Автор: Бледных Лариса Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 195
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с социумом"
Раздел: дошкольное образование
Организация взаимодействия ДОУ с родителями в целях позитивной социализации
дошкольников: дискуссионный модуль «Семейный клуб» как форма педагогического
просвещения родителей в ДОУ»
Старший воспитатель МКДОУ № 195 г. Киров
Бледных Лариса Викторовна
Инструктор по Физической культуре МКДОУ № 195 г. Киров
Платунова Евгения Викторовна
Собрать вместе это начало,
Остаться вместе это процесс,
Работать вместе – это успех!
Генри Форд
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт
родители и где начинается их систематическое
педагогическое и психологическое
просвещение.За годы работы в детском саду мы определились с выбором темы. Работу с
родителями мы выбрали неслучайно, ведь только при тесном взаимодействии с семьей ребенка
можно лучше узнать его: его характер, внутренний мир. При всей
своей универсальности и
незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего
развития личности. Актуальность определяется спецификой семейного воспитания. В век
информационной загруженности приходится наблюдать, как родители практически не
занимаются воспитанием своих детей и часто перекладывают это на бабушек и других членов
семьи, что негативно сказывается на развитии личности ребенка. Многочисленные наблюдения
за воспитанием ребенка в семье, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании, обусловлены
недостатком педагогических, правовых знаний, умений родителей. А также развитие ребенка
зависит от стилей воспитания, от видов семей (благополучные и неблагополучные семьи).
Мы решили взять за основу модульное воспитание Маслоу и использовали его систему в работе
с родителями. В результате этого у нас получилось модульное просвещение родителей. Что
такое модульное просвещение родителей? Это знакомство, информирование и сотрудничество.
Модульный
принцип
организации
педагогического
просвещения
даёт
возможность
реализовать
современные
требования
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов к организации работы дошкольной организации и семьи, о необходимости строить
образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет
сделать жизнь детей и их родителей в детском саду и дома более интересной, а
просветительский процесс – мотивированным.
1.Модульное просвещение позволяет строить работу с родителями на основе интеграции всех
видов детской деятельности.
2. Педагогическое просвещение родителей становиться более экономичным, позволяет за
небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
3. Педагогические знания для родителей становятся необходимыми в реальной жизни.
Родители чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания
4. Понимание значимости своей роли родителя и удовлетворения от качества её конечного
результата создаёт у них положительный эмоциональный настрой и желание выполнить
действия лучшим способом.
5. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений
между родителями детьми и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к
личностно-ориентированной модели обучения.
За время работы мы исследовали несколько нетрадиционных модулей.
Этапы модульного просвещения родителей
1.
Модуль «Сотрудничество». Он делится на 2 этапа:
* Изучение литературы по данной теме. За основу взяли Образовательную программу
МКДОУ № 195, а также программа развития и воспитания «Радуга», Н.М. Метенова
Родительские собрания, «Взрослым о детях», О.Жукова «Не хочу идти в детский сад»,
Праздники в детском саду», Н.А. Рогалева «Психологический клуб для родителей».
Проводили анкетирование с родителями. Для родителей была создана просветительская
гостиная (картотеки игр с детьми, библиотечка для родителей, буклеты, брошюры и т.д.)
* Общение установление взаимных деловых, педагогических, дружеских контактов на
основе общих интересов, связанных с воспитанием и развитием детей. Происходит оно на
нескольких уровнях: «ребенок – взрослый» «ребенок – ребенок», «родитель – педагог». Для
детей это общение в процессе игры, для взрослых – неформальное межличностное общение,
лекторий, обмен опытом, игры.
2.
Модуль
«Информирование».
Освоение
педагогической
информации,
получение
сведений
о
содержании,
организации
работы
с
детьми,
их
особенностях
их
психического, физического развития и здоровья в разные возрастные периоды. Беседы
по вопросам воспитания детей. Работа над новыми подходами к оформлению и
содержанию наглядной информации в ДОУ как средства педагогического просвещения
родителей, где раскрывала такие рубрики как: «Поделимся опытом», «Наша жизнь день
за днем» «Наше творчество». Систематически оформляла выставки детских работ. Дома
родители организовывали вечера семейного творчества, и осваивали новые методики и
техники совместно с детьми: квиллинг, батик, бисероплетенпие, скрпбукинг, что
способствует познанию, получению новой информации и пополнение развивающей
среды в группе
3.
