Автор: Абакаев Валерий Иванович
Должность: Абакаев Валерий Иванович,учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей №187"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование
РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНОЙ И
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Данное
методическое
пособие
посвящено
кругу
вопросов,
связанных
с
использованием образовательной робототехники в урочной деятельности в школе в
условиях введения ФГОС.
Данное пособие является методической помощью специалистам и педагогам
образовательных учреждений, ведущим практическую деятельность по реализации
образовательных программ в области образовательной робототехники.
Пособие содержит апробированные материалы, обобщающие опыт внедрения
робототехники как средство развития у обучающихся способностей к научной и
творческой деятельности .
Методическое
пособие
может
быть
использовано
при
реализации
общеобразовательной программы как основного, так и дополнительного образования по
робототехнике, организации и проведении занятий курса урочной, и внеурочной
деятельности по робототехнике, в рамках предметной недели в школе.
Пояснительная записка
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим
прогрессом. Информационно-коммуникационные и инженерные технологии становятся
неотъемлемой частью образовательной деятельности, значительно повышающей ее
эффективность
и
максимально
способствующей
всестороннему
развитию
интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер обучающихся. Таким образом,
формируется
благоприятная
среда
для
развития
инновационного
направления
технического творчества - робототехники. Идея развития творческих способностей и
совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает
государственное значение.
Концепция новых государственных образовательных стандартов сформулирована с
акцентом
на
развитие
творческого
потенциала
обучающихся
и
формирование
познавательных
способностей
в
траектории
собственного
развития
личности.
Образовательная робототехника становится важным элементом и средством работы по
формированию самоопределения детей и молодежи, развития их творческих способностей
и обеспечивает формирование технического и инженерного мышления.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования дал импульс нашей образовательной организации на развитие дисциплин,
связанных с hi-tech инженерией и программированием, и интеграцию робототехники в
учебную и внеурочную деятельность.
Цель
методического
пособия:
обеспечить
теоретическую
и
практическую
готовность педагогических работников образовательных организаций к применению
образовательной
робототехники
во
внеурочной
деятельности,
а
также
в
рамках
дополнительного образования детей.
Внедрение робототехники в образовательный процесс позволит решить следующие
задачи:
1. Создание в ОУ образовательной среды, основанной на лабораториях инженерной
направленности, где учащиеся изучают информатику в неразрывной связи с вопросами
физики и математики.
2.
Обеспечение равного доступа школьников к освоению передовых технологий,
получению практических навыков их применения.
2
3.
Вовлечение школьников в научно-техническое творчество, формирование и
развитие потребностей технического творчества у обучающихся, ранняя профориентация.
4.
Создание творческого сообщества увлеченных робототехникой учащихся.
5.
Выявление,
обучение,
сопровождение
одаренных
детей,
обеспечение
соответствующих условий для их образования и творческого развития.
6.
Организация высоко мотивированной учебной деятельности школьников по
пространственному
конструированию,
моделированию,
программированию
и
автоматическому управлению.
7.
Повышение мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла: физики,
математики, информатики (основ теории управления, кибернетики, искусственного
интеллекта, логики, алгоритмизации).
8.
Демонстрация перспективности обновления содержания курсов «Физика»,
«Информатика» и «Технологии» на базе современных моделирующих и программных
средств.
9.
Создание системы межпредметного взаимодействия и межпредметных связей
информатики, технологии, математики и физики.
10.
Пропедевтика инженерного образования со школьного возраста.
11.
Социализация
школьников
посредством
проведения
соревнований
по
образовательной робототехнике.
Актуальность
данной темы обуславливается новыми задачами в развитии
технического творчества: современной наукой востребованы специалисты, способные
объединить в практической деятельности технические и информационные знания.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного
образования в ФГОС: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов
образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной
жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
Согласно Концепции технологического образования школьников на 2016-2020 гг.
перед школой стоит задача: повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и
профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и
творчески использовать достижения научно-технического прогресса.
3
Поэтому
новизной
темы
в
первую
очередь
является
то,
что
внедрение
робототехники в образовательный процесс является одним из ключевых средством
реализации «Технологического образования», формирующим научно-технологический
потенциал, адекватный современным вызовам мирового технологического развития.
