Автор: Алена Витальевна Северинова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Зинаидинская ООШ"
Населённый пункт: с. Зинаидино
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Речь – это источник душевного богатства человека. Для того чтобы речь
была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как
учащимся, так и учителю. Человек всю жизнь совершенствует свою речь,
овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-
то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении
речью приходится на детский возраст – его дошкольный и школьный
периоды [1]. Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе, т.к. это
один из показателей общего развития личности ребенка. Школа должна
научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в
понятной для окружающих форме [2].
Хорошо развитая речь для каждого школьника – это основа умственной
деятельности, а также важнейшее средство коммуникации, познания,
развития, самовоспитания. Умения учеников сравнивать, классифицировать,
систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями
через речь и проявляются так же в речевой деятельности [1]. Поскольку
воспитание
всесторонне
развитой
личности
невозможно
без
совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления,
как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач
школы, и в первую очередь уроков русского языка. Без систематического
обогащения устной и письменной речи на протяжении всех лет обучения
невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего
развития.
Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по
русскому языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только
грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением
выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить
предложения и связную речь [3]. Успехи учащихся в связной речи
обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по
всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения.
С первого класса надо учить детей употреблять в речи вежливые слова и
выражения. Это является неотъемлемой потребностью уроков русского
языка, которые не только формируют у школьников навыки грамотного
письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают
нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном
обществе. Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение
речевого этикета, используются на уроках сказки, игровые задания с куклами
и драматизацией. А также, можно использовать следующие упражнения:
1.Закончи предложения.
При встрече люди (что делают?)__________.
Выглянуло солнышко
и
принесло всем (что?) _______.
2. Игра «Объяснялки»
Объясните, почему принято здороваться при встрече.
3. «Скажи наоборот». Работа с антонимами: до свидания – здравствуйте и
др.
Работа с текстом. Замени подчёркнутые слова антонимами. Как изменился
смысл текста?
Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул
встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции,
и поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.
4. Игра «Акроним». По начальным буквам слов,
догадаться о каком
предмете идет речь. Например, тема «Дом», акроним БСД (большой, светлый
дом),
подбирая
различные
имена
прилагательные,
по
этой
теме
обучающиеся разгадывают заданное словосочетание.
5. «Один и много». Изменение слов по числам: друг - друзья.
6. «Скажи ласково». Словообразование: мама - мамочка, солнце - солнышко.
7. «Уменьшение». Словообразование: кот - котенок.
8. «Сочинялки». Продолжи историю.
Жил-был щенок. Что с ним потом стало? Он вырос и стал помогать
пограничникам,
охранять границу.
Жил-был цветок. Что с ним потом
стало? Он превратился в плод с семенами, из которых на следующий
год выросло много цветов.
Жил-был ручеёк. Что с ним потом стало?
Жила-была тучка. Что с ней потом стало?
9. «Спроси!»
Составь и запиши вопросы к данному предложению.
В селе Горловка живут добрые, замечательные люди. Вопросы: Кто
живет в селе Горловка? Какие люди живут в селе Горловка? В каком селе
живут добрые, замечательные люди? И т.д.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. С
помощью дидактических игр
учащиеся могут высказываться свободно,
используя фразы речевого этикета, могут выполнять и «жесткое задание»,
строгих правил, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое
русло их речевую деятельность [3]. Очень важно следить за тем, как говорят
дети, общаясь между собой.
Список используемой литературы:
1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 2015.
2.Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. / С.Н.
Карпова, Э.И. Труве. - Ростов - на-Дону, 2018.
3.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А.
Ладыженская, Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. // Книга для
учителя. - М.: Просвещение, 2016