Напоминание

Выдающиеся флейтисты, оказавшие влияние на развитие камерно-ансамблевого искусства Франции


Автор: Ямиля Ишмурзовна Тимофеева
Должность: Преподаватель духовых и ударных инструментов (флейта)
Учебное заведение: Сургутский колледж русской культуры им А.С.Знаменского.
Населённый пункт: ХМАО-Югра , г Сургут.
Наименование материала: Статья
Тема: Выдающиеся флейтисты, оказавшие влияние на развитие камерно-ансамблевого искусства Франции
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Выдающиеся флейтисты, оказавшие влияние на развитие

камерно-ансамблевого искусства Франции

Французская

флейтовая

исполнительская

школа

складывалась

на

протяжении многих столетий. В ее развитие внесли вклад многие известные

флейтисты такие как: Ж.Оттер, М.Блаве, М.Рампаль, К.Таффанель, и др.,

которые не только великолепно владели техникой игры на флейте, но и

являлись преподавателями, композиторами, дирижерами, общественными

деятелями, а также создателями камерных ансамблей и оркестров, чем весьма

обогатили не только флейтовый репертуар, но внесли огромный вклад в

французскую национальную культуру.

Одним

из

первых

ярчайших

представителей

блестящей

плеяды

выдающихся музыкантов является Ж.М.Оттетер. Он был одним из наиболее

известных музыкантов, и основателем педагогической флейтовой школы

Франции 18 в. Ещё при жизни Оттетера международную известность

получили его учебники игры на флейте, блокфлейте, гобое и мюзете, которые

не раз переиздавались и были переведены на многие языки. Среди них

выделялись «Принципы поперечной или немецкой флейты» (фр. Les

principles de la flûte traversière, ou Flute d’Allemagne 1707) — самый первый из

изданных учебников для флейты, который также включает разделы для гобоя

и

блокфлейты.

До

настоящего

времени

она

служит

образцом

для

последующих методических работ по игре на флейте

Кроме

того,

Оттетер

автор

учебника

«Искусство

прелюдии

на

поперечной флейте» (фр. L’Art de préluder sur la flûte traversière, 1719) —

редкого исторического документа, в котором говорилось о необходимом в то

время искусстве импровизации. В качестве стилистических примеров здесь

были представлены прелюдии во всех тональностях.

Жак Мартин Оттетер был талантливым композитором. Его первые

изданные композиции были созданы под сильным влиянием Мишеля де Ля

Барра, Люлли и Корелли, но в дальнейшем он сумел выработать собственный

стиль. Оттетер написал две тетради сюит для флейты и бассо континуо (фр.

Premier et deuxieme livres de piéces). Первая тетрадь, посвящённая королю

Людовику XIV, вышла в 1708, вторая в 1715. Во втором сборнике впервые

появились сюиты для флейты и баса. Также были выпущены тетрадь трио-

сонат для двух флейт и баса, и три сюиты для двух флейт или других

инструментов без сопровождения. То, что Оттетер считал возможным

исполнение его флейтовой музыки на других инструментах, расширяло

возможности коммерческого успеха изданий. Долгое время его музыка была

забыта, но сейчас она вновь звучит в концертных программах. Все работы

Оттетера были не просто учебниками и сборниками новых пьес, — они

знаменовали рождение французской флейтовой школы, а сам Жак Мартин

стал её первым крупным представителем.

После Ж.Оттера следующее место в плеяде выдающихся флейтистов

занимает Мишель Блаве (фр. Michel Blavet; 13 марта 1700, Безансон — 28

октября 1768, Париж) — флейтист и композитор. Его считают творческим

преемником Оттетера. Но в отличие от своего предшественника он играл не

на трёхчастной флейте, а уже на четырёхчастной, что открывало новые

возможности в плане общего строя и интонационной чистоты. Блаве с

детства

был

самоучкой

и

занимался

на

различных

музыкальных

инструментах. Затем

специализироваться

игрой на фаготе и флейте,

которую держал в левую сторону, так как был левша.

