Напоминание

"Развитие речи младших школьников на уроках русского языка"


Автор: Алена Витальевна Северинова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Зинаидинская ООШ"
Населённый пункт: с. Зинаидино
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

Речь – это источник душевного богатства человека. Для того чтобы речь

была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как

учащимся, так и учителю. Человек всю жизнь совершенствует свою речь,

овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-

то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении

речью приходится на детский возраст – его дошкольный и школьный

периоды [1]. Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе, т.к. это

один из показателей общего развития личности ребенка. Школа должна

научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в

понятной для окружающих форме [2].

Хорошо развитая речь для каждого школьника – это основа умственной

деятельности, а также важнейшее средство коммуникации, познания,

развития, самовоспитания. Умения учеников сравнивать, классифицировать,

систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями

через речь и проявляются так же в речевой деятельности [1]. Поскольку

воспитание

всесторонне

развитой

личности

невозможно

без

совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления,

как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач

школы, и в первую очередь уроков русского языка. Без систематического

обогащения устной и письменной речи на протяжении всех лет обучения

невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего

развития.

Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по

русскому языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только

грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением

выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить

предложения и связную речь [3]. Успехи учащихся в связной речи

обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по

всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения.

С первого класса надо учить детей употреблять в речи вежливые слова и

выражения. Это является неотъемлемой потребностью уроков русского

языка, которые не только формируют у школьников навыки грамотного

письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают

нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном

обществе. Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение

речевого этикета, используются на уроках сказки, игровые задания с куклами

и драматизацией. А также, можно использовать следующие упражнения:

1.Закончи предложения.

При встрече люди (что делают?)__________.

Выглянуло солнышко

и

принесло всем (что?) _______.

2. Игра «Объяснялки»

Объясните, почему принято здороваться при встрече.

3. «Скажи наоборот». Работа с антонимами: до свидания – здравствуйте и

др.

Работа с текстом. Замени подчёркнутые слова антонимами. Как изменился

смысл текста?

Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул

встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции,

и поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

4. Игра «Акроним». По начальным буквам слов,

догадаться о каком

предмете идет речь. Например, тема «Дом», акроним БСД (большой, светлый

дом),

подбирая

различные

имена

прилагательные,

по

этой

теме

обучающиеся разгадывают заданное словосочетание.

5. «Один и много». Изменение слов по числам: друг - друзья.

6. «Скажи ласково». Словообразование: мама - мамочка, солнце - солнышко.

7. «Уменьшение». Словообразование: кот - котенок.

8. «Сочинялки». Продолжи историю.

Жил-был щенок. Что с ним потом стало? Он вырос и стал помогать

пограничникам,

охранять границу.

Жил-был цветок. Что с ним потом

стало? Он превратился в плод с семенами, из которых на следующий

год выросло много цветов.

Жил-был ручеёк. Что с ним потом стало?

Жила-была тучка. Что с ней потом стало?

9. «Спроси!»

Составь и запиши вопросы к данному предложению.

В селе Горловка живут добрые, замечательные люди. Вопросы: Кто

живет в селе Горловка? Какие люди живут в селе Горловка? В каком селе

живут добрые, замечательные люди? И т.д.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. С

помощью дидактических игр

учащиеся могут высказываться свободно,

используя фразы речевого этикета, могут выполнять и «жесткое задание»,

строгих правил, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое

русло их речевую деятельность [3]. Очень важно следить за тем, как говорят

дети, общаясь между собой.

Список используемой литературы:

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 2015.

2.Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. / С.Н.

Карпова, Э.И. Труве. - Ростов - на-Дону, 2018.

3.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А.

Ладыженская, Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. // Книга для

учителя. - М.: Просвещение, 2016



В раздел образования