Напоминание

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Сенькина Елена Павловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Обучение детей с ограниченными возможностями в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей авторской программы «Социальная экономика для детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении для слабослышащих и не слышащих детей»
Тема: Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обучение детей с ограниченными возможностями в рамках

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей авторской

программы «Социальная экономика для детей с ограниченными

возможностями в образовательном учреждении для слабослышащих

и не слышащих детей» (основы и принципы прикладной экономики

в современной жизни)

Автор: педагог дополнительного образования

Сенькина Елена Павловна

Проблема

получения

образования

и

адаптации

детей-инвалидов

в

современной России является одной из наиболее актуальных проблем

нашего

времени.

Не

имея

образования,

инвалид

не

только

не

может

участвовать

в

общественной

жизни,

но

и

заработать

себе

на

пропитание.

Обеспечение

реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-

инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной

из важнейших задач государственной образовательной политики.

Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся

является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

обществе.

Программы

дополнительного

образования

решают

задачи

реализации

образовательных

потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к

условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей,

развития их жизненных и социальных компетенций.

Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями

здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности

на

всех

этапах

социализации,

повышению

социального

статуса,

становлению

гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в

разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями

здоровья

(инвалидов)

означает,

что

им

создаются

условия

для

вариативного

вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать

социальные роли, расширять рамки

свободы выбора (социальные пробы) при

определении своего жизненного и профессионального пути.

Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ

направлены

на

оказание

методической

помощи

разработчикам

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных программ (далее - АДОП).

Такой физический недостаток как глухота — не только изменяет отношение

ребенка к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Глухота –

это

факт

биологический

и

ни

в

коей

мере

не

социальный,

но

впоследствии

приходится иметь дело не столько с этим фактом, сколько с его социальными

последствиями. Современная школа частично отрывает глухого от нормальной

среды, изолирует и помещает его в узкий, замкнутый мир, где все приспособлено к

его

дефекту,

где

все

рассчитано

на

дефект,

все

напоминает

о

нем.

Эта

искусственная среда во многом расходится с тем нормальным миром, в котором

придется

жить

глухонемому.

Для

того

чтобы

найти

себе

работу

и

быть

конкурентоспособным на рынке труда, инвалид должен получить образование.

Поэтому возможность получения инвалидом образования играет важную роль в

его

жизни.

Инвалидам

необходимо

обеспечить

доступ

ко

всем

современным

источникам

знаний,

включая

всевозможную

литературу,

посещение

научных

лекций и семинаров, доступ к ресурсам Internet.

Получение

слабослышащими

и

глухими

детьми

дополнительного

образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации,

повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности

активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих

их

интересы.

Таким

образом,

главный

процесс

формирования

личности

глухонемых детей - социализация и формирование активной жизненной позиции,

что

в

определенной

мере

достигается

развитием

экономического

мышления

личности, так как развиваться вне общественно- экономической жизни так же

нельзя, как нельзя, стоя на берегу, научиться плавать.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

адаптированная

программа «Социальная экономика для детей с ограниченными возможностями в

образовательном

учреждении

для

слабослышащих

и

неслышащих

детей

направлена на развитие жизненных, социальных компетенций.

Цели программы:

- социализация личности глухонемых детей в сфере реальной экономической

жизни России, посредством развития экономического мышления;

-

создание

эффективной

системы

выявления,

поддержки

и

развития

способностей и талантов у обучающихся, направленной на самоопределение и

профессиональную ориентацию.

Задачи программы.

