Напоминание

Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности


Автор: Дюкина Людмила Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутска
Населённый пункт: г Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дюкина Людмила Геннадьевна, воспитатель МБДОУ Детский

сад № 129 г. Иркутска

Актуальность данной статьи определяется той уникальной ролью,

которую играет родной язык в становлении личности ребёнка.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познанием

действительности, язык служит основным каналом приобщения к

ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также

необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает формироваться активно уже в раннем возрасте и

является

основой

для

последующего

речевого

развития

в

дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С.

Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.)

показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные

периоды целого ряда функций в психическом развитии ребёнка, т.е.

те периоды, когда определённая функция особенно чувствительна к

внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их

влиянием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры

речи,

обогащение

и

активизация

словаря,

формирование5

грамматического строя речи – решаются на протяжении всего

раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг

проблем, которые необходимо решать параллельно и своевременно.

В

раннем

детстве

овладение

речью

представляет

собой

центральную линию развития ребёнка, поскольку меняет его

отношение к окружающей среде. Речевая система формируется и

функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной,

сенсомоторной, интеллектуальной сфер ребёнка (П.К. Анохин, Н.И.

Жинкин и др.). Отклонения в овладении речью затрудняет общение

с близкими взрослыми, препятствует развитию познавательных

процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания.

Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит

игре. Игра является ведущей деятельностью ребёнка. В игре

происходит развитие всех сторон психики ребёнка-дошкольника.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, отражает ход его мыслей и

чувств, сопровождает до самой юности и побуждает сознавать

реальность. Игра удовлетворяет потребности ребёнка, способствует

качественному развитию познавательных процессов, восприятия,

мышления, речи, памяти, воображения.

В

развитии

речи

ведущая

роль

принадлежит

взрослым:

воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От

культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, во

многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия.

Играющий ребёнок непрерывно говорит. Он говорит и в том

случае, если он играет один. Есть игрушки, значение которых как

стимулов для проявления речи исключительное. Это игрушки,

изображающие

одушевлённые

предметы:

животных,

людей.

Например, лошадка, которой играет ребёнок, для него живое

существо. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это

партнёр по общению для ребёнка.

Итак, все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре,

связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре,

желание участвовать в ней, ставить и реализовывать свои цели.



В раздел образования