Авторы: Веселов Вячеслав Вячеславович, Вячеслав Вячеславович Веселов
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДДЮТ Всеволожского района"
Населённый пункт: г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: Развитие творческих способностей в классе аккордеона на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
Конспект открытого занятия
на тему:
«Развитие творческих (художественных) способностей в классе
аккордеона на начальном этапе обучения»
проведенного педагогом дополнительного образования
по дополнительной общеразвивающей программе
хоровой студии «Тоника»
Веселовым Вячеславом Вячеславовичем
с обучающимся четвертого года обучения
Моисеенко Михаилом
на базе МОУ «Лицей №1 г. Всеволожска»
20.11.23.
Всеволожск
2023
Конспект открытого занятия на тему:
«Развитие творческих (художественных) способностей в классе аккордеона
на начальном этапе обучения»
Пояснительная записка:
Одной из основных целей деятельности педагога-музыканта, работающего
в учреждении дополнительного образования, является, развитие в детях
творческих способностей. Мои наблюдения и опыт работы показали, что
проблема
развития
творческих
способностей
детей
актуальна.
В
современных условиях люди часто находятся в ситуации выбора, который
невозможен без творческого подхода к любому делу. В становлении
музыканта-исполнителя также актуализировалось значение творчества.
Творческие
способности
детей
формируются
в
опоре
на
развитие
музыкально-эстетического сознания. Развитие творческих способностей
детей невозможно без формирования основ музыкальной культуры, привития
интереса, вкуса, представлений о красоте. А формирование музыкальной
культуры невозможно без творческого подхода к слушанию и исполнению
музыки.
Музыкальная деятельность должна быть организована в тесной связи с
развитием эмоциональной отзывчивости. Умение отличить хорошую музыку
от низкосортной, предполагает творческий подход к выбору репертуара
музыкальных произведений для слушания и исполнения. Среди учащихся,
обучающихся игре на музыкальном инструменте, встречаются дети, которые
обладают яркими способностями к исполнительству, они быстрее других
осваивают учебный материал, овладевают теми или иными навыками
музицирования.
Развитие у ученика художественного образа при игре на инструменте
музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-
музыканта.
При
работе
над
художественным
образом
музыкального
произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей
у ученика способствующих его «увлечённости» при игре.
К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание.
Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности,
гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе
художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для
писателей, композиторов, художников.
На открытом занятии представлены формы и методы работы на уроках
специальности с учащимися классов аккордеона и баяна, по раскрытию
художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.
Педагог:
Веселов Вячеслав Вячеславович
Общие сведения:
Моисеенко Михаил
-учащийся 4 года обучения
- Возраст: 12 лет.
- время и место проведения: ноябрь 2023 год, г. Всеволожск, ул. Межевая,
д.14 на базе МОУ «Лицей №1».
Тема
учебного
занятия:
«Развитие
творческих
(художественных)
способностей в классе аккордеона на начальном этапе обучения»
Степень сложности: занятие средней сложности
Место в учебном процессе: Дополнительная общеразвивающая программа
хоровой студии «Тоника», программа по аккордеону
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель занятия:
Развитие творческих (художественных) способностей в
классе аккордеона на начальном этапе обучения
Задачи:
Обучающие:
Формирование у учащегося следующих навыков:
- навыков подбора по слуху и гармонизации мелодии;
- навыков чтения с листа
Развивающие:
- Развить умение слушать и понимать исполняемое
произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма
Воспитательные:
-воспитывать культуру исполнения произведения
Тип занятия: занятие комбинированное
Форма организации занятия: индивидуальная
Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога,
пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия
Методы и технологии обучения: словесные методы, наглядные методы,
практические методы, диалоговые технологии
Ожидаемые результаты:
научить понимать ученика художественный
замысел композитора, и развить его творческие способности, на примере
несложных музыкальных произведений, начального периода обучения
Структура занятия:
I. Организационная часть (5 минут)
1. Приветствие, психологический настрой учащегося.
2. Сообщение темы занятия и задач.
II. Основная часть (35 минут)
1. Подготовка игрового аппарата.
2. Анализ выполнения домашней работы.
4. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях
5. Закрепление навыков полученных на занятии
III. Заключительная часть (5 минут)
1. Итоговая беседа.
2. Оценка учащегося
3. Домашнее задание.
Ход открытого занятия.
1.
Приветствие, сообщение темы занятия, постановка цели.
2.
Игра гамм До мажор и Соль мажор правой рукой разными штрихами,
арпеджио и аккорды правой рукой в медленном темпе
3.
Анализ домашней работы - устный отчет о выполнении домашнего
задания
4.
Проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя
руками р.н.п. «Я на горку шла» и р.н.п. «Во саду ли в огороде» с
выполнением раннее поставленных задач
5.
Работа над точным выполнением нотного текста в этих пьесах. Смены
меха, соблюдать выставленные над нотным текстом правильные
пальцы
(аппликатурные
требования),
правильные
длительности,
единый темп исполнения, безостановочная игра двумя руками,
соблюдая точный нотный текст
6.
Понятие «Художественный образ» произведения.
7.
Целостное проигрывание пьес преподавателем; анализ исполнения:
ответы ученика на вопросы педагога
8.
Детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой
партии отдельно
9.
Игра в ансамбле с педагогом, работа над фразировкой, ритмом,
штрихами и единым темпом исполнения
10.Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным
выполнением
поставленной
задачи–при
игре
раскрыть
художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения
с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес
11.Подведение итогов, оценка учащегося и задание на дом
Содержательные блоки учебного занятия
1.