Образовательные:

- изучить основные понятия экономики;

-

способствовать

освоению

способов

познавательной,

практической

деятельности, необходимых для участия в экономической жизни;

- сформировать умение подходить к событиям общественной и политической

жизни с экономической точки зрения;

- сформировать умение составлять прогнозы (т.е. отвечать на вопрос: «Что

произойдет, если...»);

Развивающие:

- сформировать умение получать и критически осмысливать экономическую

информацию,

анализировать

и

систематизировать

полученные

данные,

моделировать решение текущих экономических проблем на примере конкретных

домохозяйств и фирм;

-

способствовать

формированию

опыта применения

полученных

знаний

и

умений для: решения типичных экономических задач; освоения экономических

знаний для будущей эффективной работы в качестве наемного работника или

самостоятельного предпринимателя;

-

способствовать

ориентации

в

выборе

будущей

профессии:

выбор

путей

дальнейшего образования, развитие гражданского образования,

-

способствовать

развитию

экономического

образа

мышления,

интереса

к

изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и

самореализации.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважения к предпринимательской деятельности и

к наемному труду;

- способствовать воспитанию ответственности за экономические решения;

-

создать

условия

для

воспитания

гармонично

развитой

и

социально

ответственной

личности

на

основе

духовно-нравственных

ценностей

народов

Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

С

целью развития

экономического мышления обучающихся, программой

предусмотрено не только освоение обучающимся непосредственно экономических

знаний, но и тренировка навыков экономического поведения.

Программой

предусмотрено

не

только

освоение

обучающимся

непосредственно экономических знаний, но и тренировка навыков экономического

поведения.

Отличительной

особенностью

данной

программы

является

максимальная направленность на практическое использование получаемых знаний,

особенно

в

сфере

изучения

предпринимательской

деятельности,

которая

в

программе

занимает

более

50%.

Около

60%

учебного

времени

отводится

на

практические занятия, т.е. самостоятельную работу обучающихся, позволяющую

им

приобрести

опыт

познавательной

и

практической

деятельности.

Большое

внимание

в

программе

уделяется

подбору

тем

для

практических

работ

и

формированию навыков работы в творческой группе.

Инновационность программы заключается во включении в нее такого раздела

как

«Экономика

бизнеса»,

итогом

изучения

которого

является

создание

обучающимися бизнес проектов.

Теоретическое изучение этого раздела дает обучающимся понятие таких

экономических рычагов как маркетинговые исследования по выбранному виду

бизнеса:

рынка

образовательных учреждений, рынка

аренды помещений под

бизнес, рынка оборудования и инструментов для открытия своего бизнеса, рынка

рекламы и другое. Изучается нормативная база документов, необходимых для

открытия

своего

дела,

которые

включают

регистрацию

в

администрации

и

налоговых

органах,

пенсионном

фонде;

необходимость

наличия

медицинских

книжек

и

открытия расчетного счета

и

др.

необходимые знания для

расчета

финансовых

вложений в

открываемый бизнес.

Даются

понятия

о

налоговом

законодательстве

РФ.

Изучаются

такие

понятия

,

как

Доходы,

Расходы

и

Прибыль. Производственный план бизнеса. Ожидаемые финансовые результаты.

Затем совместно с детьми формируется алгоритм создания бизнеса.

Практическая

часть

этого

раздела

составляет

более

70%.

Обучающиеся

выбирают вид бизнеса и с помощью данных интернета подбирают себе учебное

заведение, месторасположение бизнеса, аренду помещения сравнивая цены 3-х

вариантов,

подбирают

необходимое

оборудование

сравнивая

цены,

намечают

рекламу и другие расходы сводят все в таблицу финансовых вложений. Далее

рассматривают цены конкурентов на выпускаемую продукцию или оказание услуг,

намечают свои цены – подсчитывают доходы. Затем рассчитывают расходы (ЖКХ,

электроэнергия, аренда, налоги, непредвиденные затраты). Составляют таблицу

ожидаемой прибыли и рассчитывают окупаемость финансовых вложений.

Часто проект делают несколько детей. При этом закладываются базовые

понятия по прикладной экономике. Такие проекты, как: получили награды на

международных и всероссийских конкурсах.

Согласно программе практикуются и инклюзивные занятия в виде мастер-

классов школьников с проектами из общеобразовательной школы №91.



В раздел образования