Поэтому преимуществом внедрения робототехники в образовательное пространство
школы является:
•
развитие информационной культуры и взаимодействие с миром научно-
технического творчества;
•
повышение интерактивности ИОС (Робототехника вносит в образовательную
информационную
среду
интерактивность,
многофункциональность
и
возможность
обеспечения деятельностного подхода с чередованием видов деятельности.)
•
многофункциональность и возможность обеспечения деятельностного подхода с
чередованием видов деятельности
•
повышение гибкости структуры обучения (многоуровневые задания) (Процесс
конструирования, программирования и исследования роботов может сделать структуру
обучения достаточно гибкой, будучи выстроен на основе разноуровневых заданий,
поэтому позволяет создать ситуацию успешности для учащихся.
•
формирование ключевых компетенций обучающихся, заложенных в программе
формирования
УУД
(Использование
робототехнических
конструкторов
позволяет
формировать ИКТ-компетентность обучающихся, что является одним из основных
компонентов программы формирования универсальных учебных действий: личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных.
4
1.
Теоретические аспекты и методические аспекты включения робототехники
в образовательное пространство в условиях реализации ФГОС
1.1.
Робототехника как ресурс формирования
ключевых компетенций учащихся
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования.
На протяжении многих лет одной из основополагающих целей школьного
образования было освоение системы знаний, умений и навыков. Ученики в качестве
материала к дальнейшему осмыслению на уроке получали множество фактов, понятий,
дат, имен, терминов и т.п. Такой подход к обучению обеспечивал более высокий уровень
фактических знаний выпускников российских школ по сравнению с большинством стран
мира.
Однако результаты последних международных исследований дают повод не только
порадоваться за существенный подъем уровня математической и естественнонаучной
подготовки учащихся, но и заставляют насторожиться. По мнению экспертов, учебно-
методические комплекты нуждаются «...в наполнении заданиями, базирующимися на
контексте реальных жизненных ситуаций, и требующими для выполнения достаточно
сложных
видов
учебной
деятельности,
в
том
числе
проектной
и
учебно-
исследовательской».
Данные
образовательные
технологии
предполагают
решение
учащимися исследовательских, творческих задач. При этом тематика детских работ
должна быть определена педагогом с учетом возрастных психолого-физиологических
особенностей школьников.
Так для учащихся основного общего образования темы работ можно выбирать из
любой содержательной области, то необходимо помнить, что в соответствии с возрастной
спецификой на первый план у подростка выходит освоение коммуникативных навыков, и
поэтому проектную и исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в
групповых формах, а исследуемые проблемы - близкие пониманию и волнующие
подростков в личном плане, социальных, коллективных или личных взаимоотношений.
Главным результатом этой работы является формирование и воспитание личности,
5
владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. В
качестве одного из решений, позволяющих формировать ключевые компетенции учащихся
на уроках, предлагается встраивание в образовательную деятельность робототехники.
Основу этой новой технологии обучения составляет применение, как в учебной, так
и во внеучебной деятельности, образовательных конструкторов. Робототехнические
комплексы могут быть использованы на таких предметах, как информатика и ИКТ,
технология, математика, физика; на разных уровнях обучения; с различными формами
организации коллективной работы: индивидуально, парами, или в группах. Особое место
образовательный конструктор занимает во внеурочной деятельности. На сегодняшний
день
довольно
прочную
позицию
на
рынке
подобного
вида
товаров
занимают
конструкторы фирмы LEGO. Для дошкольников, детей младшего школьного возраста, а
также учащихся среднего общего образования предлагается продукт ПервоРобот WeDo,
для детей среднего и старшего школьного возраста предлагаются конструкторы
ПервоРобот NXT/EV3.
Использование
LEGO-технологий
в
образовательной
деятельности
позволяет
организовать творческую и исследовательскую работу учащихся, создает условия для
применения знаний, умений и внешних ресурсов при решении задач реального мира, тем
самым, создавая предпосылки для формирования ключевых компетенций, то есть
готовности к эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях в дальнейшем.
