Автор: Людмила Боходировна Лихтнер
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Юртовская средняя школа"
Населённый пункт: с. Юрты
Наименование материала: статья
Тема: "Значение художественной номинации в произведениях А. П. Чехова"
Раздел: среднее образование
Значение художественной номинации в произведениях А. П. Чехова
Многие критики и современники отмечали мастерское использование
А.П. Чеховым «говорящих» фамилий. В том числе И.Л. Щеглов писал: «Чехов
сделал мне несколько ценных указаний и относительно необходимости в
драматическом произведении большей простоты и близости к жизни не только
в речах действующих лиц, самых их именах и фамилиях»
1
. Сходные оценки
можно найти в статьях и литературных воспоминаниях И. Н. Потапенко, М.Н.
Альбова.
В творчестве А. П. Чехова значительной чертой художественного мира
является
создание
характеров
персонажей.
Точнее,
принципы
создания
характеров. А. В. Леденев говорит о чрезвычайной разнообразности обликов
(социальных,
психологических,
нравственных)
чеховских
персонажей.
«Крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники с присущими
им взглядами на жизнь, нравственными принципами, психологией». Однако
представляется
ложным
утверждение,
что
писателя
интересует
только
социальный статус персонажей. Наблюдается большая заинтересованность к
вариантам их поведения. Исследователь отмечает особенности закономерного
и случайного в их судьбах, оттенки образов «списанных с натуры» людей
2
.
Как отмечает А.С. Собенников, «правда и справедливость чеховских
героев не «за морем», а «здесь» и «сейчас»: в городе, в доме, в семье»
3
.
Принцип
историчности
выбора
имени
утрачивает
свою
актуальность.
Превалируют
вымышленные
имена,
становясь
значимым
элементом
в
создании художественного образа персонажа.
1
Шишко Е.С. Имя, характер, судьба в рассказе А.П. Чехова «Архиерей» // Проблемы изучения русской и
зарубежной литературы. 2004. – С. 37.
2
Леденев А. В., Кучина Т. Г. Как писать сочинение. Пособие для поступающих в МГУ имени М. В.
Ломоносова. – М., 2014. – С. 43.
3
Собенников АС. Оппозиция Дом-Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиция русского
романа //Чеховиана: Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 144.
«Началом, организующим сюжетом в преобладающем числе рассказов
Чехова является яркое раскрытие характера — в своеобразном душевном
порыве, в особом качестве поведения, в индивидуальном и в то же время
типизованном ходе мыслей и речений», – пишет С.Д. Балухатый
4
. За так
называемой сменой «ролей» персонажей в произведениях можно проследить,
наблюдая
за
сменой
их
номинаций. Достаточно
важное
место
занимает
самоидентификация героя, вариативность и многократность употребления
имени.
В. Я. Линков справедливо отмечал то, что поступок героя принадлежит не
только ему, но и объективному миру вне его. Через поступки мы видим как
герой связан с событиями сюжета и другими персонами. «Чехов, как правило,
не строит произведение на преследовании героями каких-либо целей»
5
.
Выбор имен в произведении не случаен. Имя собственное служит одним
из составляющих важного средства, т. е. авторского приема.
В данном исследовании предлагается рассмотреть ряд произведений А. П.
Чехова, которые разделены на группы. В основе типологии групп положено
два показателя. Доминирующими являются:
функциональный показатель:
имя-метаморфоза
(«Душечка»,
«Ионыч»,
«Дама
с
собачкой»
и
др.)
и
формальный:
имя-прозвище
или
же
нарицательная
номинация
(«Попрыгунья», «Невеста», «Беглец», «Беззащиное существо», «Человек в
футляре», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и пр.). К формальному
показателю можно отнести типологии: «название-действия» (ситуативная)
(«Забыл!»,
«Ушла»,
«Пересолил»);
профессия
или
социальный
статус
(«Барыня», «Барон», «Жених», «Юристка», «Репетитор»). Следует отметить,
что номинация персонажа далеко не всегда функционально значима с точки
зрения сюжетосложения. Так, например, в рассказе «Гусев» имя маркирует
4
Балухатый С.Д.Ранний Чехов// Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 91.
5
Линков В. Я. Художественный мир А. П. Чехова. – М., 1982. – С. 109.
личное, индивидуальное, в то время, как финал этого произведения, по
замечанию Ю.Н. Чумакова, маркирует переход от единичного ко всеобщему
6
.
6
См. об этом: Чумаков Ю.Н. Акула и Гусев // Поэтика финала. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.