Педагог: Миша, прежде чем мы, начнем основную тему нашего
занятия, тебе нужно будет «разыграться» на примере двух гамм (До
мажор и Соль мажор), а также сыграть арпеджио и аккорды, правой
рукой. Это нужно будет сделать для того, чтобы подготовить твой
игровой аппарат к выполнению задач нашего сегодняшнего урока.
Дело в том, что творческие (художественные) навыки исполнителя
неотделимы от его технической подготовки. Любое занятие каждый
музыкант должен начинать именно с проигрывания гамм, арпеджио
и аккордов.
Педагог: Миша, сыграй пожалуйста гамму До мажор, Соль мажор, в среднем
темпе правильными пальцами, 3 разными штрихами, следя за ровностью
исполнения. После этого арпеджио и трехзвучные аккорды правой рукой со
счетом вслух, также следя за ровностью исполнения, и правильной
аппликатурой.
2.Педагог: Миша, а сейчас я попрошу тебя сделать устный отчет о
проделанной работе дома над пьесами. Ответь мне, пожалуйста, на вопросы:
Какие задачи были поставлены перед тобой? Что удалось сделать, а что не
совсем получилось, и почему? Какие трудности встретились при выполнении
домашнего задания?
Ученик: устно отвечает на вопросы учителя
3. Педагог: Миша, сейчас мы проверим твое домашнее задание. Ты должен
будешь от начала и до конца сыграть р.н.п. «Я на горку шла» и р.н.п. «Во
саду ли в огороде», с выполнением раннее поставленных тебе задач. Давай
их еще раз вспомним и перечислим:
- Производить смены меха в указанных местах нотного текста
- Точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные
над нотными знаками пальцы
- Точно выдерживать все длительности
- Держать единый темп исполнения
- Добиться безостановочной игры двумя руками, при этом, точно соблюдая
нотный текст.
4.
Педагог:
Миша,
а
сейчас
мы
поработаем
над
раскрытием
художественного
замысла
в
этих
произведениях.
Чтобы
понять
художественный образ пьесы, ты должен понимать, что это такое, и с
помощью
каких
средств
выразительности
раскрывается
замысел
произведения. Сейчас я тебе сыграю обе пьесы, ты внимательно их
выслушаешь, и должен будешь ответить мне на несколько вопросов:
Как ты думаешь, о чем это произведение? Расскажи, опираясь на текст
песен, их сюжет. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие
средства музыкальной выразительности использовал автор? Какой темп в
этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На
сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в
первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?
В этом тебе поможет, как нотный текст, так и представленные здесь на уроке
иллюстрации к песням:
5. Педагог: Миша, сейчас я тебе сыграю каждую партию отдельно, и
мы
детально
разберем
произведения,
чтобы
вывести
определение
«Художественного образа»
6. Педагог: А сейчас Миша мы будем играть с тобой в ансамбле, и
поработаем
над
фразировкой,
ритмом,
штрихами
и
единым
темпом
произведения.
Поработаем над ритмом: поиграем со счётом вслух, при этом будем
прохлопывать
ритм
каждой
партии
и
поработаем
над
трудными
ритмическими местами отдельно каждой рукой
Далее будет работа над штрихами – нужно будет добиться в партии правой
руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости
аккомпанемента (игра отдельными руками)
И в завершении этой части занятия будем добиваться единого темпа
исполнения всей пьесы: для этого нам понадобится метроном.
7. Педагог: Сейчас Миша нужно будет, сыграть, полностью двумя
руками пьесы, с точным выполнением поставленной ранее задачи – при игре
необходимо раскрыть художественный образ произведения.
А
потом
сделаешь
анализ
собственного
исполнения
с
указанием
положительных и отрицательных сторон своего исполнения.
8. Заключительная часть занятия
Подведение итогов занятия.
Обсуждение исполнения, что получилось, над чем еще стоит поработать.
Несмотря на какие-либо ошибки, необходимо поддерживать в ребенке
положительный настрой и интерес к музыкальному творчеству.
Оценка учащегося.
Выставление оценок за работу на занятии, обоснование их для учащегося.
Задание на дом.
Рекомендуемые методы работы:
1.Детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии
отдельно.
2.Игра в ансамбле с педагогом.
3.Работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе,
графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ
педагога на инструменте.
4.Метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, а далее
анализ)
5.Работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой
партии, работа над трудными ритмическими местами
6.Работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной
игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра
отдельными руками)
7.Соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идет
красна -девица», а во второй части –другого характера (созданию такого
образа способствует изменение аккомпанемента)
8.Работа над единым темпом исполнения – игра под метроном
8.При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к
работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену
меха.
Список используемой литературы:
1. А. Басурманов. «Трехгодичный курс обучения игре на баяне», ч. 3 –
М.1977г.
2. А.
Варфоломос.
«Музыкальная
грамота
для
баянистов
и
аккордеонистов», изд. 2 – Л. 1969 г.
3. Л. Гинзбург. «Работа над музыкальным произведением. Методические
очерки».-М.1961г.
4. Л. Горенко «Работа баяниста над музыкальным произведением», Киев
«Музична Украина», 1982 г.
5. Н. Любомудрова. «Методика обучения игре на фортепиано».-М.1982г
.
6. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне
детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся
ДМШ. Часть 2. Пособие для учащихся/Г.И. Крылова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2010.
7. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981.
8. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1.
М.,1975.
9. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне. Аккомпанемент песен. М.,2004.
10. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М., 2003.
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981.
12. Музыкальный зоопарк: для маленьких и самых маленьких баянистов и
аккордеонистов: учебно-методическое пособие/Е. Лёвина, Е. Лёвин. - Ростов
н\Д: Феникс, 2011.
Приложение №6
Иллюстрация к песне «Я на горку шла»