Автор: Елена Викторовна Меркуленкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №7 г. Ярцева
Населённый пункт: Ярцево, Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Воспитание гражданственности и патриотизма
на уроках русского языка и литературы
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности
принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную
ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих
ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих
целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие
сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения,
сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако
объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики
программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с
другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о
языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому
способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав
мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей
стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества
по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений
можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать
внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность,
например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло
героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить так же?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать
при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между
подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать,
умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горсти
мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен
прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее
смерти и т.д.
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его
во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с
поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к
писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской
литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к
составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица
моего детства” и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут
выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом
словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот,
патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на
тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи,
посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет
эти слова?
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно
даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на
отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится
находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным
1
событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании
обладает литература.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания
в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат
пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов –
патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской
литературе, в “Повести временных лет”. Изучая “Житие Александра Невского”, ученики
говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий
призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного
созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят
девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского
воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая
героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова
“Бородино” (5 класс), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших
родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской
битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое
настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и многое другое. На этих уроках
происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о
Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение
стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос
стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и
разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос:
“Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и
сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто
произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает
басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт
– попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В
результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика,
посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками
иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка
гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает
необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 класс) – это прославление боевого
товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю,
патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся
чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах
патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее
чести и независимости.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова
“Судьба человека” (9 класс). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти
качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы
видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую
нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются
слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все
снести, если к этому нужда позвала”.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны
нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются на уроках
литературы в разных классах. Это стихотворения К.Симонова, А.Твардовского,
2
Н.Рыленкова, С.Орлова, Д. Самойлова, А.Суркова и др., рассказывающие о солдатских
буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких
испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и
переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и
неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах
произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева
(“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных
разделах, в которые включены произведения поэтов XIX и XX вв. (А.А.Блока,
С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.)
Расширить круг изучаемых произведений позволяют уроки внеклассного чтения.
В 11-м классе, изучая литературу XX века, мы знакомимся с именами 5 русских
лауреатов, удостоенных Нобелевской премии (И.Бунин, Б.Пастернак, М.Шолохов,
А.Солженицын, И.Бродский).
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и
достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане
невозможно переоценить.
3