С 1725 г. он принимал активнейшее участие в «Духовных концертах»

(фр. «Concerts spirituels»). Эти первые публичные концерты во Франции

быстро стали популярны и имели важное общественно-культурное значение.

Блаве посчастливилось играть в ансамбле с Телеманом, когда тот

посещал Париж. Виртуозная игра придворного музыканта подвигла Телемана

на написание Второй тетради Методических сонат для флейты. Блаве был

дружен с Кванцем и отказался от места придворного музыканта прусского

короля Фридриха II, впоследствии занятого Кванцем. Вероятно, именно для

Блаве, придворный композитор Леклер написал концерт и девять сонат для

флейты.

Постепенно Блаве достигает широкого признания во Франции. Его

блестящий виртуозный стиль игры, чистая интонация, поющий звук,

значительно повысили популярность флейты во Франции, где прежде на ней

исполняли только медленные нежные и печальные мелодии. Современники

отмечали его виртуозную игру даже в трудных тональностях, хотя свою

собственную музыку для флейты (многочисленные сонаты, менуэты, дуэты и

т. п.) он, рассчитывая на её популярность среди богатых любителей,

предпочитал писать в самых лёгких тональностях.

Среди его сочинений: 18 флейтовых сонат (в трёх тетрадях) и 6 дуэтов,

концерты, несколько песен и 4 произведения для музыкального театра —

стилистически

родственные

итальянским

образцам

соответствующих

жанров. Сонаты Блаве изданные в 1732 в Париже принадлежат к шедеврам

ранней флейтовой музыки. Наиболее известные — фр. «La Vibray», и фр. «La

Lumagne». Они виртуозны и в то же время мелодичны, образны и

замечательно раскрывают возможности флейты. Ранние его сонаты были

написаны в стиле скрипичных сонат Корелли, а более поздние в новом

галантном стиле.

В 19 веке флейтовое исполнительство получает более интенсивное

развитие, благодаря, изобретению немецким флейтистом и педагогом

Т.Бемом новой модели флейты. Для исполнителей - флейтистов открылись

новые возможности инструмента, которые позволили исполнять сложнейшие

пассажи, всевозможные украшения. Звучание флейты стало насыщенным,

объемным,

ярким.

Повысился

интерес

и

внимание

к

инструменту,

слушателей и таких известных композиторов как К.Дебюсси, М.Равеля

К.Сен-Санса К.Бизе, и др.

Наиболее яркий представитель этого века, который стал центральной

фигурой в флейтовой исполнительской школеК.Таффанель(см.прим.5),он

был не только виртуозным флейтистом, но и великолепным ансамблистом.

Так пишет о Таффанеле В.Березин: «Поль Таффанель обладал еще и

несомненным

даром

дружбы,

которую

так

ценил

в

человеческих

отношениях. Вместе со своими друзьями – музыкантами

он искренне

старался пропагандировать новые сочинения и поощрять талантливых

молодых исполнителей. Таффанель был среди учредителей «Национального

музыкального общества», созданного с этой целью 25февраля 1871 года ( в

состав учредителей вошли также Франк, Жиро, Сен–Санс, Массне, Форе,

Гастийон, Дюпарк, и Бюссен)»(стр.27). Однако, благородные стремления

друзей натолкнулись на препятствие – нехватку средств. Для этого было

принято решение организовывать концертные вечера и приглашать молодых

популярных исполнителей, на которых придет публика. Вскоре выяснилось,

что для парижан наиболее значимы и любимы три фигуры исполнителей это

– Пабло Сарасате, Эжен Изаи, и Поль Таффанель.

В статье В.Березина есть сведения о том, что первую камерную

антрепризу – «Общество классической музыки» - Поль Таффанель придумал

не один. Ему помогли виртуозные музыканты Франции: скрипач Жюль –

Бернар Арменго и виолончелист Луи Жакар.

