Напоминание

"Значение художественной номинации в произведениях А. П. Чехова"


Автор: Людмила Боходировна Лихтнер
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Юртовская средняя школа"
Населённый пункт: с. Юрты
Наименование материала: статья
Тема: "Значение художественной номинации в произведениях А. П. Чехова"
Раздел: среднее образование





Назад




Значение художественной номинации в произведениях А. П. Чехова

Многие критики и современники отмечали мастерское использование

А.П. Чеховым «говорящих» фамилий. В том числе И.Л. Щеглов писал: «Чехов

сделал мне несколько ценных указаний и относительно необходимости в

драматическом произведении большей простоты и близости к жизни не только

в речах действующих лиц, самых их именах и фамилиях»

1

. Сходные оценки

можно найти в статьях и литературных воспоминаниях И. Н. Потапенко, М.Н.

Альбова.

В творчестве А. П. Чехова значительной чертой художественного мира

является

создание

характеров

персонажей.

Точнее,

принципы

создания

характеров. А. В. Леденев говорит о чрезвычайной разнообразности обликов

(социальных,

психологических,

нравственных)

чеховских

персонажей.

«Крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники с присущими

им взглядами на жизнь, нравственными принципами, психологией». Однако

представляется

ложным

утверждение,

что

писателя

интересует

только

социальный статус персонажей. Наблюдается большая заинтересованность к

вариантам их поведения. Исследователь отмечает особенности закономерного

и случайного в их судьбах, оттенки образов «списанных с натуры» людей

2

.

Как отмечает А.С. Собенников, «правда и справедливость чеховских

героев не «за морем», а «здесь» и «сейчас»: в городе, в доме, в семье»

3

.

Принцип

историчности

выбора

имени

утрачивает

свою

актуальность.

Превалируют

вымышленные

имена,

становясь

значимым

элементом

в

создании художественного образа персонажа.

1

Шишко Е.С. Имя, характер, судьба в рассказе А.П. Чехова «Архиерей» // Проблемы изучения русской и

зарубежной литературы. 2004. – С. 37.

2

Леденев А. В., Кучина Т. Г. Как писать сочинение. Пособие для поступающих в МГУ имени М. В.

Ломоносова. – М., 2014. – С. 43.

3

Собенников АС. Оппозиция Дом-Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиция русского

романа //Чеховиана: Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 144.

«Началом, организующим сюжетом в преобладающем числе рассказов

Чехова является яркое раскрытие характера — в своеобразном душевном

порыве, в особом качестве поведения, в индивидуальном и в то же время

типизованном ходе мыслей и речений», – пишет С.Д. Балухатый

4

. За так

называемой сменой «ролей» персонажей в произведениях можно проследить,

наблюдая

за

сменой

их

номинаций. Достаточно

важное

место

занимает

самоидентификация героя, вариативность и многократность употребления

имени.

В. Я. Линков справедливо отмечал то, что поступок героя принадлежит не

только ему, но и объективному миру вне его. Через поступки мы видим как

герой связан с событиями сюжета и другими персонами. «Чехов, как правило,

не строит произведение на преследовании героями каких-либо целей»

5

.

Выбор имен в произведении не случаен. Имя собственное служит одним

из составляющих важного средства, т. е. авторского приема.

В данном исследовании предлагается рассмотреть ряд произведений А. П.

Чехова, которые разделены на группы. В основе типологии групп положено

два показателя. Доминирующими являются:

функциональный показатель:

имя-метаморфоза

(«Душечка»,

«Ионыч»,

«Дама

с

собачкой»

и

др.)

и

формальный:

имя-прозвище

или

же

нарицательная

номинация

(«Попрыгунья», «Невеста», «Беглец», «Беззащиное существо», «Человек в

футляре», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и пр.). К формальному

показателю можно отнести типологии: «название-действия» (ситуативная)

(«Забыл!»,

«Ушла»,

«Пересолил»);

профессия

или

социальный

статус

(«Барыня», «Барон», «Жених», «Юристка», «Репетитор»). Следует отметить,

что номинация персонажа далеко не всегда функционально значима с точки

зрения сюжетосложения. Так, например, в рассказе «Гусев» имя маркирует

4

Балухатый С.Д.Ранний Чехов// Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 91.

5

Линков В. Я. Художественный мир А. П. Чехова. – М., 1982. – С. 109.

личное, индивидуальное, в то время, как финал этого произведения, по

замечанию Ю.Н. Чумакова, маркирует переход от единичного ко всеобщему

6

.

6

См. об этом: Чумаков Ю.Н. Акула и Гусев // Поэтика финала. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.



В раздел образования