Существует немалое количество ключевых компетенций, однако, мы ограничимся
рассмотрением четырех элементарных, на которых базируются все остальные. Дадим
краткую характеристику каждой из основных ключевых компетенций:
•
информационная компетенция - готовность к работе с информацией;
•
коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми,
формируется на основе информационной;
•
кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми,
формируется на основе двух предыдущих;
•
проблемная компетенция - готовность к решению проблем, формируется на
основе трех предыдущих.
Существенную роль при реализации компетентностного подхода играют проекты и
мини-проекты различной направленности.
Уникальностью проектов на основе робототехнических комплексов является то, что
6
построение
моделей
устройств
позволяет
ученику
постигать
взаимосвязь
между
различными
областями
знаний,
что
способствует
интегрированию
преподавания
информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного
мышления через техническое творчество.
Таким образом, робототехника, являющаяся одной из наиболее инновационных
областей в сфере детского технического творчества, объединяет классические подходы к
изучению основ техники и современные направления:
информационное моделирование,
программирование,
информационно-коммуникационные
технологии.
Встраивание
её
элементов в образовательное пространство делает обучение эффективным и продуктивным
для
всех
участников
образовательных
отношений,
а
современную
школу
конкурентоспособной.
1.2.
Образовательная робототехника как способ
формирования универсальных учебных действий
Введение
государственных
стандартов
общего
образования
предусматривает
использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. ФГОС
нацеливают учителей на создание условий для разностороннего развития личности
ребёнка, Вместе с этим результаты образования рассматриваются на основе системно-
деятельностного подхода, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а
добывает их сам в ходе собственной учебно-познавательной деятельности. В процессе
обучения учитель формирует универсальные учебные действия (УУД): личностные,
регулятивные, коммуникативные, предметные, сочетая их с деятельностью творческой,
связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.
LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем,
широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду
обучения
и
развития
ребёнка.
Перспективность
применения
LEGO-технологии
обусловливается
её
высокими
образовательными
возможностями:
многофункциональностью,
техническими
и
эстетическими
характеристиками,
использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО-технологий
формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за
шагом», ключевой для LEGO-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в
собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
LEGO-конструирование
с
компьютерной
поддержкой
позволяет
внедрять
информационные технологии во внеурочную деятельность, овладевать элементами
7
компьютерной грамотности, формировать умения и навыки работы обучающихся с
современными техническими средствами.
Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью - ориентацией
на
результаты
образования,
которые
рассматриваются
на
основе
системно-
деятельностного
подхода.
Такую
стратегию
обучения
помогает
реализовать
образовательная среда LEGO-роботов.
Основным преимуществом
внеурочной деятельности является предоставление
учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
удовлетворение
постоянно
изменяющихся
индивидуальных
социокультурных
и
образовательных потребностей.
Целью внедрения робототехники
во внеурочную деятельность школы является
создание
благоприятных
условий
для
разностороннего
развития
личности:
интеллектуального развития, удовлетворения интересов, способностей и дарований
обучающихся, их самообразования, профессионального самоопределения.
Совместная
работа
обучающихся
на
занятиях
робототехники
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий,
обозначенных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте, таких как личностные и метапредметные
УУД.
В результате внедрения LEGO-роботов в образовательный процесс, конструкторы
помогают сформировать и развить следующие УУД.
мотивационная основа внеучебной деятельности;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
оценивать правильность выполнения действия;
осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков и
несущественных;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёрства в
общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
8
Таким образом, робототехника обладает большим потенциалом в формировании
УУД учащихся, она придает учащимся высокий мотивационный импульс. Как правило,
занятия робототехникой, будь то уроки или внеурочное занятие, пользуются большой
популярностью
у
школьников.
Правильная
организация,
в
соответствии
с
компетентностно-ориентированным подходом, усиливают эффект. Новые подходы в
образовании заставляют и учителя переосмыслить используемые методы и приемы
обучения, заставляют учиться, искать и двигаться вперед.
1.3.
Методические рекомендации использования робототехники
в образовательном процессе
В рамках школьного урока и дополнительного образования робототехнические
комплексы LEGO могут применяться по следующим направлениям:
Демонстрация;
Фронтальные лабораторные работы и опыты;
Исследовательская проектная деятельность.