В это общество с 1872 года входили не менее двух десятков камерных

ансамблей, среди которых наиболее известными были: квартет братьев

Данкла, Общество французских квартетов (с 1862), Общество духовых

квинтетов (1869), множество камерных ансамблей с участием фортепиано,

поскольку морально и материально поддерживались крупнейшими фирмами

по производству пианино и роялей: «Плейель», «Эрар», «Герц».

Таффанель вместе со своими друзьями музыкантами решил создать

децимет состоящий из духового и струнного квинтета. В состав данного

ансамбля вошли такие музыканты как: Арменго (1 скрипка), Тюрбан (2

скрипка), Мас (альт), Жакар (виолончель), Байи (контрабас), Таффанель

(флейта), Лайе (гобой), Гризе (кларнет), Дюпон (валторна), Эспенье (фагот).

Концерты «Общества классической музыки» проходили в зале «Эрар» -

в доме №11 – 13 на улице Май где жила вдова Жанна Эрара и где еще с

1818года устраивались камерные вечера где когда–то играли: Лист, Гуммель,

Клара Шуман и немало других знаменитых музыкантов.

Программы «Общества классической музыки» концерты которого

проходили не регулярно, подробно проследить не удается. Тем не менее,

известны факты исполнения октета Шуберта и Септета Бетховена, септетов

Гуммеля и Шпора, ансамблей Моцарта, Шумана и Мендельсона.

После нескольких лет успешных трудов, «Общества классической

музыки»

постепенно

утрачивало

актуальность.

И

вскоре

Таффанель

загорелся новым замыслом созданием «Общества камерной музыки для

духовых инструментов». Как отмечает Березин «Основная идея Таффанеля

заключалась с одной стороны, в специализации - использовании духовых

инструментов в области,где традиционно доминировали струнные, с другой

-

в

популяризации

старой

и

современной

музыки

для

различных

оригинальных составов. Для он привлек к своему предприятию коллег из

«Общества концертов консерватории» и «Общедоступных концертов»

Паделу»

Работа общества началась в 1879году, и 6 февраля состоялся первый

концерт со следующей программой:

Л.В.Бетховен – октет ор. 103 для 2-х гобоев, 2 кларнета, 2 валторны,

2валтон, и 2-х фаготов.

И.С.Бах – Соната си минор для клавира и флейты

Адриен Барт – «Утренняя серенада для квинтета духовых

Антон

Рубинштейн

–Квинтет

ор.55

для

фортепиано,

флейты,

кларнета, валторны и фагота.

В постоянный состав нового общества вошли такие музыканты как:

флейта – Таффанель, 2гобоя – Жиле и Потэ, 2 кларнета – Гризе и Тюрбан,

2 валторны – Гараг и Дюпон, 2 фагота – Эспенье и Виллофре, фортепиано –

Дьеме. В данном составе они просуществовали 14 лет.

Ансамбль Таффанеля выступал в зале «Плейель», распологавшемся на

улице Рошешуар рядом с Монмартром.

Концерты «Общества камерной музыки для духовых инструментов»

устраивались шесть раз в год ( с февраля по май)обычно по четвергам в

16.00 часов. Они состояли из 3-5 произведений, всегда различны по составу

от трио до нонета.

Ближайшим сподвижником Таффанеля стал пианист Луи Дьеме. Виесте

они придумывали новые программы, выискивали малоизвестные во Франции

шедевры старых мастеров. Так был исполнен Пятый Брадербургский концерт

Баха в изложении для фортепиано, флейты, скрипки, и струнного квартета. В

1890 году Дьеме начал исполнять старинную музыку на клавесине (через

пять лет он создает «Общество старинной музыки») представив вметсте с

Таффанелем и виолончелистом Дельсаром камерные концерты Куперена.

Множество барочных и классических сочинений Таффанель с преданными

сподвижниками вернул к жизни. Но, самое главное достижение общества –

десятки

прозвучавших

камерных

партитур

современников.

