Автор: Кувшинова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Дороховская ДШИ"
Населённый пункт: Московская обл.,п.Дорохово
Наименование материала: конспект мастер-класса
Тема: "Пермогорская роспись"
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО «Дороховская ДШИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Мастер-класса
Тема: Роспись сувенира.
Пермогорская роспись.
Преподаватель Кувшинова Т.Н.
Октябрь.2022
Мастер-класс проведен 25 октября 2022 года для учащихся 4 класса , начало в
10.30.
Тема: Роспись сувенира. Пермогорская роспись.
Цели: Познакомить с историей возникновения, традициями, композициями,
мотивами и элементами Пермогорской росписи. Научить правильно
и
грамотно вести работу над росписью изделия, соблюдая все необходимые
этапы работы. Аккуратно и точно осуществлять перенос эскиза, выдерживать
композицию. При необходимости уметь устранять недочеты и ошибки в работе.
Добиваться аккуратности, тщательности при исполнении росписи.
Прививать трудолюбие, усидчивость, прилежание. Воспитывать интерес и
глубокое уважение к труду народного мастера. Расширять кругозор в сфере
народного искусства.
Оборудование: чистовые эскизы, полуфабрикаты, темпера, баночки для воды,
палитра, кисти.
Ход занятия:
Занятие начинается организационного момента.
Уточняется готовность
учащихся и консультантов-студентов к работе. Далее сообщается тема и цели
занятия. Затем плавно идет переход. к объяснению теоретического материала.
На этом этапе проводится знакомство с историей, традициями, основными
элементами, мотивами Пермогорской росписи. Затем обсуждается тематика
основной
композиции.
которая
посвящена
войне
1812года.
В
центре
композиции герой отечественной войны 1812года изображен генерал Дорохов
на коне. Кратко рассказывается о подвигах славного генерала. Для украшения
по остальной поверхности расстилается стебель с трилистниками, цветами и
приписками. Внизу геометрический орнамент.
Далее проводится знакомство с основными моментами работы над росписью
сувенира.
На примере образцов
поясняется
работа над
выполнением
основных этапов росписи сувенира. Композиция состоит их двух мотивов -
птицы и веточки с трилистниками. В начале занятия учащиеся знакомятся с
особенностями представленных композиций, рассматривают основные мотивы,
элементы росписи. Затем разъясняется порядок и приемы росписи основных
элементов и мотивов. На пробном листе учащиеся тренируются в выполнении
росписи трилистника. По заранее наведенному контуру выполняют заливку
красным цветом, затем дописывают цветок и завершают работу над элементом
черной оживкой.
Также учащиеся узнают то, что прежде чем приступить к росписи элементов,
нужно развести необходимое количество гуаши в палитре. Для получения
необходимого оттенка смешать красную, зеленую и желтую краску с охрой.
Роспись лучше начинать с заливки крупных элементов, полос красным цветом.
Затем пишутся более мелкие детали в орнаментальных полосах.
На
завершающем этапе пишутся элементы и оживки черным цветом. Выполнять
работу надо не торопясь , аккуратно. Поэтому в первую очередь предлагается
выполнить несколько тренировочных упражнений по образцам на листах
бумаги. Преподаватель напоминает о том, что каждый слой краски тщательно
нужно просушить, можно продолжить работу в другом месте пока высохнет
только что написанный элемент или часть композиции. Затем участники
мастер-класса приступают к росписи сувенира по у
образцу. Активную
помощь
оказывают
студенты
первого
курса,
выступающие
в
качестве
консультантов.
Преподаватель
следит
за
ходом
работы,
осуществляет
контроль
и
индивидуальную помощь.
При необходимости консультирует о способах
устранения недочетов и допущенных учащимися ошибок.
По завершении работы над сувениром проводится коллективный просмотр
работ, отмечаются сильные и слабые стороны при выполнении задания. В
конце
мастер-класса подводится итог. Сувениры ребятам
разрешается
оставить себе на память. Дома рекомендуется покрыть сувенира лаком.
Список литературы:
Дорожин А. « Пермогорская роспись» М.Мозаика-синтез. 2001.
Величко Н. « Технология росписи» М.Интербук. 2000