Автор: Анна Владимировна Груздева
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 48" г. Новоуральск
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОУРАЛЬСК
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок русского языка в 4 классе
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Этап. Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация учебной
деятельности.
Создание атмосферы
эмоционального и
психологического
комфорта.
Доброе утро дети!
Прошу вас продолжить мои слова, высказать свои
предположения и не повторяться.
Приветствуют
Личностные УУД: внутренняя
позиция школьника
Сегодня на уроке мы будем:
Вспоминать, отвечать,
писать..
Наши ответы будут:
Интересными, полными,
точными..
Наш урок будет:
Интересным,
познавательным, лучшим
…
В конце урока мы:
Подведем итоги, сделаем
выводы, зададим вопросы,
расскажем, что сделали.
Наше настроение будет:
Желаю Вам сохранить положительный настрой на
весь урок!
Хорошим, позитивным,
веселым ….
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
деятельности
Учитель читает первую часть пословицы, а дети
хором продолжают вторую часть. (Со всеми
пословицами были знакомы ранее).
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Слушают первую часть
пословицы и заканчивают
самостоятельно, без
учителя.
Личностные
УУД: смыслообразование
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
1
Солнце летом греет, а зимой морозит
Терпенье и труд все перетрут
Добро не горит и не тонет
Что посеешь, то и пожнешь.
Долго думал, да хорошо сказал.
Вопрос:
1)
Что общего есть в этих пословицах?
Определите тему урока.
2)
Какую работу мы сегодня должны
выполнить на уроке?.
Ответы детей:
1)В каждой пословице есть
однородные члены
предложения. Тема:
«Однородные члены
предложения.
2)Обобщить, повторить и
закрепить то, что мы знаем
об однородных членах
предложения.
Познавательные: произвольное и
осознанное построение речевого
высказывания в устной речи;
структурирование знаний
3. Постановка учебной
задачи
Какие мы можем поставить перед собой учебные
задачи на сегодняшний урок? Слушает
предположения детей.
Карточки с задачами учитель вывешивает на доске:
1)
Повторить и закрепить понятие однородных
членов предложения. (Карточка «Понятие»)
2)
Правильно расставлять знаки препинания в
предложениях с однородными членами
предложения. (Карточка «Знаки препинания»)
3)
Определить роль однородных членов
предложения в речи. (Карточка «Роль»).
Ответы детей.
1)Повторить что такое
однородные члены
предложения? И как их
находить в предложении.
2) Постановка знаков
препинания.
3) Сделать вывод о роли
однородных членах
предложения в речи.
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме (Коммуникативные
УУД).
Уметь определять и
формулировать задачи на уроке с
помощью учителя (Регулятивные
УУД).
2
Будем вместе находить решения на поставленные
нами задачи.
Как мы будем работать на уроке, чтобы получить
хороший результат?
Ответы детей
(Активно, дружно, с
уважением друг к другу).
4. Построение проекта
выхода из затруднения
(«открытие» детьми
нового знания).
Прочитаем что же означает слово однородные?
Поработаем с понятием из Толкового словаря.
Однородный – относится к тому же роду,
разряду, т.е. одинаковый. (Толковый словарь.)
Вспомним что мы уже знаем.
Впишите пропущенные слова в карточку:
«Однородными членами предложения могут
быть____________________________________
Несколько подлежащих при одном
сказуемом__________________________________
Несколько сказуемых при одном
подлежащем_________________________________
Несколько второстепенных членов предложения,
которые отвечают на ______________________и
зависят от _____________________________это___
___________________________________________
Ученик читает
определение из словаря.
Работают по памяти.
Записывают в
индивидуальные карточки.
Несколько учеников
читают свою карточку
вслух, остальные
проверяют и дописывают.
Строить понятные высказывания;
отвечать на вопросы, слушать
ответы других.
(Коммуникативные УУД)
Осуществлять анализ языкового
материала, моделировать выводы,
использовать их в практических
целях; устанавливать причинно-
следственные связи, обобщать
полученные
сведения. (Познавательные УУД)
3
Прочитайте текст из упр. 35
1)Устно выскажи доказательство, что в каждом
предложении есть второстепенные члены
предложения.
2) Повтори правило постановки знаков препинания
в предложениях с однородными членами
предложения: Учебник стр. 31
Запишем предложения в таком порядке:
а) с однородными подлежащими.
б) с однородными сказуемыми.
в) с второстепенными членами предложения.
г) Подчеркнем однородные члены предложения
согласно тому, каким членом предложения они
являются.
д) Составим схему предложения с однородными
сказуемыми.
Проверим выполненное упражнение.
1)
Поменяемся тетрадями с соседом по парте,
отметим исправления зеленой ручкой.
2)
Сделаем выводы, отметим типичные
ошибки и оценим свою работу.
Работа с учебником.
Устные ответы детей.
Работа с учебником.
Работа в тетрадях.
Взаимопроверка.
Ответы: Что получилось,
что было сложным, какую
работу необходимо
провести во избежание
ошибок.
4
5. Физкультминутка
Физкультминутку проведет дежурный.
Повторяют движения
Личностные: осознание
необходимости чередовать виды
деятельности
6.Организация
самостоятельных
выводов. (работа по
группам)
Прочитай рубрику «Обратите внимание» на
странице 26 и выполни задание на карточке по
рядам. (Карточки учитель раздает заранее, до
урока. В карточке представлены три предложения:
с однородными сказуемыми, подлежащими и
второстепенными членами предложения).
