Автор: Казакова Вера Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Макаричская ООШ
Населённый пункт: д.Макаричи,Красногорский район,Брянская область
Наименование материала: Доклад на педсовете по теме:
Тема: «Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ОО»
Раздел: начальное образование
Обновленные ФГОС как вектор развития школы
Новые государственные общеобразовательные стандарты ( или стандарты 3-го
поколения) –утверждены 30 мая 2021 года.
С 1 сентября 2022 года начал действовать обновленный ФГОС в каждой школе, а
обучающиеся принятые в первые и пятые классы, в 2022 году начали учиться по
обновлённым ФГОС.
Проведём небольшой блиц-опрос, чтобы настроиться на работу по нашей теме.
-Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС ООО.
-В каком году принят ФГОС? 2004 г.
-Какой подход лежит в основе стандартов?(системно-деятельностный)
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты.
Они представляют собой совокупность требований к программам.
Основными задачами ФГОС являются
создание единого образовательного пространства по всей
Российской Федерации
обеспечение преемственности образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего
образования
конкретизация требований к обучающимся
вариативность
содержания образовательных программ
Обратим внимание на модель введения обновлённых ФГОС.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к
обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только
общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается,
что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по
каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и
что освоит.
Я остановлюсь на ключевых моментах.
Вариативность
Новые стандарты требуют, чтобы содержание ООП было вариативным. Это значит,
что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и
предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы,
учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного
изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные
учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами
учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать
программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и
запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и
требования к предметным результатам.
ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной
программы
•
Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет для
общего образования не более 5 лет.
•
Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным
программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может
быть увеличен не более чем до 6 лет.
•
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения
программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.
Оценка результатов освоения ООП
•
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных
в порядке, установленном Организацией.
•
Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО
не предусматривают.
•
Оценка личностных результатов освоения программы общего образования не
является предметом промежуточной аттестации.
Практически полностью изменились требования к результатам освоения программы
НОО.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем
видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они
конкретно
определяют требования
к
личностным
и
метапредметным
образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были
просто перечислены, то в новых
они описаны по группам
.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия;
трудовое;
экологическое;
ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных
действий:
овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
–
базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –
общение, совместная деятельность;
овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями
–
самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались
обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
Например,
один
из
критериев,
по
которому
нужно
будет
оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение
ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов
педагогам будет
проще
организовывать
на
уроках
систему
формирующего
оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Требования
к
метапредметным
результатам
сформулированы
в
категориях
системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было
осуществлять ,формулировать, использовать)
Предметные результаты
1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.
2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует
государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик
получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)
3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому
подобное).
4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение
знаний и конкретных умений.
5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом
ВПР, НИКО и т.д.
Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях
системно-деятельностного
подхода
«осознавать,
владеть,
понимать,
использовать».
Основные изменения,
внесенные в обновленный ФГОС НОО и ООО
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития
межпредметных
навыков
(проведение
лабораторных
работ,
внеурочной деятельности и т.д.).
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами
учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов
ежегодно и т.п.).
Строго
обозначено,
какие
темы
должны
освоить
дети
в
определенный год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не
рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Вводится предмет «Функциональная грамотность»
как одна из
составляющих на уроках географии, математики, информатики,
окружающего мира.
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников
всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме
того, уточнено минимальное и максимальное количество часов,
необходимых
для
полноценной
реализации
основных
образовательных программ.
Расширяются
возможности
для
реализации
права
выбора
педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на
любом языке Российской Федерации.
Прописана процедура оценки качества образования (ВПР и т.д.)
Прописана возможность реализации системы образования через
семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для
своего ребенка образовательный маршрут.
Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде
образовательной организации, в том числе электронной.
Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с
детьми с ОВЗ.
Разрешено деление классов на подгруппы.
Предъявлены общие требования к оснащенности кабинетов.
Введены единые требования к составлению рабочих программ, в
том числе и программ внеурочной деятельности.
Определено базовое содержание программы воспитания.
Вывод:
•
Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед.
•
Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому
времени.
•
Вариативность содержания и сроков образования
•
Личный образовательный маршрут
•
Индивидуальные учебные планы
•
Деление на группы
•
Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться
индивидуальные маршруты, какие нормативные документы,
подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое
требуется сопровождение со стороны школ.
Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!
Китайская народная мудрость гласит, не дай бог жить во времена перемен. А нам
выпало именно такое время. Перемены – это трудно, «неудобно», ответственно. Но
именно мы, педагоги, держим в своих руках будущее нашей страны. Главное не
отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые
замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не
дадут результата, если не начать с себя.
Решение педагогического совета
1. Изучить на ШМО ФГОС НОО и ООО
2. Провести классные родительские собрания в классах, посвященных переходу на
новые ФГОС ООО
3. Скорректировать график повышения квалификации педагогов.
4. Учителям-предметникам подготовить проекты новых рабочих программ, курсов,
модулей, программ внеурочной деятельности в электронном виде согласно
структуре в 2023-2024 учебном году.