Напоминание

Интегрированный урок по литературному чтению


Автор: Фарида Фаридовна Фасхутдинова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Сугушлинская НОШДС" ЛМР РТ
Населённый пункт: Лениногорский район с Сугушла
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Интегрированный урок по литературному чтению
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ "Управление образования" ИКМО "ЛМР" РТ

МБОУ "Сугушлинская НОШДС"" МО ""ЛМР"" РТ"

Интегрированный урок

по литературному чтению

4 класс

Фасхутдинова Фарида Фаридовна

учительница 1 квалификационной категории

Тема: « В гостях у лесной газеты».

Тип урока: интегрированный ( литературное чтение, русский язык,

окружающий мир). Обобщение знаний.

Цель и задачи урока: развитие самообразовательной активности у учащихся;

выявить и развивать творческие способности детей;

развивать познавательную деятельность,

научить находить необходимый источник,

формировать навыки умения выступать перед аудиторией,

развивать устную речь, наблюдательность;

обобщить знания о существительном, об однокоренных словах;

воспитать бережное отношение к окружающей среде, природе.

Оборудование: карточки, рисунки, книги писателей, учебник, файлы с листочками.

Словарь: Лесовичок.

Ход урока.

Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Ни минуты не теряем

И работать начинаем.

Актуализация знаний.

Игра « Найди спрятанное слово».

Дано слово « КОЛЕСО», ( показываю карточку со словом)

( дети за определённый промежуток времени пишут маркером на файловых листах).

Учитель: Ребята, давайте проверим, кто нашёл больше всех слов в слове

« Колесо ».

( сначала проверяется в паре, а затем слушаем полуфиналистов и определяем

победителя)

- Спасибо, молодцы! А в самом центре этого слова, какое слово спрятано?

Ученики: ЛЕС.

Повторение пройденного материала.

Учитель: Говорят, « Лес – наше богатство». Как думаете, почему?

Ученики: ( слушаются ответы учащихся).

Учитель: Правильно. А если рассмотреть это слово, как часть речи, тогда, что

скажете?

Ученики: ( слушаются ответы учащихся ).

Учитель: Спасибо. А теперь сели прямо, напишем число.

Самостоятельная работа.

( учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня, то есть –

дифференциальный подход, – сделайте морфологический разбор слова ЛЕС, просклоняй

слово ЛЕС по падежам, сделай фонетический разбор слова ЛЕС, составь предложение со

словом ЛЕС и найди главные члены предложения.)

( производится самопроверка, а потом учащиеся объясняют своё задание)

Учитель: ( на доске слово ЛЕС и карточки с суффиксами). Дети, образуйте

однокоренные слова. ( слушаются ответы учащихся). Обратите внимание на слово

ЛЕСНИК. Разберём это слово по составу. ( одна ученица разбирает на доске, а с

остальными вспоминаем знания о корне, приставке, суффиксе, об окончании). Проверяем

работу на доске. ( ученица комментирует свою работу).

( учащимся заранее было задано выучить стихотворение « ЛЕСНИК » по куплетам).

А теперь послушаем стих про лесника.( учащиеся рассказывают каждый свой

отрывок).

Учащиеся:

ЛЕСНИК.

Ходит по лесу лесник.

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным – давно знакомо.

Взгляд лесничего остер:

Тут недавно был костер –

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь и – пожар.

Там красавица сосна.

Почему сосна грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный – короед.

Нужно дерево спасти,

Короеда извести.

Дальше… дальше, долг путь!

Должен всюду заглянуть,

Всё обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он, не зря, в лицо

Каждый куст и деревцо.

Учитель: Молодцы, ребята. Скажите, что мы узнали о работе лесника?

( дети рассказывают по стихотворению и делятся своими собственными

ответами ). Очень хорошо. А вы знаете, в сказках кто является хранителем леса? - Старик

– Лесовичок.

Словарная работа.

На доске карточка со словом ЛЕСОВИЧОК. Разберём это слово по составу.

( учащиеся выясняют, что слово образовалось с помощью суффиксов, учитель одобряет

их ответы).

Учитель: Лесовичок не только охраняет лес, но и помогает тем, кто нуждается в

помощи.