Многие

исполнялись впервые, а некоторые и написаны были специально для

антрепризы Таффанеля, как например, «Маленькая симфония» Гуно.

Список произведения исполненных «Обществом камерных ансамблей

для духовых инструментов» (в хронологическом порядке исполнения):

Адриен Барт – «Утренняя серенада»(классический духовой квинтет);

А.Рубенштейн – Квинтет ор.55 (фл., ф –п., кл., валт., фаг.);

Эмиль Пессар – Прелюдия и менуэт (классический духовой квинтет);

Людвиг Шпор – Квинтет ор.54 (фл., ф –н., кл., валт., фаг.);

Юлиус Рентген – Серенада ор.14 (фл., ф –н., кл., 2валт., 2фаг.);

Камиль Сен-Санс - Тарантелла ор.6(фл., кл., ф –н.)

Леон Крейцлер – Секстет (фл., ф –н., гоб., кл., валт., фаг.);

Мария – Фелиция Грандваль – Сюита (фл., ф-н.)

Камиль Сенс –Санс – Романс (фл, и ф –н.);

Жорж Онслов – Секстет ор.30 (ф –н., фл., клар., валт.., фаг., к –бас.);

Франц Лахнер – Октет ор.156 (фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Теодор Гуви – Серенада (классический духовой квинтет);

Иоахим Рафф – Симфониетта ор.188 (2фл., 2гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

О,Келли – Менуэт королевы(фл.,гоб., кл.,2 валт., 2фаг.);

И.Гуммель – Септет ор.74 (ф –п., фл., гоб.,валт., альт, виол., к –бас.);

Юлиус Ритц – Концертштюк (классический духовой квинет и ф –но.);

И.Брамс – Серенада ор.16

А.Рубенштейн – Октет ор.71 (фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Шарль Лефевр – 3 пьесы: Канон, Скерцо, Аллегро (классический духовой

квинтет)

П.Таффанель – Романс и Сальтарелла (классический духовой квинтет)

К.Рейнеке - Ундина ор.167 (фл., и ф –но.) 1-е исполнение 15 февраля

1883г.

Р.Штраус – Серенада ор.7 (2фл., 2гоб., 2кл., 4валт., 2фаг.,к –бас.);

Блас-Мария Коломер – Нонет олр51 (фл., 2гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Жорж –Жан Пферфер – «Пастораль» (классический духовой квинтет)

Шарль-Мари Видор – Сюита (фл.,Ф –но)1 –е исп.,10апреля 1884г.

Таффанель и Донжон;

Эжен Бернар – Дивертисмент (2фл., 2гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Рене де Буадефр – септет ор.29(фл., ф –н., гоб., кл., валт., фаг., к –бас.);

Эдуард Лалло – «Утрення серенада» (духовой квинтет и струнный

квинтет) 1-у исполнение 8 мая 1884г.;

Людвиг Шпор – Нонетор.31 (дух. квинтет, скр., альт, виол.. к –бас.);

Херцогенберг – Квинтет ор.43 (ф –но., гоб., кл., валт., фаг.);

Рене де Буадефр – 4 пьесы для флейты и фортепиано;

Ш.Гуно – Маленькая симфония (фл., 2гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.)1 –е

исп.30апреля 1885г.;

Шарл Вильфрид Берио – Соната для флейты и фортепиано 1-е

исполнение 1 апреля 1886г.;

Теодор Гуви – 2-й октет (фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Луи Дьеме –Аллегро, Анданте ,Скерцо и финал(ф –но.. и дух.квинтет);

Иоганн Рейнбергер – Нонет ор.139 (духовой квинтет, скр., альт., виол.,

к –бас);

Шарль Лефевр – «Размышление»(фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

К.Сен-Санс – «Листок из альбома» в аранжировке Таффанеля (фл., гоб.,

2кл., 2валт., 2фаг.);

К.Сен –Санс – Каприччио на русские и датские темы (ф –п.,фл.,гоб.,кл.)

