывались сами, свой внутренний мир.

- «Эколого- оздоровительная гостиная», развитие партнёрских отношений детей, родителей,

педагогов, социальных партнёров по физическому развитию детей; Так как социокультурные

практики проходят через все направления, поэтому и не осталось без внимания и

познавательное развитие.

- «Хореографическая карусель», развитие хореографических навыков детей во взаимодействии

с родителями и музыкальным руководителем.

В деятельность клуба внедрена современная новая технология «Коучинг».

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее

консультирование, в процессе которого принимают участие специалисты ДОУ: педагог –

психолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физо, музыкальный

руководитель. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это

активная форма обучения, направленная на личностную поддержку педагогического

просвещения родителей. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-

ответ), где родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы,

которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он

выстраивает с родителем партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь

партнером, а не советником.

Совместно с родителями был разработан перспективный план клуба. При составлении

перспективного плана учитывались возрастные рамки матерей, статус многодетная мать,

неполная семья, а также типы семей в целом.

Таким образом, реализуя программу клуба, мы убедились в том, что занятия очень помогают

сплотить коллектив родителей, при тесном сотрудничестве и приобщении родителей к жизни

группы мы добились больших результатов в работе с родителями, о чем говорят результаты

диагностики по теме активизация родителей входе совместной деятельности детского сада и

семьи. Работа клуба способствовала повышению роли матери в семье, ее педагогическая

просвещенность в вопросах воспитания обучения и развития детей. Мы убедились, что

реализация дискуссионного модуля «Семейный клуб» родители стали более внимательными,

принимают активное участие в жизни ребенка и дошкольной организации, чаще занимают

правовую, педагогическую позицию в воспитании детей, несут в семью полученные в клубе

знания. Они осознают, что процесс образования это непрерывный партнерский диалог со своим

ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей потребностей

детей.

В дальнейшем мы бы хотели создать модуль «Семь - Я», т.к. заметили, что в процессе

функционирования модулей, желание посещать мероприятия появилось у всей семьи, активно

включаются в работу бабушки и дедушки.

* Посиделки с бабушками и дедушками – где провести мастер класс «Умелые руки не знают

скуки»

* Мамин день, где участвую и другие члены семьи

* провести спортивно- оздоровительный мастер-класс «Хочу все знать о ЗОЖ»

*Ай да папы – спортивно-развлекательный геокешинг

* Семейные коллекции

* Семейный досуг «Вот мы какие спортивные»

* Игры наших родителей

* Семейные династии

Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей, поэтому

они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Через

модульное просвещение был создан крепкий творческий союз. В результате совместной работы

правильно-разработанный модуль, выбранная система работы и формы её реализации, будут

способствовать

повышению

познавательной

активности,

самостоятельности

детей,

формированию творческого самовыражения детей.

Список литературы:

Козлова А.В. «работа ДОУ с семьей».- Москва 2010г

Давыдова О.И. «Проекты в работе с семьей».- Москва 2012г

Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу».- СПб

2012г



В раздел образования