1 ряд вставляет в предложение однородные
сказуемые.
2 ряд вставляет в предложение однородные
подлежащие.
3 ряд вставляет в предложение однородные
второстепенные члены предложения.
Учебная задача-эстафета «Дополни мой ответ»:
После того, как ученик за 1 партой подобрал
подходящие по смыслу слова, передает карточку
ученику, сидящему за 2-ой партой.
Второй ученик во всех рядах должен подобрать
союзы, подходящие по смыслу, и передать
карточку третьему ученику, сидящему в его же
ряду.
Третий ученик подчеркивает однородные члены
предложения в соответствии с тем, каким членом
предложения являются однородные члены и
Учащиеся открывают
учебник и повторяют
правило
Самостоятельная работа на
индивидуальных
карточках.
Участвовать в коллективном
поиске, в совместном решении
задач (Коммуникативные УУД)
Наблюдать за языковым
материалом, анализировать его,
сравнивать, делать умозаключения,
выводы,
обобщать (Познавательные УУД)
Различать способ и результат
действия; контролировать процесс
и результаты деятельности (своей
и чужой); оценивать правильность
выполнения действий, вносить
нужные коррективы. Уметь
планировать своё действие в
соответствии с поставленной
задачей (Регулятивные УУД).
5
передает далее четвертому ученику.
Четвёртый ученик готовит ответ о предложении
своего ряда: каким членом предложения являются
однородные члены, на какой вопрос отвечают,
какой частью речи являются и какие союзы
вставили (если это было необходимо)
Ответы детей.
7. Формирование и
отработка умения
находить однородные
члены предложения,
определять их роль в
предложении
Сейчас мы продолжим работу в группах, но
задание
будет
творческо-поисковым.
Каждая
группа получает свое задание. Общая учебная
задача:
найти
в
тексте
однородные
члены
предложения
и
объяснить
какую
роль
они
выполняют.
Классический молочный коктейль
Холодное молоко налейте в блендер, добавьте сахар и
мороженое. Взбивайте с помощью блендера до образования
однородной массы и появления воздушных пузырьков на
поверхности. Разливайте коктейль в стаканчики, подавайте и
охлаждайтесь.
Правила игры «Тише едешь — дальше будешь»
Выбирается водящий, он встает за одной из линий и
поворачивается спиной, все остальные игроки занимают
место за другой линией.
Пока водящий произносит свои слова, игроки бегут в его
сторону, стараются как можно быстрее достичь полосы, за
которой он стоит.
Как только водящий произнес слово «СТОП!», все бегущие
должны
замереть,
водящий
быстро
поворачивается
и
смотрит, все ли успели остановится. Если он замечает чье-то
движение, то этот игрок выбывает из игры (в другом
варианте игры — отправляется обратно на старт
Работают в группах
Ответы детей.
Однородные члены
предложения нужны чтобы
разнообразить язык и
передать интонацию
Однородные члены
предложения нужны,
чтобы конкретнее
охарактеризовать предмет,
явление или действие. Они
помогают сформулировать
мысль более точно.
Делают нашу речь
выразительнее,
Регулятивные УУД:
Уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной
задачей оценивать правильность
выполнения действий, вносить
нужные коррективы.
контролировать процесс и
результаты деятельности (своей и
чужой);
6
Фрагмент стихотворения и сказки.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге.
Подумайте
и
назовите,
где
еще
могут
использоваться однородные члены предложения?
разнообразя способы
высказывания.
Текст-описание,
инструкции к играм,
рецепты и т.д.
10. Рефлексия
деятельности (итог
урока).
Ребята, вот подошел к концу наш урок.
Давайте вспомним, какие учебные задачи мы
ставили перед началом урока? (Обращает
внимание детей на доску).
Вспоминают.
Ответы детей.
Личностные УУД: внутренняя
позиция школьника
Познавательные УУД: рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
7
1)
Повторить и закрепить понятие однородных
членов предложения. (Карточка «Понятие»)
2)
Правильно расставлять знаки препинания в
предложениях с однородными членами
предложения. (Карточка «Знаки препинания»)
3)
Определить роль однородных членов
предложения в речи. (Карточка «Роль»).
Оцени свою работу на уроке согласно задачам,
которые мы поставили в начале урока.
1)
Знаю ли я, что такое однородные члены
предложения и умею их находить в тексте,
выбери цвет по светофору: зеленый-знаю,
желтый – иногда сомневаюсь, красный- не
знаю, не усвоил.
2)
Умею ли я расставлять знаки препинания в
предложении с однородными членами
предложения. Ответ по светофору: зеленый
– умею и понимаю, желтый- допускаю
Отвечают на каждый
вопрос с помощью
сигнальных карточек.
8
ошибки, красный – не умею, не усвоил.
3)
Понимаю ли я роль однородных членов
предложения и могу пользоваться ими в
устной и письменной речи. Ответ по
светофору: зеленый- понимаю и использую
в речи, желтый- понимаю, но сложно
использовать в речи, красный- не понимаю.
4)
Ответь на вопрос с помощью светофора:
Как прошел для тебя урок.
Учитель спрашивает детей, что было сложным, все
ли получилось и над чем надо ещё поработать.
Благодарю всех за продуктивную и слаженную
работу на уроке.
Д/з: упр.36
Ответы детей.
9