Модуль «Отдыхаем вместе с детьми».
Это организация спортивных праздников,
развлечений/ театрализованных представлений, походов и экскурсий, в которых
участвуют взрослые и дети. Два года работали в направлении « Наша жизнь вне детского
сада». Осуществляли совместные с родителями и детьми выезды в театр, цирк, музей, в
походы на природу.
4.
Модуль «Педагогическое сотрудничество» Организация нетрадиционных форм и
методов работы с родителями: лекции, дискуссии, практикумы общения, заседания
круглый стол, деловые игры,
«Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за
шагом» (детский сад будущего).
5. Дискуссионный модуль «Семейный клуб». На этом мы остановимся подробнее.
В процессе общения у нас возникла идея создания дискуссионного модуля «Семейный клуб»
в частности для мам и пап. Эта модель создается с целью содействия развитию общественной
инициативы молодых семей, ориентации молодых семей на здоровый образ жизни,
организованный творческий досуг и отдых; распространение опыта семейного воспитания.
«Семейный клуб» - это групповая организация, предоставляющая возможность свободного
педагогического общения молодых мам и не только, имеющих детей дошкольного возраста.
В ходе функционирования клуба мы предполагаем, что у матерей сформируются определенные
модели поведения с ребенком, повысится уровень педагогических знаний и умений,
активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать и преодолевать трудности
воспитания
детей;
сформируется
установка
на
здоровый
образ
жизни,
установятся
доверительные отношения с ДОУ, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии
ребенка дошкольного возраста.
Цель работы клуба: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в
вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; Помогать родителям,
рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком
на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом
интересов и потребностей детей.
Задачи: Повышать психолого-педагогическую культуру родителей; выявлять положительный
опыт семейного воспитания; вырабатывать единый стиль общения с ребенком в дошкольной
организации и семье, формировать навыки адекватного общения родителей с детьми, оказывать
методическую, информационную поддержку молодым семьям, организовывать и проводить
совместные мероприятия, способствовать укреплению семей, решать проблемы по воспитанию
детей.
Основные направления деятельности «Семейного клуба» - общение, информирование,
дистанционное обучение, дискуссии, развитие творческих начал, отдых и занятия. Подобное
выделение условно, ведь сами направления изменчивы и подвижны и зачастую тесно связаны
между собой или пересекаются в тех или иных аспектах.
Организация занятий включает в себя:: практические упражнения, приемы, тесты, методики,
проблемный вопрос, памятки, вопрос – ответ, рефлексия, прощание, лист отзывов.
*Практические упражнения, приемы, тесты, методики
– включают индивидуальную и
коллективную работу участников, а также групповое обсуждение. Родители с помощью
педагога получают возможность увидеть роль матери, результаты совместного взаимодействия
в воспитании ребенка и рассмотреть разногласия в этом вопросе.
*Проблемный вопрос. Родители отвечают на поставленный вопрос о том, насколько хорошо
они знают свою семью, своего ребенка. Это задание позволяет в процессе группового
обсуждения дополнить и скорректировать представления о дошкольниках, поможет родителям
увидеть разнообразные стороны личности своих детей.
*Памятки – раздаточный материал, которые родители получают в качестве поощрения. Это
помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться
своими впечатлениями и полученным опытом с домочадцами.
*Вопрос – ответ – вопросы родителей по теме встреч, на которые педагог и специалисты
дошкольной организации дают ответы.
*Рефлексия
– участники встречи говорят о своих чувствах, переживаниях о том опыте,
который они получили. Делятся полученными впечатлениями.
*Прощание
–
педагог
дает
домашнее
задание
(если
оно
планируется).
Родителям
предоставляется право выбора темы следующей встречи. Затем участники прощаются с
наилучшими пожеланиями.