Физминутка для глаз ( показывается большая буква О и дети водят глазами )

Не под окном

А около

Катилась «О» и охало,

Охала, охало,

Не под окном, а около.

Обобщение знаний .

Учитель: Старик – Лесовичок в лесу делает одну очень полезную работу. Он

выпускает газету. Но не простую, догадайтесь какую – образуйте прилагательное от слова

ЛЕС.

Учащиеся: Лесная.

Учитель: Молодцы! Значит, лесную газету выпускает – про природу. А теперь

посмотрите, кто пришёл в гости? Сам старик - Лесовичок. (показывается макет – поделка

старика – Лесовичка) Пришел он не с проста, а просить о помощи в поиске материалов

на лесную газету. Поможем, ребята. ( ответы детей)

Напомните, что должно быть в газете? ( вспоминаем урок риторики)

Учащиеся: ( слушаются ответы учащихся)

Учитель: Сейчас мы поможем Лесовичку. Покажем какую лесную газету можем

выпустить. ( на доску вывешивается карточка со словами ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА).

( Учащиеся выступают перед классом со своими заранее подготовленными

творческими работами, проектами. Темы для работ дети выбирают сами, но главная

задача для всех одна - каждый индивидуально или парно собирает материал и

оформляет свой проект и готовится к защите своего проекта)

1 ученица : Я собираю стихи про животных . Но сегодня хочу подарить Лесовичку

спортивные стихи. Ведь лес даёт людям столько здоровья, что за один урок не

расскажешь. ( ученица читает наизусть один из своих стихов, показывает эмблему своей

темы, рисунки к стихам)

Учитель: ( спрашивает ученицу о том, как она собирала материал для своего

выступления, где брала, у кого спрашивала; дома кому показывала свою работу, что

сказали близкие) А что скажут твои одноклассники?

Учащиеся: ( высказывают свои мнения)

Учитель: Мне тоже твоя работа понравилась. И тема очень важная - о здоровье –

нужная и полезная. Как назовём твою рубрику в газете?

Ученица: « Будь здоров ».

Учитель: Очень хорошо. Давай, поместим твою работу в нашу лесную газету.

( работа помещается на Лесную газету)

Сегодня мы вспомним ёще один спортивный стих и отдохнём.

Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

Учитель: Кто ёще желает помочь нашему гостю?

2 ученица: Некоторые люди не умеют вести себя в лесу. Поэтому я придумала

специальные знаки для них. И назвала свой проект – « Природные знаки». ( показывает

свои рисунки к проекту и рассказывает содержание и необходимость каждого знака)

- 1 знак – « Нельзя в лесу разжигать костры».

- 2 знак – « Нельзя разорять гнёзда птиц».

- 3 знак – « Нельзя сорить в лесу».

Учитель: ( задаёт вопросы к выступающей) Спасибо. Давай подведём итог.

Айсылу, у тебя получилось, то, что задумала ? Что тебе далось легко, а что трудно? Тебе

самой твоя работа понравилось, почему?

Ребята, как вы думаете, эти знаки помогут лесу?

( ответы учащихся)

Айсылу, как назовешь свою рубрику в газете? Какую эмблему придумала?

2 ученица: Я назову её – « Берегите лес!». ( показывает и объясняет смысл своей

эмблемы)

Учитель: Выступление понравилось и Лесовичку. Давай, поместим твою работу в

газету.

Ребята, на одном из уроков чтения мы получили жалобу от Сороки – Белобоки.

Напомните содержание.

Работа с учебником.

( дети читают, вслух по цепочке, отрывок по учебнику)

1 ученик: Сидела Сорока на ёлке и жаловалась.

2 ученик: Все перелётные птицы на тёплые зимовки улетели. Одна я морозы и вьюги

терплю. Ни сытно поесть, ни вкусно попить. Ни сладко поспать. Снег, ветры, холод. А на

зимовках, говорят, курорт! Бананы, жара…

3 ученик: И слышит голос:

Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой – на обыкновенной!

4 ученик: Обыкновенных зимовок, Сорока не бывает. Бывает зимовки жаркие, а бывают

холодные. Вот как у нас. Вот и ты зимуешь на холодной зимовке. А мы к тебе с севера

прилетели.