1 –ое испл. 16февраля 1888г.;

П.Чайковский – Ариозо из «Евгения Онегина»транскрипция Таффанеля

для флейты и фортепиано;

Жан Дюран – Романс для флейты и фортепиано;

Р. Новачек – Симфониетта (фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);

Бенжамен Годар– сюита (Аллегро, Идиллия, Вальс) для флейты и

фортепиано;

Людвиг Тюиль – Секстет ор.6 (фл., гоб., кл., валт., фаг.);

Клод

де

Грандваль

«Меланхолический

вальс»

для

флейты

и

фортепиано;

Херцогенберг – Трио ор.61;

Альбер Перилу – Девиртесмент для духовых инструментов;

Жорж Алари – Каватина и Интермеццо (фл., гоб., 2кл., валт., фаг.);

Иоган Эрхард – Вальс (фл., ф но., гоб., кл.);

Симон Лаццари – Октет ор.20(фл., гоб., кл., англ.рожок.,2валт., 2фаг.);

К.Рейнеке – Октет ор.216 (фл., гоб., 2кл., 2валт., 2фаг.);1-е исп. 2

марта 1893г.;

Франсуа ле Борн – «Акварели»(сюита для духовых и струнных).

«Общество

камерной

музыки

для

духовых

инструментов»

просуществовало не много немало 14 лет. В 1893году Таффанель решился

принять штатную должность профессора консерватории. Но без Таффанеля

общество существовать не могло. Так 4 мая 1893года в зале «Плейель»

состоялся последний его концерт.

В последние годы жизни Жан Поль Таффанель создал несколько ценных

методических работ в частности «Школу игры на флейте» где в значительной

мере раскрывались его взгляды на преподавание.

В 20векефлейтовое исполнительство достигает наивысшей точки своего

развития.

Флейта

становиться поистине

концертным И

ансамблевым

инструментом, и смело завоевывает весь мир. Такие композиторы как

Ж.Ибер, А.Дютие, А.Жоливе, Э.Варез, Ф.Булез, К.Боуллинг

пишут и

посвящают свои сочинения известным флейтистам, среди которых Рене Ле

Руа и Ж.Рампаль.

Свой незаменимый вклад в камерное искусство внесРене Ле Руа или

Леруа (см.прим 6) ученик Филиппа Гобера и Адольфа Энбена. Как когда

сказал о нем А.Руссель«Когда слышишь Рене Ле Руа, кажется, что играть на

флейте — самая лёгкая вещь на свете».(источник интернет википедия)

В 1919 г. он заменил своего учителя Гобера в Парижском ансамбле

духовых инструментов. В 1922 г. вместе с арфистом Марселем Гранжани Ле

Руа основал Парижский инструментальный квинтет — оригинальный

ансамбль, состоявший из флейты, арфы и струнного трио; специально для

этого коллектива сочиняли, в частности, Альбер Руссель, Ги Ропарц,

Габриэль Пьерне, Флоран Шмитт, Венсан д’Энди, Франческо Малипьеро,

Сирил Скотт. Лично Ле Руа посвящены также Соната для флейты и

фортепиано Робера Казадезюса (1931, записана Ле Руа в сопровождении

автора в 1935 г.) и Трио-соната Богуслава Мартину для флейты, виолончели

и фортепиано (1943).

С 1929 г. Ле Руа много выступал в США, в 1940—1950 гг. жил там

постоянно. С 1932 г. он преподавал в Американской консерватории в

Фонтенбло, в 1943—1950 гг. в Монреальской консерватории, в 1952—1968гг.

вёл класс камерного ансамбля в Парижской консерватории.