Среди форм организации внеурочных занятий робототехникой можно выделить:
● Практикум
● Консультация
● Ролевая игра
● Соревнование
● Выставка
● Исследование
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий,
проводимых с применением следующих методов:
1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового
материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения
иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в
процессе разработки собственных моделей).
3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц,
графиков, схем и т.п.).
4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений
и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
9
5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при
разработке проектов).
Основной метод, который используется при изучении робототехники, - это метод
проектов. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных
ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию
сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод,
вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой
исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и
тщательно проработанных заданиях.
Основные этапы разработки LEGO -проекта:
1.
Обозначение темы проекта.
2.
Цель и задачи представляемого проекта. Гипотеза.
3.
Разработка механизма на основе конструктора LEGO -модели NXT/EV3.
4.
Составление программы для работы .
5.
Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что
очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также
самостоятельность школьников. Таким образом, можно убедиться в том, что LEGO,
являясь дополнительным средством при изучении курса информатики, позволяет
учащимся принимать решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая
окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, –
умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. работать в команде.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание
команды и в перспективе участие в городских, региональных, общероссийских и
международных олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию
учеников к получению знаний. Основная цель использования робототехники – это
социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе
формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых
компетентностей учащихся.
10
Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует
развитию
их
коммуникативных
способностей,
развивает
навыки
взаимодействия,
самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и
подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают.
При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально
используется на каждом занятии.
Изучение робототехники достаточно популярно в школах нашей страны, более 2000
школ имеют учебные комплекты для изучения основ робототехники.
Сейчас основная задача - как можно больше молодёжи привлечь к науке и
инженерному делу. Ключевая возможность учебных комплектов по робототехнике —
простая интеграция с любой образовательной программой.
Таблица 1. Формирование ключевых компетенций учащихся в курсе робототехники
Компетенция
Характеристика
компетенции
Формирование компетенции
учителем
учеником
Информационная
Поиск информации с
использованием
различных
источников: книг,
дисков, Интернета.
Владение навыками
использования
информационных
устройств:
компьютера,
принтера, модема,
копира.
Выработка навыков
работы со
справочной
литературой и
информационными
технологиями.
•
умение пользоваться
компьютерными
технологиями;
•
умение работать со
справочной литературой;
•
обработка и передача
информации;
•
оформление сообщений о
созданных проектах.
Коммуникативная
Поведение в классе,
устная
коммуникация.
Работа по
формированию
навыков общения на
теоретических и
практических
занятиях.
•
умение работать в рамках
поставленной задачи;
•
умение подготовить
сообщение по выбранной
теме.
Работа в группах.
Общее
руководство во время
сборки и
программирования
моделей.
•
распределение обязанностей
в группах;
•
оценка друг друга;
•
самооценка.
Учебно
-
познавательная
Межпредметная
связь: математика,
физика - при
расчётах;
информатика -
программирование
Инструктаж по
построению
программ,
чертежей,
конструкций в
специальных
I уровень:
•
умение пользоваться
инструкционной картой;
•
программирование
действий робота по образцу;
•
исследовательская работа
11
действий робота;
черчение -
построении
чертежей;
технология,
электроника -
конструирование;
русский язык,
литература -
оформление
сообщений и
творческих проектов.
программах.
Подготовка
демонстрационного
материала для
конструирования,
программирования.
по моделированию
конструкции;
•
оформление и защита
работы.
II уровень:
•
самостоятельное построение
конструкции робота без схем и
инструкций;
•
программирование действий
робота в зависимости от
поставленной цели;
•
исследовательская работа
по выбору конструкции для
решения определенных задач;
•
оформление и защита
сообщений и творческих
проектов.
Здоровье
сберегающие
Знать и применять
правила техники
безопасности,
применять
физкультминутки для
отдыха органов
зрения, рук,
позвоночника.
Инструктаж по
технике
безопасности,
изучение
гимнастики для глаз,
рук, упражнений для
осанки.
•
соблюдение правил техники
безопасности при работе;
•
выполнение расслабляющих
пауз под руководством
учителя;
•
самостоятельно создавать
ресурсы для динамических
пауз.
12