Учитель: Ребята, кто же ещё прилетает на холодную зимовку? Обрадуем Сороку,

пусть не грустит.

( слушается выступление двух учащихся. Они готовили свой проект вдвоём)

1 ученица: ( рассказывает, как они вместе искали названия таких птиц, как и где

находили материал про них, о том, как они распределили работу между собой, как они

готовили свой проект)

2 ученик: ( рассказывает о том, что проект они назвали – « Зимующие птицы», о том,

что таких птиц много и рассказать хотят о СВИРИСТЕЛИ и БЕЛОЙ КУРОПАТКЕ.)

( слушается выступление ребят)

Учитель: (после выступлений спрашивает: Как работалось вдвоём? Какие трудности

были во время поиска, подготовки. Как оценили вашу работу родители? …)

Учащиеся: ( ребята поделились, что информацию они взяли не только в книгах, а и

в интернете. Что книг про птиц и животных очень много. Они подготовили книжную

выставку, рекомендуют прочитать книги следующих писателей: Н. Сладков, В. Бианки, К.

Скребицкий, М. Пришвин,…, Рассказали о названии своей рубрики и об эмблеме.)

Учитель: ( спрашивает мнение слушателей о выступлении). Спасибо ребята за такую

хорошую, богатую информацию, мне тоже понравилось ваше выступление. Надеюсь, мы

смогли убедить Сороку?

Учащиеся: (рассказывают о том, что наши края тоже курорт. И зимующим птицам

есть корм - дети вешают кормушки. Рассказывают, что узнали много интересного о

птицах, …)

Учитель: И Лесовичку выступление пришлось по душе. Давайте поместим ваш

материал в нашу газету. Молодцы! Спасибо. Ребята, посмотрите, какая интересная,

красочная, богатая газета получилась. Мы сделали очень полезное дело – помогли

Старичку –Лесовичку. И он хочет поблагодарить вас за ваши старания. Ему очень

понравились, ваше умение выступать перед классом, умение преподносить свой материал,

умение искать информацию по своей теме. Особенно порадовало его, то, что в разработке

проекта активно участвовали и ваши родители.

И награждает он вас сегодня дипломами и подарками. ( награждаются все учащиеся.

Для этого учитель заранее придумывает номинации: « Весёлый проект», «Полезный

проект», « Познавательный проект», …)

Рефлексия:

Учитель: Что понравилось вам на сегодняшнем уроке? На каких уроках побывали?

Какой получился урок? Я вам раздам карточки – цветочки со словами. (На одной стороне

цветочка прилагательные – скучный, не интересный,…, а на другой стороне - полезный,

интересный,….) Прочтите эти слова, выберите ваш ответ – какой получился урок.

Прикрепите цветочки на доске. Потом посмотрим какая у нас полянка получилась.

( дети прикрепляют)

Глядя на ваши цветочки урок получился, полянка какая? – (красивая, цветочная,…)

(перечисляю ответы). Видите, как много интересного и красивого в природе. Говорят,

враг природы тот, кто лес не бережёт. Поэтому давайте, станем друзьями природы и

будем жить с ней дружно и мирно. А старичка – Лесовичка позовём и на следующие

уроки.

Итог.

( оценивание )

Домашняя работа.

Берите в библиотеке книги, которые рекомендовали вам ваши одноклассники. Читайте.

А самый интересный рассказ расскажете на уроке. Всем спасибо.

Пояснительная записка.

Урок был проведён в 4 классе. Учимся по традиционной системе. В школе

обучение ведётся на татарском языке.

Урок интегрированный - литературное чтение, русский язык, риторика,

окружающий мир. Урок был проведен на основе проектной деятельности.

Проектами учащиеся занимаются и на других уроках. Со структурой составления

проектов дети знакомы.

При выборе тем учитывается способность учащихся – слабым учащимся

открывается возможность показать себя, сильным можно усложнить работу. Как в

нашем случае – работа в паре. Во время работы над проектом дети учатся

добывать информацию, работать с книгой, формируется умение вести себя в

обществе, умение общаться с людьми, развивается творческие способности,

стремление получить знание, формируется бережное отношение к окружающему

миру. Также тянутся и родители. Ведь перед выступлением в классе свой проект

они защищают перед ними, получают рецензию.



В раздел образования