Жан-Пьер Рампа

́

ль (см.прим 6) — один из крупнейших в флейтистов в

мире. Жан -Пьер Рампаль начал карьеру концертирующего музыкантав 1950

году. В эти годы он выступал с французским пианистом и клавесинистом

Робером Вейроном-Лакруа. По его советам Рампаль расширил свой

репертуар

за

счёт

музыки

XVIII

века

и

сочинений

современных

композиторов. Он отрабатывал особое романтическое звучание инструмента

насыщенное абертонами, которое стало его визитной карточкой и фактором,

повлиявшим на творческие взгляды флейтистов последующих поколений. С

1956-1962г. период он часто записывается на Парижском радио, приобретая

большую известность, преподаёт в Парижской Консерватории и даёт мастер-

классы по всему миру. В 1989 году вышла в печать его автобиографическая

книга «Музыка — моя любовь».

Рампаль с большой любовью относился к камерной музыке. В 1945 году

он основал Французский Духовой Квинтет, а в 1953 — Парижский Барокко-

Ансамбль. Он концертировал в разных странах и делал огромное количество

записей,

исполняя

весь

классический

репертуар,

а

также

новые

и

малоизвестные произведения. Его записи часто получали различные награды

звукозаписывающих

компаний.

Музыкальные

интересы

Рампаля

не

ограничивались классической музыкой. Он принимал участие в записях

английских народных песен, американских рэгтаймов, европейского джаза,

японской, китайской и индийской музыки. Среди его партнёров по записям

— Мстислав Ростропович, Лили Ласкин, Клод Боллинг, Рави Шанкар, Исаак

Стерн. Свои сочинения ему посвящали Франсис Пуленк, Пьер Булез, Андре

Жоливе, Алан Хованесс, Жан Франсэ и другие композиторы (см.прим.№7)

Рампаль и Исаак Стерн исполняют концерт И.С.Баха для двух скрипок

Огромное влияние на развитие и популяризацию жанров камерно-

инструментальных

ансамблей

оказаласама

французская

флейтовая

исполнительская школа, которая складывалась веками и на сегодняшний

день является

ведущей в мире. Сами флейтисты были не только

преподавателями

и

методистами,

но

и

тесно

взаимодействовали

с

французскими композиторами своей эпохи (многим из известных флейтистов

были посвящены произведения в частности и камерные сочинения). Самый

яркий представитель французский флейтовой школы был Жан Поль

Таффанель. Он был не только великолепным виртуозным флейтистом но и

прекрасным

ансамблистом

и

организатором.

Благодаря

созданию

Таффанелем «Общества камерных ансамблей для духовых инструментов»

многие сочинения французских были исполнены в популярных концертных

залах Парижа. Что касается следующего представителя Жан Пьера Рампаля

его вклад во Французскую музыкальную культуру тоже весьма весом. Жаль,

что в 2000 году этого великолепного музыканта не стало. Но сохранили

исторические записи где, например, Рампаль исполняет сонату Пуленка с

самим композитом, а также три джазовые сюиты для флейты, фортепиано

контрабаса и ударных с самим К.Боуллингом. Сами французские флейтисты

порой выступали в роле композиторов среди которых(М.Блаве, Ж.Оттер,

Ж.Таффанель и др.) они писали в разных жанрах, среди которых встречались

такие жанры как сюита и соната где флейта рассматривается нами как

инструмент камерно–ансамблевого искусства.

Список литературы

1.

Абанович А. Николай Платонов: штрихи к биографии. ./ Ежегд журн.

Музыкальная Академия – изд. «Композитор»,№1 2011.- 112с.

2.

Асафьев Б. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 199 с.

3.

Баранцев А. Мастера игры на флейте - профессора Петербургско-

Ленинградской консерватории 1862-1985 гг. Петрозаводск: «Карелия»,

1990. - 131 с .

4.

Беленов Л. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах

в

консерваториях

Франции.

Сб.трудов:

Проблемы

высшего

музыкального образования. Выпуск XIX. Гос.муз.-пед.институт имени

Гнесиных. М.: 1975. -159 с.

5.

Березин В. Великий французский флейтист в зеркале времени.

