Автор: Костюк Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
Раздел: дошкольное образование
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодёжью
Администрации города Костромы
МБДОУ города Костромы «Детский сад №59»
«Использование проектного метода в формировании первых
профессиональных представлений детей».
Воспитатель:
Костюк Н.С.
КОСТРОМА
2023 ГОД
«Использование проектного метода в формировании первых
профессиональных представлений детей».
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в
младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения со взрослыми
и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В
зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента
и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей
формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к
определенным видам деятельности.
Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходима особая
образовательная среда, максимально направленная на освоение трудовых
умений в различных видах деятельности и знакомства с миром профессий в
условиях дошкольной образовательной организации.
Для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о
мире профессий нужна серьезная поддержка в виде различных средств
наглядности: специального оборудования (мультимедиа проектор,
телевизор), презентаций, картинок, фотографий и иллюстраций, наглядных
пособий и книг. Правильно подобранные и своевременно представленные
детям наглядные средства помогут расширить кругозор и конкретизировать
формирующиеся и накопленные знания о профессиях и вызвать и
активизировать интерес.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные
методы обучения и воспитания:
словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на
познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее
эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной
деятельности.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на
вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные
навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, педагоги могут организовать воспитательно-
образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Под проектом подразумевается комплекс действий, организованных
взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего
интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным,
практическим результатом. Результатом работы может быть: решение
проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и
т.д.
Важное направление деятельности – это работа по ранней профориентации
воспитанников. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и
широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям
расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе
познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно
выполняют они на работе.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам,
необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности
детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями
взрослых, является метод проектов так как:
основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и
воспитанию;
позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и
мотивационным. Основная цель проектной деятельности – развитие
творческой личности.
В дошкольных образовательном учреждении может реализовываться проект
«Лаборатория профессий», которая включает игровые модули «Мастерская»,
«Больница», «Магазин» и др., направленные на ознакомление с различными
профессиями, а также наборы инструментов, спецодежда, конструкторы
ЛЕГО, имитирующие рабочий процесс профессии.
Образовательная деятельность по Программе ранней профориентации для
детей дошкольного возраста имеет следующие целевые ориентиры:
развитие познавательного интереса, развитие общих способностей детей;
формирование начальных и максимально разнообразных представлений о
профессиях;
формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду
и профессиональному миру;
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно-
исследовательской деятельности;
формирование системы отношений и нравственных установок к труду
(положительное отношение к труду, общественная значимость труда,
ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение
к результатам труда);
предоставление возможности использования детьми дошкольного возраста
своих сил в доступных видах деятельности.
популяризацию профессионализма в любой сфере труда.
Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм
взаимодействия семьи и ДОУ. Особенностью проектной деятельности
дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка.
Получая знания о различных профессиях, у ребенка, во-первых, формируется
навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых
разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец,
способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к
конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с
профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое
время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать
свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о
профессиональном самоопределении.