*Лист отзывов
– в конце встречи педагог просит участников написать свои отзывы,
предложения и замечания о прошедшей встрече
Родители на протяжении работы клуба активно участвуют в разработке проектов предметно-
развивающей и образовательной среды для воспитанников детского сада, «Моя семя», «Моя
родословная», «Герб моей семьи», созданы и реализованы познавательно – исследовательские
проекты «Дымковская игрушка», «Мусорные фантазии» и работа мини-музея « Волшебный
мир космоса». Как один из видов социокультурных практик мини – музеи хорошо
зарекомендовали себя на базе дошкольного учреждения Идея мини – музея космос возникла на
очередном собрании в маме клуб, и была приурочена к дню космонавтики в апреле, родители
изготовили творческие работы совместно с детьми на свободную тему (поделки, рисунки,
аппликации). Оформили мини- музей в группе, и со временем места в группе стало
недостаточно и было решено на основе группового мини музей создать за пределами группы,
родители принимали активное участие, музей находится в доступном для детей месте, все
экспонаты детям доступны.
-организованна и проводится работа по внедрению компьютерных технологий в процесс
взаимодействия с детьми, родителями и педагогами, это использование презентаций,
видеофильмов в педагогическом процессе, при проведении организованной образовательной
деятельности, родительских собраний, совместных развлечений.
Нетрадиционные мероприятия в работе с родителями:
- «Мозаика креативности», организация деятельности с детьми, родителями, педагогами по
формированию творческих способностей;
- «Радужная капель», нетрадиционная культурная практика формирование изобразительных
навыков
детского творчества, взаимодействие с родителями; совместно с психологом
проводили
различные
этюды
творчества,
где
родители
раскрывали
свои
таланты
и
раскрывались сами, свой внутренний мир.
- «Эколого- оздоровительная гостиная», развитие партнёрских отношений детей, родителей,
педагогов, социальных партнёров по физическому развитию детей; Так как социокультурные
практики проходят через все направления, поэтому и не осталось без внимания и
познавательное развитие.
- «Хореографическая карусель», развитие хореографических навыков детей во взаимодействии
с родителями и музыкальным руководителем.
В деятельность клуба внедрена современная новая технология «Коучинг».
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее
консультирование, в процессе которого принимают участие специалисты ДОУ: педагог –
психолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физо, музыкальный
руководитель. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это
активная форма обучения, направленная на личностную поддержку педагогического
просвещения родителей. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-
ответ), где родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы,
которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он
выстраивает с родителем партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь
партнером, а не советником.
Совместно с родителями был разработан перспективный план клуба. При составлении
перспективного плана учитывались возрастные рамки матерей, статус многодетная мать,
неполная семья, а также типы семей в целом.
Таким образом, реализуя программу клуба, мы убедились в том, что занятия очень помогают
сплотить коллектив родителей, при тесном сотрудничестве и приобщении родителей к жизни
группы мы добились больших результатов в работе с родителями, о чем говорят результаты
диагностики по теме активизация родителей входе совместной деятельности детского сада и
семьи. Работа клуба способствовала повышению роли матери в семье, ее педагогическая
просвещенность в вопросах воспитания обучения и развития детей. Мы убедились, что
реализация дискуссионного модуля «Семейный клуб» родители стали более внимательными,
принимают активное участие в жизни ребенка и дошкольной организации, чаще занимают
правовую, педагогическую позицию в воспитании детей, несут в семью полученные в клубе
знания. Они осознают, что процесс образования это непрерывный партнерский диалог со своим
ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей потребностей
детей.
В дальнейшем мы бы хотели создать модуль «Семь - Я», т.к. заметили, что в процессе
функционирования модулей, желание посещать мероприятия появилось у всей семьи, активно
включаются в работу бабушки и дедушки.
* Посиделки с бабушками и дедушками – где провести мастер класс «Умелые руки не знают
скуки»
* Мамин день, где участвую и другие члены семьи
* провести спортивно- оздоровительный мастер-класс «Хочу все знать о ЗОЖ»
*Ай да папы – спортивно-развлекательный геокешинг
* Семейные коллекции
* Семейный досуг «Вот мы какие спортивные»
* Игры наших родителей
* Семейные династии
Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей, поэтому
они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Через
модульное просвещение был создан крепкий творческий союз. В результате совместной работы
правильно-разработанный модуль, выбранная система работы и формы её реализации, будут
способствовать
повышению
познавательной
активности,
самостоятельности
детей,
формированию творческого самовыражения детей.
Список литературы:
Козлова А.В. «работа ДОУ с семьей».- Москва 2010г
Давыдова О.И. «Проекты в работе с семьей».- Москва 2012г
Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу».- СПб
2012г