«Старинная музыка» : Ежекв. муз. журн. / Учредитель: Лит.агентство

«ПРЕСТ». М.: Б. и. - 2005. - № 1-2 (27-28).

6.

Березин

В.

Духовые

инструменты

в

музыкальной

культуре

классицизма.

М.:

Издательство

Института

общего

среднего

образования Российской академии образования, 2000. - 388 с , илл.,

нот.

7.

Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по

Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.-Л.: Музыка, 1962.

- 292с.

8.

БёрниЧ. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по

Франции и Италии. Л.: Гос.муз.изд-во, 1961. - 206 с.

9.

Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1969. -

312с.

10.Будяковский А. Пианистическая деятельность Листа. Л.: Музыка, 1986.

- 88 с , нот., 8 л. илл.

11.Вологодина А. Мастер Бём. Журнал «Музыкальная жизнь», 1994. - №4.

12.Гайдамович.Т. Русскаое фортепианное трио: история жанра.Вопросы

интерпитации. – М., 1993.-263с.,нот.,илл. ISBN 5-7140-0571-6

13.Грубер Р. История музыкальной культуры. T.I (с древнейших времен

до конца XVI века) Часть вторая. М., Л.: Гос. муз. Издательство, 1941. -

514 с.

14.Давыдова В. Музыка для флейты русских композиторов второй

половины двацатого века. На примере жанра концерта и сонаты.:

афторефер.дис. д –ра искусствоведения / Давыдова В.П.- Ростов на

дону 2007г.- 30с.

15.Дебюсси и музыка XX века. Сб.статей. Л.: Музыка, 1983. - 248 с , нот.

16.Девуцкая Н. Серийность как фактор формообразования в композициях

А.Веберна и П.Булеза./ Ежегд журн. Музыкальная Академия – изд.

«Композитор», №1 -2008 стр160.

17.Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте в кн.Вопросы

музыкальной педагогики: сб.статей. Вып. 10. (Сост.Ю.Усов). М.:

Музыка, 1991.-176 с.

18.Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста: Вопросы музыкальной

педагогики: Сб.статей. Вып. 4/Ред.-сост. Ю.Усов. - М . : Музыка, 1983.

- 128 с , нот.

19.Друскин М. История зарубежной музыки (Выпуск IV). Вторая пол.ХГХ

в., М.: Музыка, 1980. - 528 с , нот.

20.Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М.: Всесоюзное

общество «Советский композитор», 1973. - 271 с.

21.Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «6». Л.:

Музыка, 1964.-131 с.

22.Епишин А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната /

Епишин.А.В.; изд. «Композитор» - Санкт-Петербург, 2006. – 148с.,нот.

23.Закс К. Современные оркестровые музыкальные инструменты. Пер.с

нем.ГА.Гликмана. М.: Гос.муз.издательство, 1932. - 89 с , илл.

24.Захарова

В.

Флейтовая

культура

Франции

генезис,

пути

и

закономерности развития/ авфторефер.дис. д.-ра искусствоведения/

Захарова В.П. Санкт-Петербург 2008г. – 21с.

25.Золозова Т. Инструментальная музыка послевоенной Франции (1945-

1970 гг.) Исследование. Киев: Муз.Украйина, 1989. - 214 с.

26.Иванов В. Словарь музыканта-духовика. - М.: Музыка, 2007. - 128 с.

27.Иванов К. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М.: Алетейа, 2001. -

360 с : илл. - (Vita memoriae).

28.Качмарчик В. Барочная техника амбушюра флейтиста. Журнал

«Музыка и время». - М., 2006. - № 1 1 .

29.Качмарчик В. Флейтовая артикуляция эпохи барокко. «Старинная

музыка» : Ежекв. муз. журн. / Учредитель: Лит. агентство «ПРЕСТ».

М.: Б. и. -2005. - № № 3 - 4 .

30.Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте //

Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. Ред.-

сост., автор вступит, статьи, доп. и коммент. Лео Гинзбург. - М . :

Музыка, 1975. -631с.



В раздел образования