Автор: Дюкина Людмила Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутска
Населённый пункт: г Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дюкина Людмила Геннадьевна, воспитатель МБДОУ Детский
сад № 129 г. Иркутска
Актуальность данной статьи определяется той уникальной ролью,
которую играет родной язык в становлении личности ребёнка.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познанием
действительности, язык служит основным каналом приобщения к
ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также
необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает формироваться активно уже в раннем возрасте и
является
основой
для
последующего
речевого
развития
в
дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.)
показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные
периоды целого ряда функций в психическом развитии ребёнка, т.е.
те периоды, когда определённая функция особенно чувствительна к
внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их
влиянием.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры
речи,
обогащение
и
активизация
словаря,
формирование5
грамматического строя речи – решаются на протяжении всего
раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг
проблем, которые необходимо решать параллельно и своевременно.
В
раннем
детстве
овладение
речью
представляет
собой
центральную линию развития ребёнка, поскольку меняет его
отношение к окружающей среде. Речевая система формируется и
функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной,
сенсомоторной, интеллектуальной сфер ребёнка (П.К. Анохин, Н.И.
Жинкин и др.). Отклонения в овладении речью затрудняет общение
с близкими взрослыми, препятствует развитию познавательных
процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания.
Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит
игре. Игра является ведущей деятельностью ребёнка. В игре
происходит развитие всех сторон психики ребёнка-дошкольника.
Игра сопровождает ребёнка с рождения, отражает ход его мыслей и
чувств, сопровождает до самой юности и побуждает сознавать
реальность. Игра удовлетворяет потребности ребёнка, способствует
качественному развитию познавательных процессов, восприятия,
мышления, речи, памяти, воображения.
В
развитии
речи
ведущая
роль
принадлежит
взрослым:
воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От
культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, во
многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия.
Играющий ребёнок непрерывно говорит. Он говорит и в том
случае, если он играет один. Есть игрушки, значение которых как
стимулов для проявления речи исключительное. Это игрушки,
изображающие
одушевлённые
предметы:
животных,
людей.
Например, лошадка, которой играет ребёнок, для него живое
существо. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это
партнёр по общению для ребёнка.
Итак, все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре,
связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре,
желание участвовать в ней, ставить и реализовывать свои цели.