Напоминание

«Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»


Автор: Костюк Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодёжью

Администрации города Костромы

МБДОУ города Костромы «Детский сад №59»

«Использование проектного метода в формировании первых

профессиональных представлений детей».

Воспитатель:

Костюк Н.С.

КОСТРОМА

2023 ГОД

«Использование проектного метода в формировании первых

профессиональных представлений детей».

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в

младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения со взрослыми

и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В

зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента

и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей

формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к

определенным видам деятельности.

Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходима особая

образовательная среда, максимально направленная на освоение трудовых

умений в различных видах деятельности и знакомства с миром профессий в

условиях дошкольной образовательной организации.

Для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о

мире профессий нужна серьезная поддержка в виде различных средств

наглядности: специального оборудования (мультимедиа проектор,

телевизор), презентаций, картинок, фотографий и иллюстраций, наглядных

пособий и книг. Правильно подобранные и своевременно представленные

детям наглядные средства помогут расширить кругозор и конкретизировать

формирующиеся и накопленные знания о профессиях и вызвать и

активизировать интерес.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные

методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,

чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных

профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи,

поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на

познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее

эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной

деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся

достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на

вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные

навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности

детей и взрослых, педагоги могут организовать воспитательно-

образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Под проектом подразумевается комплекс действий, организованных

взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего

интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным,

практическим результатом. Результатом работы может быть: решение

проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и

т.д.

Важное направление деятельности – это работа по ранней профориентации

воспитанников. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и

широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям

расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе

познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно

выполняют они на работе.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам,

необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности

детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями

взрослых, является метод проектов так как:

основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и

воспитанию;

позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и

мотивационным. Основная цель проектной деятельности – развитие

творческой личности.

В дошкольных образовательном учреждении может реализовываться проект

«Лаборатория профессий», которая включает игровые модули «Мастерская»,

«Больница», «Магазин» и др., направленные на ознакомление с различными

профессиями, а также наборы инструментов, спецодежда, конструкторы

ЛЕГО, имитирующие рабочий процесс профессии.

Образовательная деятельность по Программе ранней профориентации для

детей дошкольного возраста имеет следующие целевые ориентиры:

развитие познавательного интереса, развитие общих способностей детей;

формирование начальных и максимально разнообразных представлений о

профессиях;

формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду

и профессиональному миру;

удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно-

исследовательской деятельности;

формирование системы отношений и нравственных установок к труду

(положительное отношение к труду, общественная значимость труда,

ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение

к результатам труда);

предоставление возможности использования детьми дошкольного возраста

своих сил в доступных видах деятельности.

популяризацию профессионализма в любой сфере труда.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм

взаимодействия семьи и ДОУ. Особенностью проектной деятельности

дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти

противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребенка.

Получая знания о различных профессиях, у ребенка, во-первых, формируется

навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых

разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец,

способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к

конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с

профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое

время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать

свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о

профессиональном самоопределении.



В раздел образования